Красноярский конкурс «Воспитатель-2015» показал, что в нашем крае работают талантливейшие педагоги. Судя по проектам, которые они представили жюри, попасть к ним в группу – настоящая удача для малыша и его родителей: настолько интересные и нестандартные подходы используются для того, чтобы маленький человек стал более инициативным, смышленым, читающим и даже финансово грамотным… Творческие находки лучших воспитателей могут с успехом воплотить в домашних условиях и сами родители.
«Театр, который учит продуктивному чтению»
Победитель проекта Зоя Гюнтер
Многие родители мечтают о том, чтобы ребенок начал читать как можно раньше, еще в дошкольном возрасте. Но не все задумываются: а понимает ли он смысл прочитанного? Нередко даже младшие школьники, прочтя задание или часть учебного параграфа, не могут пояснить, о чем идет речь, не говоря уже о пересказе. Проблема в том, что механизм «вдумчивого» чтения развивается в дошкольном возрасте, и, упустив благоприятный период, можно, к сожалению, столкнуться потом с проблемами в школе. Что предложила победитель конкурса?
– Идея совмещения технологии продуктивного чтения и такого необычного оборудования, как театр «Камишибай», появилась у меня в прошлом году, – рассказывает Зоя Гюнтер, воспитатель детского сада № 312. – В проекте процесс чтения построен таким образом, что ребенок одновременно слышит текст и видит изображение, что очень важно для детей, имеющих проблемы с речевым развитием. К сожалению, на российских сайтах я вообще не смогла найти информацию о театре «Камишибай». Европейский и японский вариант оборудования я приобрела за границей. Конструкция театра организует пространство чтения таким образом, что лишние детали не отвлекают ребенка, и все его внимание устремлено на картинку и восприятие текста. В комплект входят иллюстрации книги, которые располагаются в определенном порядке и постепенно меняются. Что это дает? Чем больше анализаторов будет использовано (зрительный образ, звук), тем лучше ребенок воспримет текстовую информацию: в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образное мышление, поэтому наглядность очень важна. Она позволяет ребенку вникнуть в содержание текста, осмыслить его, а также развить психические процессы – такие как воображение, творческое мышление, память. После прочтения книги ребенок может взять иллюстрации и, вставляя картинки в определенном порядке, пересказать текст родителям или друзьям. Причем, если получен эмоциональный отклик, то ребенок слово в слово повторяет содержание. Также малыш с легкостью может импровизировать: придумывать свое продолжение, вводить новых героев и т. д. Все это направлено и на развитие потребности в книге, чтобы дети больше читали.
«Удивительные эксперименты»
Участница конкурса Роза Хачатрян
Нередко представление об окружающем мире малыши получают, проводя небольшие «опыты»: разливая, разбивая, пересыпая, облизывая все, что попадается на пути… Поощряют ли подобную деятельность родители? Вопрос риторический. А вот специалисты говорят: «Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью дошкольника – это эффективное и доступное средство интеллектуального, познавательного развития». Доказано, что лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте могут привести к серьезным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказаться на интеллектуальном и творческом развитии детей, на способности обучаться в дальнейшем.
– Сейчас очень актуальная тема – инициатива ребенка, и я много думала, а что же он захочет делать сам? – рассказывает Роза Хачатрян, воспитатель детского сада № 295. – Как бы ни хотели родители, никогда он самостоятельно не возьмет тетрадку, не будет прилежно сидеть и писать буквы. Заставить можно. Договориться. А что он по своей воле захочет делать? Рисовать? Ну, здесь нет ничего нового. И дома, и в детском саду он этим занимается. Я решила дать ребенку возможность делать то, к чему он стремится, но что ему чаще всего не разрешают – возможность ставить эксперименты. А так как мы в группах не только проводим эксперименты, но и еще обязательно делаем выводы – к какому результату пришли, насколько он ожидаем, – это еще стимулирует развитие речи. Более того, в процессе экспериментирования активизируются мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. В моем уголке экспериментирования есть разные приборы: песочные часы, весы, компас, магниты, сосуды из различных материалов, камешки, природный материал, шишки, желуди, горох, косточки плодов… Опыты и эксперименты родители могут придумывать в домашних условиях. Это развивает и мелкую моторику, и познавательную активность детей, и дает ребятишкам возможность научиться соблюдать правила. Старшие дошкольники, как маленькие ученые, могут поставить себе задачу выяснить что-либо, проверить на собственном опыте. Я придумала такой принцип-ПИН: что в результате эксперимента вы узнали Полезного, Интересного и Нужного? Чем старше ребенок, тем сложнее эксперимент. Но и для малышей он тоже важен. К примеру, у меня есть и проволока, и гвоздики: можно подойти, рассмотреть, потрогать – и понять: кое-что из этих материалов может быть опасным. Вот примеры совместных опытов с родителями:
1. Куда пропали чернила?
В пузырек с водой капните чернил или туши, чтобы раствор был бледно-голубым. Туда же положите таблетку растолченного активированного угля. Закройте горлышко пальцем и взболтайте смесь. Она посветлеет на глазах: уголь впитывает своей поверхностью молекулы красителя, и его уже и не видно.
2. Всасывание воды.
Поставьте цветок в воду, подкрашенную любой краской. Понаблюдайте, как изменится окраска цветка. Объясните, что стебель имеет проводящие трубочки, по которым вода поднимается к цветку и окрашивает его, и такое явление всасывания воды называется осмосом.
«Большая экономика для маленьких»
Участница конкурса Ольга Айдарова
Необходимость азов рационального управления денежными средствами даже для совсем маленьких детей вряд ли кем-то будет оспариваться в современном обществе. Но если даже программы финансовой грамотности для взрослых фактически не работают, в средней школе такого предмета, как экономика, нет, то что говорить о малышах? Тем более ценен опыт педагога из детского сада № 7 Красноярска, которая не только помогает разобраться с понятиями «дорого – дешево», но и прививает такое редкое качество, как бережливость, почему-то воспринимаемое многими сейчас как архаизм.
Родители часто жалуются, что дети просят купить в магазине какую-нибудь безделушку и не хотят слышать объяснения – «нет денег», «у тебя уже много таких игрушек», – рассказывает Ольга Айдарова, воспитатель детского сада № 7. – А дети, в свою очередь, жалуются на родителей, что они их не любят, потому что не покупают игрушки.
После анализа такой ситуации и появился проект, который помогает решать эту проблему. Могу уже подвести первые итоги и сказать, что дети пытаются контролировать свои желания, находить альтернативные варианты их реализации. Родители, в свою очередь, учатся аргументировать свой отказ в покупке какой-либо вещи или игрушки. Дети стали бережливее и отзывчивее. Малыши приносят из дома макулатуру, помогают родителям копить пластиковые бутылки. Все это мы потом сдаем, а полученный «приход» отмечаем в нашей маленькой «книжке учета». Дети сами могут решить: мы уже накопили на то, что хотели приобрести (к примеру, игру), или еще надо постараться? Мы вместе с малышами советуемся, к примеру, сколько грядок овощей посадить на территории сада: одну – значит, нашей морковки хватит только на то, чтобы отдать ее повару, или две – в таком случаем мы можем еще и ярмарки устраивать: приглашать родителей, которые бы покупали наш урожай. Что еще делаем? Для экономии мы с детьми реализуем проект по обмену игрушками: зачем просить маму купить ее, если можно просто на время обменяться? Надеюсь, что с помощью разработанной системы у детей будут заложены основы экономической культуры. Родителям могу посоветовать хорошую книжку «Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом».