«Хочешь посмотреть на наши занятия?» – знакомая с гордостью нажала кнопку мобильного. На экране появилась полутемная комнатка, где какая-то женщина демонстрировала группе малышей незамысловатые движения руками. Часть малышей робко делала взмахи руками. Другие просто стояли. Я невольно заулыбалась: «Что это?» – «Вообще-то это хореография, – обиженно заметила молодая мама. – Мы в развивающий центр начали ходить. Двести рублей – час».
Когда нужен английский?
Как оказалось, на занятие маму не хотели пускать. Объясняли: не нужно мешать процессу приобщения чада к прекрасному. И понять их – судя по тому, что она увидела, – можно. Преподаватель пробыл с группой положенное время – и никаких проблем. А уж делал ли там ребенок что-то или просто жался к стеночке – что вполне естественно для двух-трехлеток, на которых и были рассчитаны танцы, – дело десятое.
Далеко не все так относятся к своей работе. Но и редкой ситуацию не назовешь. А родители не всегда понимают, на что нужно обратить внимание при выборе развивающего центра. Тем более количество таковых немалое, что обусловлено спросом. Какое материнское сердце не дрогнет при словах «тестопластика», «хореография», «английский язык с 2 лет»! Даже мамы грудных малышей настойчиво ищут подходящие занятия. Но насколько они нужны детям такого возраста?
– Решать, когда вести ребенка в развивающий центр, вправе каждый родитель сам, – говорит Анна Баянова, педагог-психолог МБУ ЦППМиСП № 5 «Сознание». – Но не нужно забывать об особенностях каждого возрастного этапа. Согласно периодизации развития личности по Эриксону, до 1 года – это период младенчества. Ребенок находится в полной зависимости от мамы. Все, что ему надо, – эмоционально-личностное общение с ней, ее тепло, забота и ласка. И в этот период посещать развивающие центры нет необходимости. Все, что нужно делать, – это побольше общаться с ребенком, читать книги, петь песни, развивать сенсомоторику (развитие основных органов чувств, мелкой и крупной моторики. – «НКК»). Я думаю, с этим родители вполне могут справиться дома. Наверное, самый благоприятный период для начала развивающих занятий – возраст с полутора до трех лет. В это время важно научить ребенка действовать с предметами, исследовать их разные свойства и стороны. И если у родителей возникают трудности в подборе игр, они не знают, какие игрушки лучше предложить ребенку, как и чему его необходимо научить, то именно тогда и стоит обратиться за помощью к специалистам.
Общение важнее занятий
Порой родители настолько довольны уровнем обычного детского сада, что водить ребенка еще куда-либо не считают нужным. А если получается так, что дошкольный период малыш проводит с няней или бабушкой? Педагоги уверены: интеллектуальное развитие ребенка и в таких условиях может быть очень высоким – при условии регулярных занятий. Можно развить в домашних условиях и память, и мышление, и дать азы английского языка. Но успешность человека далеко не всегда зависит только от знаний, которыми он владеет. Большое значение имеют социальные навыки ребенка: в детском центре он сможет научиться взаимодействовать со сверстниками, выполнять какие-то общие задания, наконец, слышать педагога и понимать, что он от него требует.
Выбор «развивающих направлений» для детей в коммерческих центрах очень большой, и, наверное, перечислять их не имеет смысла. Тем более что у каждого из родителей – свои представления о том, когда и чем должен заниматься ребенок. Во многих центрах есть пробный бесплатный урок, который помогает окончательно принять решение. В среднем в красноярских центрах цена занятия – около 200–350 рублей. Стоимость услуг специалистов – логопедов или психологов – примерно 400–500.
Чтобы не было сомнений
Однако прежде чем идти на занятия, нужно узнать о центре как можно больше. Обратить внимание на количество детей в группах, на квалификацию педагогов. К примеру, в двух центрах могут быть развивающие уроки по методике итальянского педагога Марии Монтессори. Но в одном – все необходимое оборудование и педагог, который прошел специальное обучение, а в другом – одно громкое название и ничего более… Внимательным нужно быть и потому, что отсутствие лицензии у центра – а это очень нередкая ситуация – обусловливает минимальный контроль.
– Если центр позиционирует себя как предоставляющий образовательные услуги, то получение лицензии – обязательно, – говорит генеральный директор сети семейных центров Татьяна Андреева. – Если за детьми осуществляется просто уход и присмотр, то она не нужна. Но на практике недобросовестные участники рынка представляют себя как организацию, где с детьми только играют и гуляют, а сами одновременно занимаются образовательной деятельностью. Конечно, это только до первой проверки. Центров слишком много, чтобы государство могло жестко контролировать каждый. Родители должны понимать сами: лицензия – это дополнительная гарантия того, что за центром осуществляется должный контроль. Для ее получения мы приводили в соответствие многие параметры – от методической программы до обустройства помещений. К нам регулярно приходят с проверками из различных учреждений, в том числе из министерства образования. В учреждениях, где образовательные услуги оказывают «нелегально», никто не проверяет ни квалификацию педагогов, ни учебные программы. А значит, эффективность занятий может быть под большим вопросом.
Зачем это ребенку?
Но даже если центр соответствует всем самым строгим требованиям – это еще не повод максимально нагружать малыша. Специалисты советуют в первую очередь задать вопрос: зачем это нужно моему ребенку и получит ли он от этого удовольствие?
– Очень часто «раннее развитие» – это проблема родителей, а не детей, – отмечает Анна Баянова. – Родители, которые хотят сделать из своего малыша гения, рискуют превратить его и свою жизнь в унылую дрессировку. Не перегружайте ребенка ненужной информацией. Подбирайте игры, занятия с учетом возрастных особенностей ребенка и его интересов. Раннее развитие – это постоянная включенность мамы в интересы своего чада, желание их учитывать и предугадывать дальнейшее направление его развития. Занятия – это всего лишь дополнительный стимул для поиска новых возможностей совместного творчества и развития, возможность посоветоваться с педагогом и психологом.
Именно поэтому занятия даже с самыми квалифицированными воспитателями никогда не заменят полезного времяпровождения с мамой. Не секрет, что некоторые родители иногда лелеют надежду, что уж если они заплатили педагогам, то самим им делать ничего не придется. Конечно, это не так.
Как выбрать центр раннего развития?
Советует Анна Баянова, педагог-психолог МБУ ЦППМиСП № 5 «Сознание»:
- Вначале лучше заранее познакомиться с существующими педагогическими системами (сейчас существует масса литературы) и выбрать то, что оптимально подходит для вас и вашего малыша. Возможно, это будет сочетание элементов разных, но не взаимоисключающих методик, но лучше продумать это заранее.
- Желательно первые занятия посещать вместе с малышом, чтобы понять, насколько ему комфортно, насколько программа соответствует его возможностям и интересам. Если вы начали занятия, а малышу явно некомфортно, не стоит настаивать. Лучше недели на две, на месяц прекратить заниматься, а потом попробовать заново.
- Учитывайте продолжительность занятий. Для детей раннего возраста они должны длиться не больше 20–25 минут, затем обязательна динамическая пауза, подвижные игры.
- Постарайтесь целиком ориентироваться на желания и эмоции ребенка. Не стоит посещать занятия, где малышу некомфортно, не заставляйте ребенка делать то, что ему не хочется.