22 марта в Большом концертном зале филармонии состоялся IX съезд Совета муниципальных образований Красноярского края. На него съехались 466 делегатов – главы всех муниципальных образований, председатели районных и сельских советов депутатов. В работе съезда приняли участие губернатор Красноярского края Виктор Толоконский и председатель Законодательного собрания Александр Усс.
Уже за час до начала съезда в фойе БКЗ было многолюдно. Делегаты, по большей части солидные, многоопытные мужчины и деловые женщины, тепло приветствовали друг друга, собирались группами, общались, что-то обсуждали, шутили, спорили. Было понятно, что эти люди «от земли», которые съехались со всех уголков огромного края, рады увидеть друг друга и поговорить о делах насущных. Можно было услышать отдельные слова и обрывки фраз: «приняли бюджет», «с банком мы вроде договорились», «программа работает», «у меня на это 10 миллионов, а нужно – 50», «землю уже выделили, начали строительство»…
Где еще, как не на таком съезде, поговорить с коллегами о работе?
Форум открыл глава Красноярска Эдхам Акбулатов, председатель Совета муниципальных образований. С приветственным словом к делегатам обратились Виктор Толоконский и Александр Усс.
Спикер Заксобрания напомнил, что наш регион принадлежал к числу шести субъектов Федерации, где был сохранен поселенческий принцип работы местного самоуправления (МСУ), а спустя некоторое время этот принцип был принят страной в целом. С прошлого года в крае действует закон о государственной поддержке развития МСУ, на основе которого реализуются практически все значимые инициативы и программы. Их финансирование составляет 2–3 млрд рублей:
– Деньги идут на нужные и понятные всем дела. Это стимулирование новых видов муниципальных услуг для граждан, содействие развитию инфраструктуры (что особенно заметно в небольших поселениях), развитие активности людей в плане сотрудничества с властью…
Затем Эдхам Акбулатов выступил с основным докладом.
Он рассказал о состоянии МСУ в нашем крае, о проблемах и перспективах его развития. Остановился на финансовых вопросах работы муниципалитетов:
– Приоритетная задача Совета – увеличение доходной базы местных бюджетов и создание стимулов для наращивания экономического потенциала. На федеральном уровне приняты законы о стратегическом планировании государственно-частного и муниципально-частного партнерства… Совет муниципальных образований Красноярского края может выполнять важную системообразующую функцию, стать той переговорной площадкой, где будут вырабатываться межмуниципальные и вертикальные связи стратегий развития нашего края и соответствующих муниципальных образований.
В прениях по докладу выступали главы городов и поселков, председатели местных советов, в том числе самых «низовых», сельских, где всевозможных проблем немало – от того, кто вкрутит лампочки на столбах, и до проблемы использования лесов. Парадокс: в лесном крае муниципалитетам заготовить лес для собственных нужд – целая проблема.
Некоторые выступления были очень яркими и эмоциональными. Такие, например, как речь Ольги Романченко, главы Знаменского сельсовета Минусинского района, как слова Андрея Маркелова, главы Жеблахтинского сельсовета Ермаковского района, который резал правду-матку с трибуны. Делегаты долго не отпускали его и бурно аплодировали, соглашаясь практически с каждым его высказыванием.
Он говорил о том, что сельсовет устал от тотального безденежья. Жаловался на слишком раздутую бумажную отчетность, которой совершенно некогда заниматься, да и незачем. Просил выделить хоть одну ставку рабочего, который бы занимался неотложными делами на вверенной территории – краны перекрыть в случае аварии или что-то починить, а то самому приходится на все разрываться. Поведал, что у него в сельсовете специалист на полставки получает 8 тыс. рублей…
Некоторые члены президиума одобрительно улыбались, соглашаясь с тезисами его выступления. А губернатор, напротив, был серьезен и что-то записывал в блокнот.
Делегаты съезда говорили о злободневном. О том, что больше всего волнует людей в сибирской глубинке: жилье, дороги, проблема закрепления молодежи на селе. О неправильном отношении к муниципальным землям, которые массово берут в аренду какие-то темные личности, даже не проживающие в крае, в то время как для местных жителей плата за эту аренду иногда заоблачная. О том, что на селе сегодня жизнь дороже, чем в городе. Рассказывали о плачевном состоянии материально-технической базы сельских учреждений культуры. И о многом другом… А в общем – о жизни.
Когда слово взял губернатор, зал притих. Виктор Александрович был предельно конкретен. Все предложения и замечания, услышанные на съезде, он взял на карандаш и пообещал дать поручения соответствующим министерствам. Не упустил ни одной проблемы, о которых говорили выступающие: земельные вопросы, жилье для специалистов, строительство новых, модульных учреждений культуры на селе, рассказал о программе ремонта дорог в муниципалитетах, о том, как будет идти модернизация коммунального хозяйства и как решаются организационные проблемы северного завоза. Пообещал подумать над тем, как выделить ставки и зарплаты для технических работников в сельсоветах, как уменьшить бумажную отчетность… Отметил, что все без исключения территории края обладают хорошим потенциалом развития, но здесь многое зависит от инициативы руководителей на местах – работать надо не покладая рук.
Съезд, как отметили многие делегаты, прошел конструктивно и с пользой. По его итогам была принята резолюция.
Совет муниципальных образований Красноярского края – один из самых многочисленных в России. Он объединяет 575 муниципальных образований, в том числе 17 городских округов, 44 муниципальных района, 27 городских и 487 сельских поселений.
Надежда КАЧАН
глава города Канска
Прошлый такой съезд был три года назад. Нынешний, уже девятый – это подведение итогов нашей работы за три года. Здесь у нас есть возможность остановиться и понять: что мы сумели сделать, куда идти дальше, над чем еще надо работать, как согласовать свои действия… Ошибается тот, кто думает, что от органов местного самоуправления ничего не зависит в законотворческой деятельности – мол, все законы принимаются в Москве. Очень многое от нас зависит! Например, мы два года работали над двумя законами, которые нам удалось изменить на уровне Федерации. Это законы о похоронной деятельности и о бродячих животных, они очень актуальны для муниципалитетов, нам с мест видней, какими они должны быть. Я – член палаты по законодательству и местному самоуправлению общероссийского Конгресса Совета муниципальных образований. Мы сумели донести до Госдумы свои предложения по этим законам. Я сама их собирала у коллег по всему краю. Привезла в столицу, защищала их там… И наши предложения из провинции напрямую попали в Госдуму. Эти законы уже приняты нижней палатой парламента в первом чтении – с нашими пожеланиями. Так что Москва нас слышит. И, разумеется, губернатор края – тоже. Он всегда, когда приезжает в Канск, внимательно выслушивает мнения глав муниципальных образований. Системные проблемы мы решаем сообща. Для нас очень важна такая прямая связь.
Алексей ХРАМЦОВ
глава Мотыгинского района
Что меня как главу муниципального образования не устраивает в законах, которые напрямую касаются нашей деятельности? Да в принципе все устраивает, законы вполне рабочие. Есть, конечно, некоторые сложности и ограничения в Бюджетном кодексе, в Налоговом… Хотелось бы, чтоб немного по-другому были распределены наши полномочия. Потому что для нас, на местах, наполнение местного бюджета – задача номер один. В прошлом году, например, из предприятий Мотыгинского района в бюджеты всех уровней, кроме местного, ушло 11 млрд руб. А бюджет района – 1,2 млрд. Денег на все не хватает. Но мы не витаем в облаках. Понимаем: сколько денег ни дай, их всегда будет мало. Надо быть реалистами. И надо самим не сидеть сложа руки. Однако масса проблем копилась годами. Взять, например, жилищное строительство – оно лет 40 было в замороженном состоянии, и исправить здесь ситуацию за год-два невозможно, придется хорошо поработать. Стараемся искать возможности, а не причины.
Зарплаты низкие у муниципальных служащих – вот беда. Сами посудите: в промышленности люди получают от 40 до 70 тыс. рублей, а на муниципальном уровне – тысяч 20 в среднем. Куда пойдут лучшие специалисты? Кадровый вопрос в муниципалитетах один из самых острых.
Но краевая власть от нас не отмахивается, помогает проблемы решать. Сегодняшний съезд – хорошая рабочая площадка, на которой мы смогли обсудить самое важное, посоветоваться с коллегами, перенять опыт. Совет муниципальных образований – нужная структура даже… для промывки своих мозгов. Здесь можно и других послушать, и на себя со стороны посмотреть.