– Когда мой сын пошел в школу, он изо всех сил старался появляться в классе самым первым. Сначала он ставил будильник на семь утра, потом на полседьмого, потом – на шесть. А потом я предложил: «А хочешь, ты ТОЧНО будешь самым первым в школе?» Ответственный Гоша согласился, и я разбудил его в два часа ночи. Отвел к темному, пустому зданию школы. Спустя минут десять мальчик понял, что ждать в уроков в компании сторожа скучно, лучше это делать дома. С тех пор он приходил на уроки как все – минут за десять до начала.
Воспитание – крайне нелогичный процесс, он состоит из абсурда. Ребенок капризничает? Попробуйте взять его за ноги и перевернуть вверх тормашками. Продолжит ли он канючить? Или просто расхохочется? – этими парадоксальными мыслями делится красноярский психолог Павел Лачев на семинаре-акции, которая прошла в редакции «НКК» 3 марта.
Акция под названием «Наполни небо добротой» направлена против жестокого обращения с детьми и будет проходить в течение года. За это время планируется провести несколько мероприятий. Все они так или иначе будут призваны обратить внимание на проблему насилия. Первое состоялось в пятницу, 3 марта. Коллектив «НКК» решил начать решать проблему… с себя.
Не только писать душещипательные статьи о том, как где-то там, далеко-далеко бьют детей, а попробовать разобраться в ситуации, которая сложилась в собственной семье. Конечно, речь здесь скорее идет не о действительно жестоком обращении, когда приходится вмешиваться социальным службам, а скорее о бытовом равнодушии, невнимательности по отношению к самому родному человеку. Помочь разобраться в огрехах воспитания был приглашен известный красноярский психолог Павел Лачев, который провел семинар-тренинг с коллективом редакции. Каждый пытался понять наиболее острые лично для него проблемы. Однако, как отметил Павел Лачев, «не нужно приписывать ребенку зрелых мотивов. Самая большая проблема воспитания сейчас – разрыв между взрослыми и детьми, когда родители не могут играть по правилам ребенка».
Почему он бросил рисовать?
Анна (имена в историях изменены) рассказывает, как разукрашивали кружку вместе с сыном:
– Мы достали набор для творчества, открыли краски, достали кисточки. Я его спросила: «Что ты хочешь нарисовать? Цветок?» Творческого порыва хватило минут на 10. Рисунок завершала я в одиночестве, мальчик пошел играть в компьютерную игрушку.
– Здесь нужно примерить на себя пассивную роль. С ребенком необходимо играть по его правилам, – помогает разобраться в ситуации Павел Лачев. – Необходимо задавать «открытые» вопросы (то есть те, на которые невозможно ответить просто «да» или «нет»): «Каким должен быть цветок? Каким цветом, сколько у него будет лепестков?» То есть ребенок должен управлять процессом. И еще один момент: компьютер и Интернет не являются жизненной необходимостью для детей, не нужно приучать их к тому, что они могут «висеть» там круглые сутки. Пусть Мировая паутина станет поощрением, а возможность поиграть на компьютере – радостью.
Почему он не читает «Мцыри»?
– Мой сын-подросток не желает читать классическую литературу, – задает вопрос Светлана. – Он не получает удовольствия от Лермонтова (совсем недавно они проходили «Мцыри»). До этого точно такое же отношение было к Пушкину. Да дело и не в конкретных классиках…
– Что, он совсем не хочет читать? – спрашивает Павел Лачев.
– Читает, но низкопробное чтиво. Например, сейчас у него под подушкой детектив из серии «Черная кошка». Я бы хотела, уж если он увлекся детективами, чтобы познакомился с Агатой Кристи, Конаном Дойлем, Честертоном – тем, что можно назвать творчеством. Я не понимаю, как так получается: в его возрасте я читала под одеялом, с фонариком. С другой стороны, я бы не хотела давить на него.
– Возможно, талант вашего сына заключается вовсе не в литературе, а в чем-то другом. И хорошо, что он не читает с фонариком, – глаза целее будут. Но, с другой стороны, не нужно бояться дискомфорта в отношениях с детьми. Мы призваны «давить» на детей – это нормальная составляющая воспитательного процесса.
Пластилиновые пингвины
Акция продолжилась детским утренником для всех желающих родителей и малышей. Маленькие гости «НКК» вместе со специалистом детского центра «Мадагаскар» занялись изготовлением пластилинового мультфильма.
– Современная мама, даже если она сидит в декрете, крайне мало времени проводит с ребенком, – считает одна из гостей мероприятия Татьяна Иваницкая. – Многим откровенно скучно заниматься развитием собственной дочки или сына. Легче включить мультфильм, чем почитать книжку или заняться лепкой из пластилина. А самой уткнуться в телевизор или засесть в Интернете. Поэтому у многих детей уже сейчас плохо развита речь, а что будет потом, как такое родительское невнимание скажется на жизни малыша, непонятно.
Каждая такая мама говорит себе утром: «Уж сегодня-то я займусь ребенком!» Редакция «НКК» дала возможность нескольким красноярским родителям не только сказать это, но и сделать – подарила праздник, который, возможно, надолго запомнится малышам.