Современным родителям не позавидуешь: вокруг детей столько соблазнов, что защитить их с каждым годом становится все сложнее. Но настоящий бич нашего времени – Всемирная паутина со своей виртуальной реальностью. Она подменяет детям серую действительность, в которой нужно упорно трудиться, чтобы быть по-настоящему успешным. А начинается все с «безобидных» интернет-игр, которые ждут детей уже в ближайшие рождественские каникулы.
У одного из зарубежных фантастов лет десять назад появился забавный рассказ: ближайшее будущее, людей заставляют ходить на работу хотя бы один раз в месяц – чтобы они могли увидеть «особь» противоположного пола, влюбиться и продолжить род. А так – все в Интернете: работа, деньги, покупки, обучение, отношения… Люди не выходят из дома вообще – и чувствуют себя вполне комфортно. По замыслу автора, наши потомки разучились общаться, что называется, «в реале», а потому человеческому виду грозит вымирание.
При всей замысловатости сюжета такой вариант развития нашей цивилизации, похоже, вполне возможен. Уже подрастает второе «виртуальное» поколение – дети выросших в 90-е годы геймеров, которые с двух лет разбираются во всех гаджетах, но катастрофически отстают в речевом развитии. Психологи диагностируют у них острую тактильную недостаточность – они ничего не делают руками, кроме как убивают птичек на родительском планшете. А это означает, что не могут полноценно развиваться. Как не потерять это поколение, которое должно создавать новую экономику страны? Что делать со школьниками, променявшими занятия в секциях на виртуальные бои? И – самое главное – как уберечь психику юных интернет-пользователей, которые в виртуальном мире остаются один на один с незнакомыми взрослыми? Ответы на эти вопросы мы искали во время круглого стола «Безопасный Интернет для детей», который прошел в редакции нашей газеты.
Помочь родителям не потерять детей в Интернете попытались те, кто по долгу службы ежедневно работает с подрастающим поколением:
и. о. начальника отдела организации подразделений по делам несовершеннолетних ГУ МВД России по краю Людмила ДОБРОВОЛЬСКАЯ, председатель комитета по вопросам законности и защите прав граждан Законодательного собрания края Юрий ШВЫТКИН, психолог, директор центра психолого-медико-социального сопровождения «Сознание» Людмила СКАКУН, руководитель Молодежного IT-центра г. Красноярска Игорь УТЬМАНОВ и Павел АВЕРКИН, представитель ГУ образования администрации Красноярска.
Школа или семья?
«Наш Красноярский край»:
– К теме «Дети и Интернет» мы возвращаемся периодически. И есть такое ощущение, что ситуация начинает немного выравниваться: время, когда сами родители буквально «захлебывались» в Интернете, прошло. Но тем не менее Всемирная сеть по-прежнему таит в себе огромную опасность, особенно для детей, которые по своей природе любознательны. И сегодня мы должны признать, что это проблема и родителей, и школы, и в целом государства. Потому что касается всех. Какова картина сегодняшнего дня? Насколько высока интернет-зависимость детей? Какие правонарушения совершаются в Сети? Это вопросы, которые нам предстоит обсудить, но начать хотелось бы с ситуации в школе – как обеспечивается безопасность детей там, где они проводят большую часть дня?
Павел Аверкин:
– Все наши образовательные учреждения подключены к сети Интернет. Но нужно сразу сказать, что в школе для обеспечения безопасности принимаются очень жесткие меры. В каждой есть интернет-контентный фильтр. Это фактически механическое ограничение. Если вы попытаетесь зайти на сайт, на котором есть информация, несовместимая с задачами обучения и воспитания, он просто не откроется.
Но в школе дети используют планшеты и телефоны – и тот Интернет, который им дают родители, никак не ограничивается. Я прохожу мимо и вижу, что они смотрят. Так что проблема действительно существует. Но я бы перенес ее в плоскость ответственности семьи – мы-то законы знаем, исполняем их, и нас контролируют. А вот дома даже я иногда забываю посмотреть, куда там мой второклассник зашел, что он смотрит и что делает. Не все родители даже просто понимают опасность ситуации. Причем мы говорим не только об опасности психологического давления – есть действительно вопиющие случаи, когда детей доводили до самоубийства через социальные сети. Мы говорим о жизни ребенка вообще.
«Наш Красноярский край»:
– Людмила Александровна, расскажите, сколько правонарушений несовершеннолетние совершают в Интернете, раскрываются ли такие дела?
Людмила Добровольская:
– Чаще в Интернете преступления совершаются не несовершеннолетними, а взрослыми – в отношении несовершеннолетних. Так, например, ежегодно в крае, как и по всей России, фиксируются преступления по статье 242 Уголовного кодекса РФ: лица размещают на сайтах порнографические изображения несовершеннолетних. За 11 месяцев этого года зарегистрировано и раскрыто 22 уголовных дела по указанной статье, в прошлом году было 49.
Что касается самих несовершеннолетних, то в прошлом году были зафиксированы факты, когда подростки, не осознавая противоправности своих действий, размещали на сайтах – как правило, «ВКонтакте» – нацистскую символику, атрибутику. Это тоже преследуется законодательством – данные лица привлечены к административной ответственности. В этом году таких случаев не зарегистрировано. Мы связываем это с тем, что в школах наши сотрудники постоянно проводят беседы с несовершеннолетними по данной тематике, объясняют детям, какая ответственность наступает за противоправные действия.
Но ситуация будет существенно улучшаться, если и родители будут объяснять своим детям, что анонимности в Сети не существует. Если несовершеннолетние считают, что можно зайти в Интернет, разместить что угодно, и об этом никто не узнает, они ошибаются. Найти виновника будет непросто, но реально. Такая практика в крае есть.
«Наш Красноярский край»:
– А кто, на ваш взгляд, должен объяснять ребенку, что в Сети не нужно сообщать свои данные – адреса, телефоны?
Людмила Добровольская:
– Конечно, семья. Потому что школа сообщает одну информацию, сотрудники по делам несовершеннолетних – другую, но нужно, чтобы в семье осознавали важность этого, иначе результата не будет.
Павел Аверкин:
– Профилактическая работа на самом деле ведется очень плотно. Буквально в октябре Красноярск участвовал во всероссийской акции «Урок интернет-безопасности». Кроме того, несколько лет мы совместно с Молодежным IT-центром г. Красноярска проводим уроки безопасности в сети Интернет.
Профилактика ведется, но надо понимать, что в детстве, сколько нам ни говорили, что не надо прыгать по гаражам и стройкам, мы все равно туда лезли. Если родители не ведут контроль, не смотрят за тем, чтобы ребенок не ходил около этих опасных мест – так же, как в Интернете, – результата не будет. Все равно тянет посмотреть туда, куда запрещают соваться взрослые. Поэтому в первую очередь должно быть понимание в семье, что надо принимать меры там, где ребенка оставляют одного – и нет педагога и фильтров, которые могли бы от опасной информации уберечь.
«Наш Красноярский край»:
– Юрий Николаевич, законодательная инициатива об обязательной регистрации в Интернете пока отложена. В то же время на мультфильмах – и то стоят возрастные ограничения, а в Интернете – свободный доступ: заходи в любое время и в любом возрасте и делай что хочешь. Как законодатель смотрит на вопрос создания безопасной среды для детей, в том числе в Интернете?
Юрий Швыткин:
– Понимаете, мы не должны бросаться из крайности в крайность – нужно выбрать золотую середину. Мы понимаем, что любой школьник намного лучше меня умеет пользоваться компьютером. И я нисколько не умаляю роль семьи в обеспечении безопасности детей, но и школа должна в этом участвовать. Приходит ребенок из школы – и попадает в вакуум: мама на работе, папа на работе, он предоставлен сам себе. В этой части мы должны вакуум заполнить, и сделать это может только школа. Конечно, все мы стараемся оказать на ребенка положительное влияние, но родителям в одиночку справиться очень тяжело. Должен быть комплексный подход, в котором принимают участие и школа, и семья. При этом родители должны знать программы, ограничивающие доступ к тому или иному негативному контенту. Но не может быть только один запрет – так мы проблему не решим. Что ж мы в каждом ребенке видим потенциального нарушителя? Преступления же совершаются независимо от возраста – и взрослыми, и несовершеннолетними.
Ограничения не должны быть жесткими, они должны соседствовать с разрешительными мерами. Если нам удастся соблюсти такой баланс, эффект будет. Нельзя все разрешить или все ограничить – мы должны выбрать золотую середину. Если говорить об анонимности, я считаю, мы должны исходить из специфики нашего государства. На этом этапе некоторая классификация входящих данных, возможно, даже цензура, должна в Интернете присутствовать – вне зависимости от возраста. Чтобы каждый человек чувствовал свою ответственность перед законом.
«Не родной ребенок, а чужой человек»
«Наш Красноярский край»:
– Людмила Владимировна, все-таки интернет-зависимость – это надуманная проблема или действительно медицинский диагноз? В каких случаях родитель должен обращать внимание на занятия за компьютером?
Людмила Скакун:
– Явление интернет-зависимости психологи называют эмоциональной наркоманией. На самом деле в практике психологов фиксируются такие случаи. К сожалению, как правило, родители обращаются, когда ситуация глубоко запущена и требуется длительная работа для того, чтобы вернуть ребенка в реальную жизнь.
Мы рано стремимся предложить ребенку планшет, возможности компьютера, которые, к слову, велики. Конечно, современные родители заняты, у них есть потенциал для собственного развития, и очень бывает удобно подсунуть ребенку планшет, посадить за компьютер. Есть понимание, что это опасно, но это же только сегодня – так они себя утешают. А вот завтра будет по-другому. Но это продолжается день за днем. И наступает момент, когда они видят, что перед ними не родной ребенок, а чужой человек, который с ними не контактирует, полностью погружен в виртуальное пространство. Проявляется зависимость, возможны крайние случаи – самые нежелательные: смертельные исходы, когда сын зарезал отца за то, что он выдернул компьютерный шнур, например.
Дети у нас, выражаясь на сленге, более продвинутые в использовании компьютерных технологий. Родители это признают. И они считают, что ребенок так же и компетентен – знает, что помимо больших возможностей в виртуальном мире много и опасностей. А ведь это не так – дети не компетентны. Да и родители сами зачастую об опасности не знают. Не снимая ответственности с родителей, я хочу выступить в их защиту. Задача дополнительного образования и школы – рассказать родителям о тех серьезных опасностях, которые таит в себе Интернет.
«Наш Красноярский край»:
– Каковы признаки компьютерной зависимости?
– Очень простые: ребенок много времени проводит за компьютером. Бывают такие случаи, когда он становится неряшливым: не идет поесть, умыться – не может отвлечься, потому что нужно закончить игру или дождаться ответа в соцсетях от собеседника. Родители, как правило, начинают видеть проблему, когда ребенок все запустил, тут они начинают выключать компьютер, забирать от него шнуры, клавиатуру – и сталкиваются с агрессией. Недавно был случай в Финляндии, когда мама забрала шнур, а мальчик на нее набросился – и таких случаев все больше, к сожалению.
Есть четыре этапа компьютерной зависимости: первый – интересно, что там в Интернете, второй – этот вариант досуга приятен, третий – ребенок не может оторваться, четвертый – полностью ушел из реальности в Интернет. Обычно в таком случае дети перестают ходить в школу. Должны также настораживать симптомы, когда ребята меняют круг интересов – находят новые компании, как правило, там же – в Интернете. В этот момент родитель должен выяснить, а что же там у них общего, о чем они общаются.
«Наш Красноярский край»:
– Насколько давно у нас появилась эта проблема?
– Первый такой случай в моей практике был 12 лет назад. Еще не всем были доступны компьютеры, а у мальчика были мама и бабушка, которые его очень любили и многое ему позволяли. Он сидел за компьютером сутками.
Людмила Добровольская:
– Опасно еще и то, что ребенок заводит друзей в Интернете, а они выманивают у него информацию. Вроде как друг – общаюсь, все прекрасно, потом зову в гости, говорю адрес – и «друзья» выносят полквартиры.
Людмила Скакун:
– Зачастую только такие примеры позволяют родителям оценить масштаб проблемы. Когда мы начинаем говорить об опасности имуществу и самой жизни ребенка. А так родители успокаивают себя тем, что это такая мода – «мы же тоже играли», хотя ситуация очень опасна.
«Наш Красноярский край»:
– Так что же делать родителям?
Людмила Скакун:
– Первым делом – поставить компьютер в том месте, где находится семья – не в комнате ребенка. В гостиной, в общем зале, чтобы родители могли краем глаза смотреть, что там их чадо в Интернете делает. А вообще, конечно, нужно прививать культуру пользования современными технологиями, чтобы компьютер воспринимался как инструмент, а не как вариант досуга. Чтобы он помогал получать не эмоции, а знания.
Занятия за компьютером должны быть четко регламентированы. Но это возможно только при условии, что и жизнь родителей каким-то образом регламентирована – нет хаоса. И, конечно же, родители должны понимать, что они выстраивают воспитательное пространство ребенка, в котором компьютер занимает очень небольшую часть. Пространство должно формироваться осознанно – с привлечением учителей, педагогов дополнительного образования.
Спросить у родителей, а не у «Гугла»
«Наш Красноярский край»:
– Игорь Николаевич, вы как раз занимаетесь с ребятами, для которых компьютер стал не просто хобби, а инструментом получения новых знаний и навыков. И вы как никто другой знаете, где проходит граница между бесполезным удовольствием и продуктивным времяпрепровождением.
Игорь Утьманов:
– Заниматься молодежью – на самом деле это большая ответственность. В Интернете – как на дороге. Когда ребенок маленький, мы ведем его за руку и объясняем: посмотри налево, посмотри направо, зеленый свет – иди, красный – стой. В сфере компьютерной безопасности, к сожалению, элемент обучения сейчас находится на стадии становления. Есть разовые экспериментальные площадки, проекты. Например, со следующего года рассматривается инициатива в каждой школе преподавать уроки безопасного Интернета не только на уроках информатики, но и на ОБЖ. Это четкое понимание того, что Интернет – часть жизни, и нужно обеспечить безопасную жизнедеятельность не только в реальном мире, но и в виртуальном.
Когда мы говорим о поведении людей в виртуальной реальности, мы должны понимать две составляющие. Это риски, когда человек находится в опасном положении из-за незнания, и это работа с инициативой, которая позволяет поддерживать таланты. Мы работаем по обоим направлениям. Благодаря поддержке министерства образования и компании МТС проводим проект «Дети в Интернете». В рамках проекта старшеклассники рассказывают первоклашкам о правилах поведения в Сети, хотя уже сейчас есть понимание, что нужно начинать не с начальной школы, а с детских садов. Проект волонтерский – мы берем в него только тех старшеклассников, которые осознают эту проблему, которые разделяют нашу точку зрения. Они в интерактивной форме – с мультиками – объясняют детям простые правила. На каждом таком уроке дается брошюрка для родителей – в надежде, что они прочитают о способах, чтобы обезопасить ребенка.
Сейчас нужно просвещать людей – у нас низкая информационная грамотность в Красноярске, не говоря уже про районы. Мы готовы распространять наш опыт на других территориях, если от них будет запрос. Готовы оказывать консультативную и методическую помощь.
«Наш Красноярский край»:
– И напоследок – ваши советы родителям, как не потерять детей в виртуальном мире.
Людмила Скакун:
– Нужно настраивать взаимоотношения с ребенком – это основа основ. Чаще всего в виртуальную реальность уходят дети, у которых нет нормальных взаимоотношений с родителями. Раз спросил что-то, два спросил – его отправили. Он больше не обращается – спросит у «Гугла».
Павел Аверкин:
– У ребенка должна быть альтернатива такого досуга – нужно помнить об этом. Любой человек, который получил адреналин от того, что держит в руках кубок за первое место в любом виде спорта, и сравнил с тем адреналином, который получил, пройдя новый уровень, поймет, что это – небо и земля. И мы приглашаем всех родителей заниматься ребенком, искать и развивать его таланты. Ребенок, который занят в системе дополнительного образования, если и использует компьютер, то в образовательных целях.
Людмила Добровольская:
– Я считаю, что ребенка нужно жестко ограничить во времени. 30 минут – и этого достаточно. А потом – на горку, книжку читать – предлагать что-то другое.
Игорь Утьманов:
– В принципе, сейчас дети могут учить родителей пользоваться компьютером. Для этого достаточно проводить контрольный срез – спрашивать, чему ребенок научился, и просить научить. Это будет сильно стимулировать школьника использовать компьютер как инструмент, а не просто как вариант досуга.
Ребенок увяз в Интернете. Что делать?
1. Поговорите с ним о безопасности в Интернете. Объясните, что информация здесь может быть ложной и необходимо ее проверять в других источниках. Предупредите о том, что нельзя малознакомым собеседникам в чатах или социальных сетях сообщать любую информацию о себе, будь то фамилия, номер школы или домашний адрес. Настрого запретите встречаться с такими людьми «вживую»», объяснив потенциальную опасность.
2. Составьте вместе с ребенком список сайтов и добавьте их в папку «Избранное». Договоритесь, что список будет пополняться только после согласования с вами.
3. Настройте поисковую выдачу таким образом, чтобы в результатах поиска не выводились сайты опасной тематики. Например, для «Яндекса» перейдите по ссылке и выберите «Семейный поиск», а для «Гугла» по ссылке выберите «Безопасный поиск».
4. Используйте функцию Parental Control («Родительский контроль»), которая есть в составе таких операционных систем, как Windows Vista, Windows 7, а также антивирусных программ (Kaspersky Internet Security, Norton Internet Security).
5. Можно использовать и специальные программы, предназначенные исключительно для родительского контроля («КиберМама», Kids Control, ChildWebGuardian). С их помощью можно блокировать доступ к нежелательным сайтам, запретить использование конкретных программ и игр, отслеживать, какие интернет-ресурсы посещает ребенок, ограничить время работы за компьютером.
6. В крайних случаях используйте высокую степень блокировки и принудительный выход из системы по истечении отведенного времени.