Министр экологии и рационального природопользования Владимир ЧАСОВИТИН встретился с общественниками движения «За чистое небо» и ответил на их вопросы, обозначенные в резолюции митинга, прошедшего в Красноярске в марте этого года.
Решать проблемы сообща
Весной московские эксперты, анализируя экологическую ситуацию в разных городах, назвали Красноярск «зоной экологического бедствия». Это возмутило общественность краевого центра. Почти две тысячи человек вышли на митинг на Красную площадь города, голосовали за сокращение выбросов промышленными предприятиями, экологизацию транспорта, озеленение дворов и площадей.
В результате родилась резолюция. Ее направили сразу по нескольким адресам. Установили сроки выполнения – до 1 сентября 2019 года, промежуточные итоги предлагалось подвести до 1 января 2018 года.
Новый министр экологии Владимир Часовитин начал разбираться в ситуации с первого дня пребывания в должности. Он уверен: решить проблемы можно только сообща, поэтому важно совместно обсуждать их и находить пути решения.
Том ПДВ в помощь
По мнению общественников, в городе необходимо усилить контроль за загрязнением атмосферного воздуха, установить на всех предприятиях современные очистные сооружения.
– Эти вопросы стоят перед министерством, – заверил Владимир Часовитин. – Уже есть планы объединить мониторинги, которые проводят министерство экологии края и предприятия (замеры в пределах санитарно-защитных зон во время НМУ). Прибавить сюда и общественный мониторинг (раньше его не брали во внимание). На этом будет строиться работа министерства.
Планируется уделять особое внимание обращениям горожан. Уже с 1 января 2018 года в ведомстве заработает круглосуточная дежурная часть, где будут принимать звонки от красноярцев и выезжать по первому подозрению на загрязнение воздуха. В распоряжение службы передается мобильная лаборатория, которая тут же будет устанавливать нарушение природоохранного законодательства, а инспектор – составлять протокол.
– Самое неприятное, что установить источник выбросов сегодня практически невозможно, пока я не вижу таких механизмов, – сказал Часовитин. – Известное нам количество выхлопов – расчетное. Мы не знаем на самом деле, сколько выбрасывают предприятия. Изменить ситуацию можно, только установив счетчик на трубу.
По данным министерства экологии, только три предприятия в Красноярском крае отправляют в атмосферу выбросов больше предельно допустимых норм: КрАЗ в Красноярске, «Магнезит» в Мотыгинском районе и «Норильский никель» в Норильске. «Норникель» обещает решить проблему к 2023 году, «Магнезит» – к 2021-му, а Красноярский алюминиевый завод войдет в нормы ПДВ на границах своей санитарно-защитной зоны уже в январе 2018 года. Это же предприятие пока единственное решило добровольно установить на трубах счетчики вредных выбросов.
Алюминиевый завод красноярцы считают главным загрязнителем воздуха в городе. Новое министерство экологии вместе с общественниками уже посетили это предприятие и познакомились с его экологической программой.
– Губернатор настаивал на увеличении ответственности предприятий за нарушение экологического законодательства, – говорит Владимир Часовитин. – Но пока не возбуждено ни одного административного производства, ни один выхлоп не доказан. В последнее время мы констатируем увеличение выбросов на посту в Северном. Мы научимся выявлять нарушителей, и я буду сообщать общественности, что стало причиной выбросов.
Возможно, малым и крупным предприятиям поможет пересмотреть свою экологическую политику новый том ПДВ, который сейчас разрабатывается по заказу министерства экологии. Он будет готов в декабре. Документ впервые установит предельно допустимые нормы воздействия на атмосферу Красноярска частников – малых котелен, микропредприятий и печей отопления. Это первый шаг в регулировании количества выбросов. Вторым этапом станет снижение предельно допустимых выбросов крупных заводов.
И почему я такой нервный?
Горожане считают: «черное небо» напрямую влияет на их здоровье. На мартовском митинге врач Ирина Головина провела параллель между плохой экологической обстановкой и депрессией:
– Еще в прошлом году наш край вошел в число лидеров по количеству психических расстройств у населения. Очень многие вещества, повисшие в воздухе, влияют на нашу нервно-психическую сферу.
Тем не менее исследований, которые доказывали бы тесную связь грязного воздуха и ухудшающегося здоровья людей, в России не проводилось.
– Я общался с министром здравоохранения края Вадимом Яниным. Мы попытаемся этот вопрос исследовать, – пообещал министр экологии. – Но за короткое время это сделать невозможно. Проведем установочное совещание, пригласим общественников – поймем сроки и механизмы.
Немаловажно в сохранении благоприятной экологической ситуации и создание «зеленого каркаса» города, говорится в резолюции. Министр двумя руками «за»:
– Недавно мы с «Народным фронтом» поддержали инициативу формирования «зеленого пояса» Красноярска. Это позволит не выделять под застройку земельные участки, на которых растут деревья. Кроме того, договорились с городом, что проведем ревизию всех зеленых насаждений, парков и скверов. Хотим понять, какие работы нужно сделать, чтобы зеленые островки были более здоровыми, – обновить деревья или посадить новые.
Активная высадка деревьев ведется и сегодня. Только осенью этого года в городе появится до 10 тысяч новой зелени, значительные средства на озеленение Красноярска предусмотрены и в бюджете 2018 года.
Бизнес тоже в ответе
Не остался без внимания нового министерства и транспортный вопрос. О дымящих и загрязняющих воздух автобусах в городе говорилось не раз, но старые машины низкого экологического класса так и не исчезли с улиц Красноярска.
– Мы консультировались с главой города. Предлагалось субсидировать перевозчиков, которые имеют автобусы низкого экологического класса. В том числе и перевод их на газовое топливо. Это снизило бы экологическую нагрузку на Красноярск, – поясняет министр экологии. – Но это требует больших вложений. Пока в бюджете нашего министерства на 2018 год мы не смогли найти средств на реализацию такой программы. Тем не менее городская администрация уделяет внимание общественному транспорту. Отбор перевозчиков ведется на конкурсной основе, и экологический класс транспорта – важный критерий оценки. Идет закупка экологически чистых автобусов для проведения универсиады. Ремонт дорожной сети, выделение полос для общественного транспорта тоже улучшают экологическую ситуацию в городе.
Но, как считает Владимир Часовитин, в решении транспортного вопроса нельзя все перекладывать на городской и краевой бюджеты. Над повышением экологичности автобусов должны работать и сами предприниматели, занимающиеся пассажирскими перевозками.
– При изучении резолюции общественников у меня возникла мысль: экологическая экспертиза должна стать основой любых действий в городе и крае, – сказал министр экологии. – Ведь и дым печного отопления, и застройка, из-за которой не рассеиваются выбросы, влияют на экологическую ситуацию. Чтобы изменить ее, необходимо проводить экологическую экспертизу всех проектов, особенно строительных. Давайте вместе внесем такую инициативу на законодательном уровне. Удастся это сделать, и воздух в крае станет чище.
Диалог состоялся
«Мы подвели первые серьезные итоги за полгода существования движения «За чистое небо», – пишет на странице общественного движения в социальных сетях член оргкомитета Андрей Сковородников-Эрлих. – Было много недоверия и глупых разговоров: нельзя сотрудничать с администрацией края, даже если она готова выполнять наши требования. В итоге первая отчетная конференция, прошедшая 21 сентября, показала, что эти полгода прошли не зря». Общественники понимают: впереди много работы, но хотя бы то, что между ответственным министерством и красноярцами завязался диалог, – уже хороший результат. Появилась перспектива решить существующие экологические проблемы.