Будоража дорожную пыль, на чудо-юдо-велосипеде катит нам навстречу девчушка лет пяти. Понимаю: тот самый изобретатель, которого мы разыскивали по всей деревне, живет где-то рядом. Александр СВИНЦОВ выходит встречать далеко за ворота, по лопатинскому бездорожью не всякая машина доедет до ворот его дома.
– Вы зачем сюда забрались, – спрашиваю, – в такую глухомань?
– А что в городе делать? Ни гаража, ни полигона для испытаний, – объясняет Александр. – А тут – простор, красота, делай что хочешь, никому не мешает. Ну, пойдемте, бычков вам покажу…
Для деревни незаменим
Бычками, как выяснилось, изобретатель называет свои мини-тракторы. Тот, что побольше, носит гордое имя «Сусанин» – «свинцов усовершенствованный санин».
– А это – Захар, – показывает нам маленькая Зоя, дочка Свинцова, необычную скульптуру из арматуры, колес и подшипников. – Он колодец охраняет.
– Очень приятно, – кланяемся Захару и идем щупать «Бычков». Бока у них железные, вид суровый, но нрав покладистый. Кушают всего пять литров бензина в неделю, пробегают 35 километров в час, мощность чуть больше 9 лошадиных сил, а весят около 300 килограммов – как двигатель у джипа. Зато сколько могут! И пахать, и сеять, и окучивать, и траву косить. По любому рельефу и в любую погоду. Это уже доказано – тракторы Свинцова работают и в Нижнем Ингаше, и в Богучанах, и в Якутии. Как транспорт вещь для деревни незаменимая – в магазин сгонять по бездорожью или за коровой на поле.
Я почему начал их делать? Раньше вся деревня ездила на мотоциклах, теперь мотоциклы выпускают только кроссовые, для сельских условий бессмысленные. Квадроциклы появились, но они дорогие и по большому счету не функциональные – косить, пахать не умеют. Вот и решил собрать «Бычка», чтобы можно было и на почту съездить, и в хозяйстве использовать.
Родился он из ребра «Жигулей»: коробка, мост, мелкие детали – все перебиралось, обтачивалось, подгонялось до нужного размера. Трактор получился на славу, стали друзья и знакомые просить себе такую технику. Пошли модернизации: косилка, плуг, гребень для уборки снега – паялись и клепались тут же, под навесом, из всего, что было под рукой. Косилка вышла из частей циркулярной пилы и двух сковородок. Мастер вспоминает: ходил по рынку, сковородки измерял на потеху продавцам. Те спрашивают: вам какие нужны? Отвечал: чтобы косили.
– Я не ради денег это все делаю, прибыль копеечная, с крестьян много не возьмешь, а возни – два месяца на каждый трактор. Обидно, что только китайская техника у нас работает. Вот доказал – мы не хуже, даже лучше их фабричных тракторов сделать можем. Все детали – отечественные, двигатели только заграничные. Ракеты в космос запускаем, а двигатели не можем производить. Я, в принципе, и сам могу, но долгое это дело, поэтому приходится иностранные брать.
Кстати, для передвижения на таком тракторе права не нужны. Хоть и двигатель у него с номерами, но по всем параметрам это не трактор, а мотоблок.
Как золотые руки энергию приручили
Но тракторами мастер не ограничивается. На своем компьютере Александр показывает нам «банк идей». Чего тут только нет! Вездеходы, квадроциклы, мотоциклы, электровелосипед. На багажник крепятся два блока бесперебойного питания от компьютера, к ним – провод с вилкой, велосипед заряжается от обычной розетки. Одного заряда хватает, чтобы съездить в поселковый магазин. Была у Свинцовых и своя ветряная станция: огромная мачта, лопасти винтов по 2,5 метра, четыре года добывала электричество для дома, пока энергетики не подключили их к центральной сети. Помогали ветростанции солнечные батареи. Потом Александр придумал новую установку: электричество она вырабатывала, используя силу земного притяжения. Говорит, есть и еще мысли, как добыть энергию, времени не хватает. Все сам, своими силами и мыслями. Когда по чертежам, а когда и так – на глазок да с помощью колеса от «Запорожца». Таким нехитрым инструментом мастер воду на участке достал. Трубу в землю воткнул, и ну колотить. Три дня колотил, доколотился – водичка из колодца чистая, вкусная, холодная идет. Захар всех угощает. А вы говорите – бурильная установка…
С железом работать – не крестиком вышивать
Александр Свинцов к технике тянулся с детства. И как ни уговаривала мама обратить внимание на музыку (в семь лет отдала она сына в музыкальную школу по классу баяна), но моторы и железяки были ему милее. В пятом классе выпросил у матери небольшой двигатель, приладил его на велосипед, сделал мопед. И все – понеслось. Утюги, фены, чайники, позже – телевизоры и фотоаппараты – односельчане знали: «заболевшим» приборам прямая дорога в дом Свинцовых. Образование получил в СПТУ № 19, стал наладчиком радиоаппаратуры и приборов, трудился на телевизорном заводе. После армии работал в автосервисах, а потом по чьей-то наводке – в милиции нужны связисты – поступил на службу в Ленинский РОВД Красноярска. В полиции отработал 20 лет, вышел на пенсию, купил домик в Лопатино. Тут-то, говорит, душа и развернулась – появилось время и место для экспериментов с техникой. Впрочем, задумок у мастера все еще намного больше, чем свободных часов в сутках. Жизнь на земле требует постоянного хозяйского внимания. Новый дом вот затеял строить – просторный, чтобы, когда взрослые дети из города приезжают (а их у Александра четверо), всем места хватало. А нынешнее жилье под мастерскую хочет переделать.
– Я ж не один работаю, со всей деревни ребятишки приходят помогать, надо как-то благоустраиваться. Давно была у меня мечта – открыть что-то вроде кружка юного техника, помаленьку подтягиваю ребят. Свои дети, увы, техникой не интересуются. Спортом увлекаются, – говорит Александр.
Жена Инга Свинцовым гордится: такой рукастый мужик – один на весь район, а то и край:
– Он у меня творческий человек, бывает, и среди ночи подскакивает что-то записать, начертить. Вот только не жалеет себя нисколько – то стружка прилетит в глаз, то палец прищемит, то обожжется. Скорая наш дом уже знает. Ругаю его, ну а что делать? С железом работать – не крестиком вышивать. Зато уж если у него что-то получается – прямо сияет весь, счастливый ходит.
Зачем инновациям теплицы?
Вопрос о планах поставил мастера в тупик. Громадье – даже это не то слово, которым можно обозначить их количество.
– Так. Ну если о ближайших, то хочу сделать уборочную машину на базе своего «Бычка». Обязательно с пылесосом. Чтобы убирала территорию на предприятиях и не пылила. Идею подали знакомые – не всем ведь по карману китайские уборщики, они миллионы стоят.
О расширении производства, говорит мастер, не может быть и речи – очень уж хлопотное это дело – официальное предприятие…
– Вот, я вам фотографии скачал, – протянул мне Александр флешку. Магнитный корпус гаджета ощетинился железной стружкой – руки мастера редко бывают стерильно чистыми. Но, честное слово, разве для рождения идей, или, как нынче модно говорить, инноваций, так уж необходимы особые тепличные условия? Чем будет отличаться трактор Александра Свинцова, собранный под навесом в деревне Лопатино, от трактора, родившегося в уютных сборочных цехах какого-нибудь бизнес-инкубатора? Ну разве что ценой. Настоящие, самородные идеи, рожденные потребностью общества или бизнеса, так или иначе все равно пробьют себе дорогу, подумалось мне под навесом возле «Бычков».