При слове «музей» у некоторых школьников, наверное, скулы сводит от скуки: пыльные экспонаты, длинные лекции экскурсоводов – стой смирно и слушай. Музей сибирской игрушки в Краснополянском сельсовете Назаровского района совершенно другой.
Возьми и играй
В роли экспонатов здесь игрушки, а экскурсии ведут школьницы в сарафанах и кокошниках. Рассказ про музей девочки начинают в стихах, предупреждая посетителей: «Можно играть, а не только смотреть, главное – убрать все на место». Людмила Пестрикова, основатель музея и методист Назаровского дома творчества, говорит, что редко какая экскурсия заканчивается вовремя, ребят из этого чудо-дома калачом не выманишь.
Оно и понятно. Каких только игрушек здесь не увидишь! Деревянные, глиняные, берестяные, лоскутные… Мария Викторовна Гридина, хранительница музея, говорит, что однажды пробовали сосчитать, сколько в музее экспонатов, дошли до тысячи и сбились. Такой музей за Уралом единственный, коллекция его уникальна.
– Все игрушки созданы мастерами Красноярского края, а большинство – педагогами и учениками Назаровского районного детского дома творчества, – пояснила нам красавица в национальном костюме. – Поэтому и называется наш музей музеем сибирской игрушки: есть у нас и гжель, и хохлома, но все это – творение рук сибиряков.
– В Назаровском районном доме творчества очень много кружков и мастерских, занимающихся именно изготовлением игрушки, – рассказывает об истории необычного музея Людмила Пестрикова. – В селе Сереж работают мастерские «Деревянная игрушка» и «Народная игрушка», в Предгорном – «Гончарная мастерская», в Красной Поляне – «Глиняная игрушка», в Степноозерке – «Народная кукла». Ребята постоянно ездят на выставки и фестивали, показывают свои работы в крае и даже за его пределами. И мы решили: а почему бы не сделать у себя, в Краснополянском сельсовете, стационарный музей, чтобы местные жители тоже имели возможность любоваться нашим творчеством? В 2008-м идею воплотили в жизнь. Теперь проводим экскурсии. Очень важно, что музей – интерактивный. Все игрушки дети могут взять в руки, испробовать механизм работы, пощупать ткань и разглядеть самые мелкие детали.
– Тут-то и начинаются вопросы – из чего, да как, да для чего, – улыбается Мария Викторовна. – А у наших девочек на все ответ готов. Музей и мастерские наши – это ведь не просто скопление игрушек, это настоящие исследовательские лаборатории. Мало сделать игрушку, нужно, чтобы она получилась «живая», с душой. А для этого мастеру надо понимать, для чего предназначена та или иная игрушка, какой смысл в себе несет и кому следует ее дарить. Поэтому, прежде чем сесть за работу, дети наши глубоко «изучают вопрос».
Десятиручка и Выхвалка
Все игрушки делятся на обрядовые, обереговые и собственно игровые. В краснополянском музее живут (обезличить кукол словом «находятся» просто язык не поворачивается) и те и другие.
Вот на полочке обрядовая кукла Неразлучники. У фигурок мужчины и женщины общая рука. Эту куклу, закрепленную на полотенце, дарили молодым на свадьбе. Когда рождался первый ребенок, полотенцем начинали пользоваться, а куклу отдавали ребенку или хранили как семейную реликвию.
Кукла На Выхвалку привлекает внимание ярким нарядом и тщательно проработанными стежками. Такие куклы шили девочки до 12 лет, готовящиеся вступить во взрослую жизнь. Работа была своего рода экзаменом по рукоделию – богатый костюм, кружевное нижнее белье, а в руках – мешочек с душистыми травами, который должен был привлечь женихов. Выдержавшая испытание девочка допускалась на посиделки со старшими подругами и сестрами. Если кукла не получалась, это означало, что рукодельница еще мала и во взрослой жизни ей пока не место.
Десятиручку, сделанную из соломы, дарили женщинам, у которых большое хозяйство. Считалось, что кукла придает хозяйке силы.
У традиционных славянских тряпичных кукол лицо не нарисовано. Кукла без лица – предмет неодушевленный, недоступна для вселения в нее злых сил, а значит, и безвредна для ребенка.
Как же все изменилось со времен древних славян… Нынешние наши дети играют такими куклами, которых в старину сожгли бы на костре, приняв за исчадие ада. (Это я об игрушках «монстры хай», например.) Мастера детского дома творчества от модных тенденций стараются не отставать, но берут только самое лучшее.
К примеру, есть в музее целый стенд развивающих игрушек – тех, что надо шнуровать, ощупывать, считать и т. д. Все они сделаны из «живого» материала, никакой пластмассы и резины, только глина, дерево и натуральные ткани. И те родители, которые думают, что такая не блещущая неоном игрушка ребенка не заинтересует, сильно ошибаются. Мария Викторовна показывает нам холщовый мешочек, в который нужно засунуть руку и не глядя определить предмет. Говорит, маленькие посетители музея готовы часами этим заниматься. Мешочек и вправду какой-то волшебный! Наша группа из 15 взрослых людей вошла в такой азарт, что юные экскурсоводы вынуждены были буквально выталкивать нас в соседний зал.
Мария Викторовна только улыбалась, глядя на нас:
– Петушки и колокольчики эти из глины нашей, краснополянской, своими руками вылеплены, с душой. Потому и трогать их приятно, потому и манят.
Есть в музее и игрушки промышленного изготовления, те, что выпускали когда-то на знаменитой Ачинской фабрике игрушек. Фабрики давно уже нет, а «резиновые Зины» и медведи-хоккеисты бережно хранятся в семьях. Некоторые люди передали их в музей.
Из музея сибирской игрушки и мастерских детского дома творчества Назаровского района вырос целый социальный проект под названием «Родники народные», направленный на изучение и развитие народных ремесел.
– Соцпроект «Родники народные» позволил детям посетить множество мест в нашем крае, где развиты народные промыслы, и познакомиться с мастерами, – говорит Людмила Пестрикова. – Конкурсы исследовательских работ дают возможность ребятам познакомиться с историческими особенностями и традициями культур разных народов Сибири. А ведь говорить о любви к своей Родине может только тот человек, который знает историю своего края, его традиции и культуру. Только в этом случае патриотизм из чувства напоказ превращается в искреннее ощущение.
ИСТОРИЯ
Утонул ведь в речке мяч…
С 1949 года в Красноярском крае действовало известное на все Зауралье производственное объединение «Сибирская игрушка», куда входили Красноярская и Ачинская фабрики игрушек. В 90-е объединение разделили на два самостоятельных предприятия, красноярская фабрика выжила и продолжает радовать сибиряков елочными игрушками, ачинская же фабрика закрылась. А ведь история ачинской игрушки начиналась еще в 1929 году с артели «Восход».
В бараке вручную изготавливали кукол из папье-маше и керамические игрушки, потом стали делать деревянные игрушки и тряпичных кукол с головой из прессованных опилок. Перед войной особым спросом пользовались маленькие гипсовые куколки – «сиротки».
В 60-х на Ачинской фабрике игрушек работало более 1 300 человек! Импортное оборудование, постоянные курсы повышения квалификации в Москве и Ленинграде, высокая зарплата – работать «на игрушках» было престижно.
Знаком качества СССР была отмечена ачинская кукла Катюша, ее туловище напоминало тельце настоящего младенца. Игрушки из Ачинска экспортировали в Чехословакию и Монголию.
Практически последней работой ачинских мастеров игрушечных дел стала кукла Натали – аналог заграничной Барби. Говорят, она была очень популярна у местных девочек.