Игра без слов помогает раскрыть способности особых детей

Ричард Хэйхоу: «Я вижу, как человек пробуждается»

Игра без слов помогает раскрыть способности особых детей Ричард Хэйхоу: «Я вижу, как человек пробуждается»

– А можно еще один стул в круг поставить? – мама держит за руку пятилетнего мальчишку. – Мы тоже в круг хотим, как вчера.

«Да-да, можно конечно!» – откуда-то из-за ширмы появляется еще один стул. Довольный бутуз садится в круг, видно, что он ждет начала с большим нетерпением. В зале «Спортэкса» не протолкнуться – на последний мастер-класс Ричарда Хэйхоу пришло около 200 человек. Организаторы знали: люди будут, но что новые принципы работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, будут так востребованы, никто даже предположить не мог.

Другой театр

игра_без_слов_2.jpg– Это не представление, не клоунада. Это особая методика работы с детьми, имеющими проблемы в обучении, – поясняет ведущий родителям и специалистам, которые пришли впервые.

«Дети, имеющие проблемы в обучении» – формулировка, используемая в Англии для обозначения всех детей, у которых есть проблемы со здоровьем. Ричард Хэйхоу как раз оттуда. Директор театра со сложным и смешным названием Shysters. Автор методики mimetics – она предполагает работу с детьми без слов, физический театр, где нужно играть всем телом. Ричард 25 лет занимается с детьми и взрослыми.

В зале начинает звучать музыка, и все сидящие в кругу хлопают в ладоши. Получается слаженно – в такт. Дело в том, что прошлое занятие начиналось таким же образом (а семинары Ричарда в Красноярске идут несколько дней – и всегда с аншлагом). Для детей, у которых есть проблемы с обучением, очень важно начинать всегда одинаково. В круге около 30 человек – родители с детьми. Но хлопают в такт все – логопеды, дефектологи, простые школьные учителя, сидящие за их спинами в зале. Они приготовили блокноты – после каждого такого семинара у них очень много материала, который внедряется в ежедневную практику.

В один момент в руках у Ричарда оказывается шарф. Простой шарф. Он подходит к каждому ребенку и змеей запускает его в руки. Нужно поймать кончик шарфа – и тогда Ричард вытащит сидящего в центр круга и будет с ним танцевать. Родители следят за происходящим с замиранием сердца: для многих детей делать что-то на публике, даже просто смотреть в глаза другому человеку, прикасаться к нему – это настоящий прорыв. Именно этого ждет мастер.

– Да он никогда бы раньше на публику не вышел, – белокурая Лариса Мельникова, мама 13-летнего Ильи, наблюдает за игрой издали. Илья приходит на занятия к Ричарду уже третий год – в третий раз в Красноярск этого специалиста привозит Международный институт аутизма. – В самый первый раз он почти ничего не понял. А потом случилось чудо – он начал повторять то, что мы делали на семинаре. Сказал мне как-то: в школу не хочу, хочу к Ричарду. Он его каждый год ждет, очень любит. Да и сам Ричард – чудо: мы не подозревали, что такие люди на нашей планете есть. Инопланетяне просто! С нами ведь никто не хотел заниматься…

Сейчас Илья год занимается в инклюзивной театральной студии фонда «Право на счастье». В спектаклях у него есть свои роли.

Англичанин невозможно обаятелен. Вот и Елена Черенева, директор Международного института аутизма, вспоминает, что увидела впервые, как он работает, и решила привезти его в Красноярск. За это ей благодарны родители, у которых появилась возможность привести своих детей на занятия к специалисту мирового уровня, и общественные организации, занимающиеся инклюзией, – «Право на счастье», «Открытые сердца», КРООСТАДОРС «Играя Действовать». Только совместная работа всех этих общественников позволила провести семинары в Красноярске на высоком уровне. Один Международный институт аутизма не вытянул бы. Сейчас его специалисты активно ищут поддержку, чтобы продолжать проводить подобные проекты в Красноярске.

«Еще!»

Ричард Хэйхоу сначала работал в обычном любительском театре и, как он сам шутит, не особенно в этом преуспел. Потом у него появилась необычная группа – в ней были 17–18-летние ребята с ограниченными возможностями здоровья. Не могли говорить, поэтому обычный театр – со сценарием и словами – был невозможен. Однажды режиссер принес на занятия маски. И дело пошло. Фокус внимания переместился на тело.

Тем временем музыка меняется – и в руках Ричарда появляется простая черная шляпа. (Весь реквизит, который необходим для этой сложной методики, помещается в одну спортивную сумку: шляпа, шарфы, мягкие кубики, мешочки с фасолью…)

Сейчас задача участника – повторить ту эмоцию, которую блестяще изображает Ричард. Умение распознавать и выражать эмоции – один из важнейших навыков для людей с расстройствами аутистического спектра: то, что обычно получается само собой, в этом случае нужно тренировать. И не в простой жизни, для этого хорошо подходит такая игра. Еще одна проблема – обучить ребенка азам социального взаимодействия: дети с трудностями в обучении совсем не умеют лукавить, обманывать. Родители говорят: на одном из семинаров Ричард показывал игру со стульями: для того чтобы победить в ней, нужно было немного хитрить. И после этого действа дети понимали: не всегда можно и нужно быть прямолинейными.

Не все ребята сразу и с удовольствием включаются в игру. Дети разные, кому-то взаимодействовать сложнее, кому-то легче. Один из мальчишек сидит на полу – на первый взгляд кажется, у него не получается ничего. Чуть поодаль сидят мама и папа, видно, как они напряжены – каждые три минуты подрываются, чтобы увести своего сына из круга: боятся, что он кому-то может помешать. Ассистент или сам Ричард мягко возвращают их назад: все в порядке, все так и должно быть. В один момент у мальчишки получается игра со шляпой: он снимает и бросает ее на пол. Ричард повторяет это движение. Так они играют вместе некоторое время.

Тем временем мастер переходит к последнему упражнению – марионетки: в нем ребенок должен позволить другому человеку создать из него живую статую. Вот эта рука – сюда, нога – вот так. Дети улыбаются, видно, что такое взаимодействие, прикосновение им приносит радость – жаль, что семинар заканчивается.

Когда интерактивная часть для детей подходит к концу, зал опять наполняется – на этот раз взрослыми.

– А как эти занятия помогают развить речь? – кто-то задает волнующий многих вопрос из зала.

– Вы понимаете, я ведь не логопед, – начинает объяснять Ричард. А потом вспоминает, как год назад работал с 7-летним мальчиком, который не говорил. Игра была очень простой – нужно положить на голову несколько разноцветных мешочков с фасолью, а потом – бух! – сбросить их. Она нравится детям. И после того как мешочки в очередной раз упали на пол, Ричард услышал отчетливое «Еще!». А потом – «еще», «еще» и «еще». Первое слово неговорящего ребенка. Педагоги мальчика, которые были рядом, плакали – они несколько недель пытались научить этому слову, и ничего не получалось. А в игре оно возникло как бы само собой. И это главный принцип методики – развивать в игре необходимые навыки через то, что ребенку на самом деле нравится.

Разделить чудо

Ричард Хэйхоу проработал со своей первой труппой 14 лет. Сейчас его методика с успехом используется и для детей, и для взрослых. Недавно один из его учеников, 25-летний молодой человек, получил предложение частично сыграть в спектакле по Шекспиру. В настоящем большом театре.

– Эти дети, может быть, никогда в жизни не выйдут на сцену и не будут играть в театре, – Ричард обводит глазами зал, по которому разбежались участники его семинара. – Не это главное. Для них важно другое. Знаете, когда мальчик Боря понял игру со шляпами, мы раскачивались вместе. Вы не видели его лица – оно было очень счастливым. У него получилось. Мы разделили этот момент. И это на самом деле было чудом. И мне в том, что я делаю, больше всего нравится именно это – видеть, как человек пробуждается. Видеть, как он становится другим.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
10 декабря 2024
Край активного долголетия: «Дедушка-ГТО» и «Бабушки-йоги»
Помните, как в советской песне поется «Старость меня дома не застанет, я в дороге, я в пути». И это совсем
Без рубрики
6 декабря 2024
«Транснефть – Западная Сибирь»: 70 лет в истории
Нефть, словно кровь в организме, питает экономику, давая возможность развиваться промышленности, транспорту и энергетике. Но чтобы этот жизненный поток не
Без рубрики
6 декабря 2024
«Зеленые школы» Красноярья
28 ноября в здании Государственной универсальной научной библиотеки подведены итоги большого просветительского проекта «Зеленые школы» Красноярья. Миссия: чистая земля», приуроченного