Меню Поиск
USD: 75.03 -0.16
EUR: 88.95+0.32
№ 27 / 1205

Игра в копилку

Как заложить фундамент благосостояния ребенка?

В период самоизоляции многие жители края были вынуждены взять в руки калькулятор: кто-то считает потери от приостановки своей деятельности как индивидуального предпринимателя, другие, наоборот, оценивают экономию на транспорте и тех тратах, которые сейчас уже не надо совершать. А может, имеет смысл посадить рядом с собой детей? Чтобы воспользоваться моментом и начать очень важный разговор – о финансах.

Научить планированию

Многие откладывают его, считая, что раз у ребенка пока нет собственных денег, то и говорить не о чем. Но на самом деле это неправильно. Модель взаимоотношений с деньгами ребенок чаще всего берет из собственной семьи, именно родители становятся его первыми финансовыми консультантами. От того, насколько успешны они в этой роли, во многом зависит и то, насколько благополучно будет жить их сын или дочь. Никто из родителей не в состоянии гарантировать им отличную карьеру, стабильную зарплату или устойчивый курс рубля. Но они могут научить детей грамотно распоряжаться теми ресурсами, что есть. Иначе нет никакой гарантии, что через несколько лет «заветные мечты» любимых чад, а может, и просто предметы первой необходимости не будут финансироваться из пенсии мамы и папы.

Поэтому уже сейчас нужно перестать, даже если возможность, покупать все, что просит ребенок. Лучше выдавать карманные деньги и обязательно на определенный период – к примеру, на неделю или две. Так ребенок не будет тратить их сразу же после получения, ведь какой смысл в сбережении, если завтра же он получит сумму, которая ему нужна? Он должен научиться грамотному планированию своих, пока небольших средств.

Детей постарше можно отправлять в магазины самостоятельно, чтобы они закупили продукты на несколько дней, а после этого провести грамотный анализ: к примеру, был выбран очень дорогой йогурт или крупа, которая ничем не отличается от той, что продается в более дешевой упаковке. Попробуйте вместе подсчитать возможную экономию. 

Обезопасить от мошенников

Уже с 10 лет детям можно рассказывать о финансовых тратах семьи: как распределяется заработная плата, сколько откладывается на отпуск и крупные покупки, тратится на обслуживание кредитов.

Можно совместно подсчитать, сколько примерно придется переплачивать за коммунальные услуги, если не закрывать кран и не выключать свет в комнатах, где никто не находится. А потом «перевести» эти суммы в товары, на которые так часто просят деньги, – сладости, игрушки и т. д.

В современном мире, когда дети активно пользуются телефонами и планшетами и чуть ли не с пеленок заводят аккаунты в соцсетях, нельзя обойти тему различного рода мошенничеств.

Лучше заранее обсудить с ребенком, с какими способами вымогательства он может столкнуться и как действовать в таких ситуациях. К примеру, в соцсети может прийти сообщение от друга с просьбой срочно перевести хотя бы немного денег. Или на телефон поступит информация о том, что на номер был случайно сделан перевод и нужно перевести деньги назад. Есть смысл рассказать и о различных сервисах, которые так легко подключить, нажав не ту кнопку, и в результате потерять определенную сумму.

И, наконец, один из самых важных моментов. Прежде чем чему-то научить, надо самому обладать хотя бы азами правильного планирования бюджета. Если ребенок будет видеть, как родители тратят немаленькую заработную плату за несколько дней и при этом берут кредит на все, вплоть до покупки сезонной обуви, – он, скорее всего, будет поступать так же.

КОМПЕТЕНТНО

Среди основных функций Банка России – надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп, управление золотовалютными резервами… Наверное, в данном учреждении знают о деньгах все. Поэтому сотрудников ЦБ мы попросили поделиться своим опытом по обучению детей.

Татьяна Крохина, начальник административного отдела Отделения Красноярск Банка России:

– Своим дочерям я начинала регулярно выдавать деньги примерно с третьего класса. Получали они их два раза в месяц, как и большинство взрослых свою зарплату. Мы вместе садились и рассчитывали, сколько дочки потратят на еду, на проезд, необходимые покупки за полмесяца. Так дети привыкали планировать и растягивать «зарплату» до следующей выплаты. В 14 лет оформляла им банковские карты. В банковском приложении дочкам еще проще было проанализировать свои платежи и спланировать расходы. Сейчас дети повзрослели, и я с удовольствием отмечаю, что у них не бывает незапланированных трат и ситуаций, когда деньги вдруг закончились.

Дмитрий Лущаев, начальник отдела наличного денежного обращения  Отделения Красноярск Банка России:

– Как обращаться с деньгами, объяснял дочери с рождения. В 14 лет, когда она стала достаточно взрослой для совершения самостоятельных регулярных покупок, оформил ей бесконтактную карту. Следующим шагом было установление приложения мобильного банка. Я рассказал дочери об основных принципах клиентского общения с банком в онлайне. С появлением карты у нее появились и регулярные обязанности покупать определенные продукты, бытовую химию. Она сама оплачивает мобильную связь, интернет. Считаю также важным обязательно рассказывать детям правила безопасного использования карт и оплаты покупок в интернете. Мы с дочкой об этом поговорили.

№ 27 / 1205

Комментарии:

Добавить комментарий

Все поля обязательны для заполнения

Свежий выпуск

Видео