В последнее воскресенье ноября в России отмечают День матери. Такой праздник есть во многих странах мира, правда, по дате он с нашим не совпадает. В Эстонии, США, на Мальте, Кипре, в Дании, Финляндии, Германии, Италии, Турции, Австралии, Японии, Бельгии, Бразилии он приходится на второе воскресенье мая, в Египте это 21 марта, в Армении – 7 апреля…
Однако суть везде одна и та же – прославить материнство как высшее предназначение женщины. Его прославляли с древнейших, еще языческих времен. В православии есть свой материнский день – Покров Пресвятой Богородицы. Однако то, что аналог праздника возник и в светской традиции, только усиливает его значимость, ведь материнство – одна из трех опор семьи: отец, мать, дети. А семья не только «ячейка общества» согласно давно заученному и в общем-то верному правилу, но и последнее и, пожалуй, единственное убежище, где человек может оставаться таким, каким он создан, где сохраняется та самая норма, которую новейшие «прогрессивные» силы атакуют со всех сторон.
Именно поэтому даже в нашей стране, считающейся одним из последних оплотов традиционного образа жизни, материнство преподносится как всего лишь один из выборов женщины и соперничает с успешной карьерой, достижением материального благополучия и вообще с «качеством жизни». Тревожный демографический звоночек уже сколько лет напоминает о том, куда ведет эта тенденция. Если День матери хоть как-то поможет переломить ее, уже хорошо. Ведь все сводится к одной простой вещи: успешных полным-полно, а мать всегда единственная, эту миссию за нее не выполнит никто.
«Сложно только первые пять…»
Как живет многодетная семья, у которой 14 детей?
Профессиональные награды получают журналисты, врачи, учителя… А сегодня на прием к губернатору приглашены те, кто выполняет самую важную работу на земле – работу мамы. Многодетные жительницы края получат почетный знак «Материнская слава».
А вот семья из Норильска удостоилась в этом году президентской награды – ордена «Родительская слава». В семье Мацепуро воспитывают 14 ребятишек.
Знакомство по фотографии
Конечно, просто так семьи даже с большим количеством детей не награждают. Они должны быть примером для многих. А это непросто.
Одна из самых многочисленных семей края уже долгие годы живет в Норильске – городе с очень сложным климатом и полярной ночью. Многие и без детей-то там не выдерживают.
Сергей работает в пожарной охране, а Ольга сейчас находится в очередном отпуске по уходу за ребенком. Самой младшей дочери – Виктории, в феврале исполнится три года. Старшему сыну – Андрею, уже 21 год, он учится в местном институте.
Глава семьи осознает, какое впечатление на окружающих производит их многочисленное семейство:
– Сказал бы мне кто это много лет назад – у вас будет вот столько, я бы, наверное, испугался. Да, понимаю, когда люди со стороны смотрят на нас и поражаются: да как так можно? Но когда сам в этой семье живешь, не так уж это и страшно. Ну больше хлопот, да. Переживания, конечно, были: как мы их оденем, накормим, как это отразится на здоровье жены… Но у нас никогда не было даже мысли, что кто-то лишний. Каждый из них приносит радость.
– Сложно было первые пять детей, – вспоминает Ольга. – А потом они подросли и начали помогать.
Сейчас старшие многое уже делают сами. Ольга и Сергей росли в многодетных семьях. У каждого по пять братьев и сестер. Поэтому знали: и у них будет не меньше ребятишек.
А познакомили их друзья. Сергею рассказали о хорошей девушке, которая живет в Новосибирске, показали фотографию.
– Вначале подумал: обычная такая девушка, приехал, познакомился, – вспоминает он. – А потом, когда уже поженились и стали жить вместе, понял: это именно та женщина, которая мне нужна – мы идеально подошли друг другу.
Супруги – люди верующие. И они сразу решили, что будут принимать всех детей, которые даст им Бог.
Хотя особой помощи ждать было не от кого – бабушки остались на «материке», а их первым домом стала 12-метровая гостинка. Но потом как-то постепенно все сложилось. Переехали в тесную хрущевку, затем в другую квартиру побольше. Сейчас живут в двух трехкомнатных квартирах – сталинках, расположенных рядом. На ужин вся семья собирается в 18-метровой кухне, где стоят сразу три холодильника.
Да и вообще, обделенными они себя не чувствуют. И полностью согласны с утверждением, что если Бог дает детей, он дает и возможности их вырастить.
– Многое происходит в нашей жизни чудесным образом, – говорит Сергей. – Я вот, по сути, работаю один. Не так уж много и получаю. Но дети у нас всегда сыты, одеты. Ноутбуки, телефоны – это все у них есть. В Москве только за прошлый год дважды побывали – один раз по приглашению МЧС всей семьей. В Турцию съездили три раза – то премию мне выплатили, то кредит взяли. Я вообще не хочу, чтоб у детей в сознании была мысль: нас много, значит, надо в чем-то постоянно себя ущемлять. Неправильно это. И рад, что такого у них нет.
Однако уметь ограничивать себя в потребностях – навык нужный, который и во взрослой жизни пригодится. И вот этому родители стараются научить. Если есть смартфон, которому всего год, то стоит ли бежать покупать новую модель? Наверное, нет.
Опровергая стереотипы
Стереотип «многодетность – это синоним низкого уровня жизни» Мацепуро успешно опровергают. Как и множество других. К примеру, тот, что многодетной маме на себя времени никогда не хватает.
Ольга успевает не только заниматься детьми, но и учиться. Еще до рождения детей она получила специальность «сборщик-испытатель полупроводниковых приборов и микросхем». В Норильске такие специалисты не востребованы. Поэтому, как только дети расходятся в садики и школы, она садится за учебу – выбрала управленческую специальность в местном вузе.
– А вообще у меня знаете сколько профессий? – смеясь, рассказывает Ольга. – Я и врач, и экономист, и воспитатель. Мне мама очень многое дала – я окончила музыкальную школу, научилась шить и вязать. Сейчас все эти знанию передаю детям. Тут главное – грамотно спланировать день и придерживаться этого плана. Вообще дети у нас учатся хорошо, Настя с первого класса круглая отличница – ни за четверть, ни за год у нее нет ни одной четверки. Если младшие чего-то не понимают, им старшие помогают. В крайнем случае идут ко мне с вопросами. Стараемся и вдвоем с мужем побыть. Уезжаем, чтобы посидеть в кафе, переключиться, просто поговорить – это тоже нужно.
Как относятся к семье окружающие? Многие с уважением. Потому что в семье о детях очень заботятся – стараются, чтобы и в музыкальную школу, и в разные кружки они обязательно ходили. Ну и выглядели всегда опрятно. Чтобы не было повода сказать – вот, мол, родили, а заниматься ими никто не хочет.
– Почему сложился негативный стереотип о многодетных семьях? – рассуждает Сергей. – Да потому что видели большие семьи, где детей родили, но они заброшены. А разве нет семей, где один-единственный ребенок, но и он для родителей – лишний, ненужный? Ему не уделяют ни внимания, ни любви.
На самом деле, страшно признавать, но… Семьи, где намеренно ограничивают количество детей, идут даже на убийство еще не рожденных – ради материального благополучия, заграничных путешествий, большой квартиры, да и вообще – другого уровня в жизни, современному обществу понятны. Вот их никто осуждать не собирается. Наоборот. А если люди любят собственных детей и хотят, чтобы их было больше, – это у многих вызывает подозрение, недоумение…
Есть еще один стереотип – мол, много детей – значит обязательно государство помогает. Неизвестно правда, откуда он появился, даже в СССР подарками многодетных никто не осыпал. Правда, Мацепуро не так давно машину подарила одна из крупных компаний нашего края. А в целом все так же, как и у других.
– То, что нам положено, положено любой малообеспеченной семье, – говорит Сергей. – Льготы у нас фактически одинаковы. Это пособие на одного ребенка. Льготы за ЖКХ – это 50-процентная скидка. И то на одну квартиру. По второй оплачиваем полностью. Питание в школе бесплатное. Оплата детского сада – вполовину меньше. А, еще в музей можно сходить раз в месяц.
Впрочем, это глава семьи говорил просто так, отвечая на наш вопрос. А вообще от семьи Мацепуро мы не услышали даже намека на жалобу. Они благодарны за то, что у них есть, и уже давно знают, что является самым главным. Понимают: по сравнению с таким богатством, как 14 детей, все остальные материальные блага просто меркнут.
– А мы и от 15-го не откажемся, – говорит Ольга. – Если Бог даст. Каждый ребенок для нас – это большая радость.
И тут же говорит: когда приходишь домой и видишь, как навстречу бегут сразу несколько малышей, обнимают, что-то рассказывают, то все тревоги и заботы отступают. И пусть где-то там, в «большом мире», постоянно происходят какие-то ЧП и трагедии. Но если у тебя есть место, где сразу четырнадцать пар родных ручек тебя готовы обнять в любой момент, никакие катаклизмы уже не страшны.