Идеи для маленьких гениев

Как воспитать детей умными, талантливыми и даже финансово грамотными

Идеи для маленьких гениев Как воспитать детей умными, талантливыми и даже финансово грамотными

Красноярский конкурс «Воспитатель-2015» показал, что в нашем крае работают талантливейшие педагоги. Судя по проектам, которые они представили жюри, попасть к ним в группу – настоящая удача для малыша и его родителей: настолько интересные и нестандартные подходы используются для того, чтобы маленький человек стал более инициативным, смышленым, читающим и даже финансово грамотным… Творческие находки лучших воспитателей могут с успехом воплотить в домашних условиях и сами родители.

«Театр, который учит продуктивному чтению»

Победитель проекта Зоя Гюнтер

Многие родители мечтают о том, чтобы ребенок начал читать как можно раньше, еще в дошкольном возрасте. Но не все задумываются: а понимает ли он смысл прочитанного? Нередко даже младшие школьники, прочтя задание или часть учебного параграфа, не могут пояснить, о чем идет речь, не говоря уже о пересказе. Проблема в том, что механизм «вдумчивого» чтения развивается в дошкольном возрасте, и, упустив благоприятный период, можно, к сожалению, столкнуться потом с проблемами в школе. Что предложила победитель конкурса?

– Идея совмещения технологии продуктивного чтения и такого необычного оборудования, как театр «Камишибай», появилась у меня в прошлом году, – рассказывает Зоя Гюнтер, воспитатель детского сада № 312. – В проекте процесс чтения построен таким образом, что ребенок одновременно слышит текст и видит изображение, что очень важно для детей, имеющих проблемы с речевым развитием. К сожалению, на российских сайтах я вообще не смогла найти информацию о театре «Камишибай». Европейский и японский вариант оборудования я приобрела за границей. Конструкция театра организует пространство чтения таким образом, что лишние детали не отвлекают ребенка, и все его внимание устремлено на картинку и восприятие текста. В комплект входят иллюстрации книги, которые располагаются в определенном порядке и постепенно меняются. Что это дает? Чем больше анализаторов будет использовано (зрительный образ, звук), тем лучше ребенок воспримет текстовую информацию: в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образное мышление, поэтому наглядность очень важна. Она позволяет ребенку вникнуть в содержание текста, осмыслить его, а также развить психические процессы – такие как воображение, творческое мышление, память. После прочтения книги ребенок может взять иллюстрации и, вставляя картинки в определенном порядке, пересказать текст родителям или друзьям. Причем, если получен эмоциональный отклик, то ребенок слово в слово повторяет содержание. Также малыш с легкостью может импровизировать: придумывать свое продолжение, вводить новых героев и т. д. Все это направлено и на развитие потребности в книге, чтобы дети больше читали.

«Удивительные эксперименты»

Участница конкурса Роза Хачатрян

Нередко представление об окружающем мире малыши получают, проводя небольшие «опыты»: разливая, разбивая, пересыпая, облизывая все, что попадается на пути… Поощряют ли подобную деятельность родители? Вопрос риторический. А вот специалисты говорят: «Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью дошкольника – это эффективное и доступное средство интеллектуального, познавательного развития». Доказано, что лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте могут привести к серьезным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказаться на интеллектуальном и творческом развитии детей, на способности обучаться в дальнейшем.

– Сейчас очень актуальная тема – инициатива ребенка, и я много думала, а что же он захочет делать сам? – рассказывает Роза Хачатрян, воспитатель детского сада № 295. – Как бы ни хотели родители, никогда он самостоятельно не возьмет тетрадку, не будет прилежно сидеть и писать буквы. Заставить можно. Договориться. А что он по своей воле захочет делать? Рисовать? Ну, здесь нет ничего нового. И дома, и в детском саду он этим занимается. Я решила дать ребенку возможность делать то, к чему он стремится, но что ему чаще всего не разрешают – возможность ставить эксперименты. А так как мы в группах не только проводим эксперименты, но и еще обязательно делаем выводы – к какому результату пришли, насколько он ожидаем, – это еще стимулирует развитие речи. Более того, в процессе экспериментирования активизируются мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. В моем уголке экспериментирования есть разные приборы: песочные часы, весы, компас, магниты, сосуды из различных материалов, камешки, природный материал, шишки, желуди, горох, косточки плодов… Опыты и эксперименты родители могут придумывать в домашних условиях. Это развивает и мелкую моторику, и познавательную активность детей, и дает ребятишкам возможность научиться соблюдать правила. Старшие дошкольники, как маленькие ученые, могут поставить себе задачу выяснить что-либо, проверить на собственном опыте. Я придумала такой принцип-ПИН: что в результате эксперимента вы узнали Полезного, Интересного и Нужного? Чем старше ребенок, тем сложнее эксперимент. Но и для малышей он тоже важен. К примеру, у меня есть и проволока, и гвоздики: можно подойти, рассмотреть, потрогать – и понять: кое-что из этих материалов может быть опасным. Вот примеры совместных опытов с родителями:

1. Куда пропали чернила?

В пузырек с водой капните чернил или туши, чтобы раствор был бледно-голубым. Туда же положите таблетку растолченного активированного угля. Закройте горлышко пальцем и взболтайте смесь. Она посветлеет на глазах: уголь впитывает своей поверхностью молекулы красителя, и его уже и не видно.

2. Всасывание воды.

Поставьте цветок в воду, подкрашенную любой краской. Понаблюдайте, как изменится окраска цветка. Объясните, что стебель имеет проводящие трубочки, по которым вода поднимается к цветку и окрашивает его, и такое явление всасывания воды называется осмосом.

«Большая экономика для маленьких»

Участница конкурса Ольга Айдарова

Необходимость азов рационального управления денежными средствами даже для совсем маленьких детей вряд ли кем-то будет оспариваться в современном обществе. Но если даже программы финансовой грамотности для взрослых фактически не работают, в средней школе такого предмета, как экономика, нет, то что говорить о малышах? Тем более ценен опыт педагога из детского сада № 7 Красноярска, которая не только помогает разобраться с понятиями «дорого – дешево», но и прививает такое редкое качество, как бережливость, почему-то воспринимаемое многими сейчас как архаизм.

Родители часто жалуются, что дети просят купить в магазине какую-нибудь безделушку и не хотят слышать объяснения – «нет денег», «у тебя уже много таких игрушек», – рассказывает Ольга Айдарова, воспитатель детского сада № 7. – А дети, в свою очередь, жалуются на родителей, что они их не любят, потому что не покупают игрушки.

После анализа такой ситуации и появился проект, который помогает решать эту проблему. Могу уже подвести первые итоги и сказать, что дети пытаются контролировать свои желания, находить альтернативные варианты их реализации. Родители, в свою очередь, учатся аргументировать свой отказ в покупке какой-либо вещи или игрушки. Дети стали бережливее и отзывчивее. Малыши приносят из дома макулатуру, помогают родителям копить пластиковые бутылки. Все это мы потом сдаем, а полученный «приход» отмечаем в нашей маленькой «книжке учета». Дети сами могут решить: мы уже накопили на то, что хотели приобрести (к примеру, игру), или еще надо постараться? Мы вместе с малышами советуемся, к примеру, сколько грядок овощей посадить на территории сада: одну – значит, нашей морковки хватит только на то, чтобы отдать ее повару, или две – в таком случаем мы можем еще и ярмарки устраивать: приглашать родителей, которые бы покупали наш урожай. Что еще делаем? Для экономии мы с детьми реализуем проект по обмену игрушками: зачем просить маму купить ее, если можно просто на время обменяться? Надеюсь, что с помощью разработанной системы у детей будут заложены основы экономической культуры. Родителям могу посоветовать хорошую книжку «Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом».

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
10 декабря 2024
Край активного долголетия: «Дедушка-ГТО» и «Бабушки-йоги»
Помните, как в советской песне поется «Старость меня дома не застанет, я в дороге, я в пути». И это совсем
Без рубрики
6 декабря 2024
«Транснефть – Западная Сибирь»: 70 лет в истории
Нефть, словно кровь в организме, питает экономику, давая возможность развиваться промышленности, транспорту и энергетике. Но чтобы этот жизненный поток не
Без рубрики
6 декабря 2024
«Зеленые школы» Красноярья
28 ноября в здании Государственной универсальной научной библиотеки подведены итоги большого просветительского проекта «Зеленые школы» Красноярья. Миссия: чистая земля», приуроченного