«Кадры решают все»

Для кого закон написан

«Кадры решают все» Для кого закон написан

Сегодня, 18 ноября, в Красноярске начинает работу VII Сибирский муниципальный форум. Тема – «Профессиональные и общественные ресурсы в обеспечении качества муниципального управления». О том, в чем ее актуальность, наша беседа с организаторами – Институтом муниципального развития.

Собеседники «НКК»:

Менщиков_.jpgАлексей Менщиков, директор ИМР

Dimitrova_.jpgЕвгения Димитрова, заместитель директора

валюшицкая_.jpgИрина Валюшицкая, начальник проектно-организационного отдела ИМР

Ближе к земле

А. Менщиков:

– Мы обратили внимание, что в стране проходит считаное количество форумов, на которых поднимаются проблемы муниципалитетов. Поэтому приняли решение в Сибири, в географическом центре России, в ноябре проводить такой форум и обсуждать насущные вопросы. Как раз к концу года формируется пакет реальных проблем, с которыми сталкиваются местные власти. Наш форум проводится седьмой раз, учредители – органы исполнительной власти: губернатор и правительство края, общественность муниципальных образований – региональное отделение Всероссийского совета местного самоуправления. Экспертами выступают министры федерального правительства, депутаты Госдумы, члены Совета Федерации, те, кто так или иначе принимает решения. Непременно – представители науки. Состав экспертов всегда разный, потому что не повторяются и темы.

И. Валюшицкая:

– Целевая группа форума – сельские поселения. Чтобы получить обратную связь. У нас много примеров, когда приезжали специалисты из Москвы с каким-то очень хорошим с их точки зрения проектом и намеревались распространить его на всю Россию. Но хороший для условий кабинета закон не учитывает реалий. Для московских экспертов было откровением, что, например, в некоторых поселениях вертолет является единственным внутримуниципальным видом транспорта. Что глава поселения, в которое входит несколько деревень, передвигается на лодке летом, на собаках зимой. И это все реальная жизнь, приобщение к которой людей, принимающих решения, позволяет нам в некоторых случаях влиять на федеральное законодательство.

А. М.:

– Среди людей, проживающих в городах и принимающих решения, есть иллюзия относительно тех кадров управленцев, которые проживают на земле. Образование стоит очень дорого. Где на поселенческом уровне брать возможности для обучения, дополнительного образования тех кадров, которые там еще остались? Уровень сложности вопросов, которые им приходится решать, постоянно растет. Свести вместе иллюзии по поводу кадров и реальные кадры – тоже функция форума. У нас традиционно одна из площадок посвящена теме кадровой подготовки, кадрового ресурса.

И. В.:

– В течение года мы работаем с запросами муниципалитетов. Новая повестка формируется по тем направлениям, которые вызывают больше всего вопросов.

Обязательный принцип – приглашение разных ведомств. Вопросы, за которые они отвечают, сходятся в одной точке – на уровне поселения. Представители ведомств начинают видеть, где у них дублирование, где нестыковки, почему возникают проблемы при реализации.

А. М.:

– Еще одна важная задача мероприятия – вытащить прогрессивный опыт самих муниципалитетов и представить его. Часто они не знают, что происходит у соседей и как там решают тот или иной вопрос. Самим собирать, анализировать такую информацию крайне сложно. Поэтому на форуме есть специальная площадка для представления удачных решений.

Снаружи и внутри

И. В.:

– Площадки делятся на три направления: взгляд эксперта со стороны (федерального, регионального), взгляд изнутри тех, кто определяет в регионе путь реализации той или иной тематики, и взгляд с низового уровня – как это реализуется или почему не может быть реализовано.

На примере конкретных площадок. Одна из них касается судебной защиты местного самоуправления. У муниципалитетов нехватка специалистов с опытом судебных разбирательств – они, оставаясь один на один с проверяющими органами, как правило, проигрывают. Наш институт ввел такую услугу, как представительство в судах. В прошлом году, например, мы отстояли права муниципалитетов в судах на 16 миллионов рублей. Это сумма исков, неправомочно предъявленных муниципалитетам. Благодаря нашему консалтингу деньги остались в муниципалитетах.

Этого, конечно, мало: важно понимать, какие существуют практики в других регионах. Внешний эксперт, знакомый с судебными практиками других субъектов, подскажет, по каким судебным сюжетам можно успешно выступить. Практика показывает, что в большинстве своем деньги не украдены – нецелевое использование средств происходит от незнания нюансов закона. Просто неграмотность. Отсюда на площадке – представители и юстиции, и прокуратуры, и цель ее – уменьшить количество ошибок муниципалов.

– Может быть, наоборот – законы должны соответствовать потребностям и уровню населения? Скорость подготовки кадров всегда будет уступать скорости принтера, в смысле – законотворчества.

А. М.:

– Вопрос отражает суть проблемы. Четыре года назад мы проводили исследование, и выяснилось, что 62 процента глав муниципальных образований не имеют даже высшего образования, не говоря о специальном. Сейчас ситуация чуть изменилась к лучшему. Юридическое и экономическое образование имеют шесть процентов от общего количества, а профильное управленческое – менее одного процента.

– Но опять же – это не их беда, а неадекватность законодателя.

А. М.:

– У нас один из форумов был посвящен подготовке кадров – была попытка ужесточить требования к муниципальным кадрам, вплоть до запрета занимать должность, если нет профильного образования. Мы озвучили проблему максимально доступно – ребята, с кем останетесь? Вы думаете, много желающих ехать в поселения, где единственный вид транспорта – собаки или лодка?

И. В.:

– При этом люди это образованные и умные, просто они живут в несколько ином измерении. Там действительно другая жизнь, другие ценности. Есть недалекие чиновники, которые, не понимая в реальной жизни, обвиняют поселенческие кадры в недостатке образования и квалификации. А они полностью адекватны среде и объектам управления. Если взять этого чиновника или законотворца и поместить в муниципальное образование на Севере, я полагаю, картина мира поменяется – необразованными будут выглядеть чиновники из города. Форум выполняет и задачу коммуникации, попытку понять друг друга.

Сидеть или работать?

А. М.:

– Вторая площадка – противодействие коррупции. Сейчас трудно найти сферу, куда не воткнули бы борьбу с коррупцией. Муниципалы – последнее звено в пищевой цепочке. Для муниципалов проблема не в коррупции – там возможности коррупционные очень ограничены. Проблема в том, чтобы выполнить антикоррупционные предписания.

Поэтому у нас работает прокуратура на площадках, и управление по безопасности, и мы со своей стороны попытаемся все-таки выработать адекватную систему противодействия коррупции, чтобы она была понятна и приемлема. Площадка ставит задачу научить муниципалов пользоваться инструментом противодействия коррупции с минимальным ущербом для деятельности.

И. В.:

– В антикоррупционном законодательстве есть вопросы, в принципе не решаемые на уровне поселения, и в них нужно внести ясность. Элементарно: в малом поселении все родственники. Это нельзя. Но кому работать? И таких вопросов много, где муниципальная логика идет вразрез с законом.

Свой карман

Е. Димитрова:

– Третья площадка форума посвящена внедрению стандартов инициативного бюджетирования. Когда мероприятия, услуги, строительство объектов софинансируются гражданами. Основная часть средств, понятно, идет из регионального и муниципального бюджета. И коль скоро граждане являются единственным источником власти, всех инициатив и управления, они должны понимать процессы финансирования. А определить, эффективно или нет используется бюджет, будет невозможно, пока граждане не начнут понимать механизм формирования и расходования бюджета.

А. М.:

– Проекты эти входят в разряд тех, которые обычно в приоритетах муниципального развития не значатся. Граждане непосредственно участвуют на всех стадиях процесса – вместе с муниципалитетом создают проект, участвуют в проведении конкурса, сами контролируют работы. Замечено, что эффективность работ, которые идут через инициативное бюджетирование, примерно на 30–40 процентов экономичнее первоначального. Граждане принимают такие объекты придирчивее. Граждан коррумпировать невозможно.

Е. Д.:

– Также в рамках форума состоится открытая защита проектов по развитию территорий края. Их разрабатывали в течение года слушатели школы управленческого резерва совместно с представителями муниципалитетов, региональным министерством экономики, управлением кадров губернатора.

В этом году школа разработала проекты для Ачинска, Дивногорска, Зеленогорска, Минусинска, Краснотуранского, Сухобузимского, Шарыповского районов. Так, в Сухобузимском районе намерены развивать туризм выходного дня. В качестве конкурентных преимуществ предлагается использовать природные ресурсы и историю Сухобузимо, связанную с биографией Василия Сурикова. Минусинск рассматривает организацию образовательных туристических маршрутов для школьников и студентов… Все это очень важно.

Если взять этого чиновника или законотворца и поместить в муниципальное образование на Севере, картина мира поменяется –необразованными будут выглядеть чиновники из города

Фото: Эксперты и участники VI Сибирского муниципального форума, снимок из архива ККГБУ ДПО «Институт муниципального развития»

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
10 декабря 2024
Край активного долголетия: «Дедушка-ГТО» и «Бабушки-йоги»
Помните, как в советской песне поется «Старость меня дома не застанет, я в дороге, я в пути». И это совсем
Без рубрики
6 декабря 2024
«Транснефть – Западная Сибирь»: 70 лет в истории
Нефть, словно кровь в организме, питает экономику, давая возможность развиваться промышленности, транспорту и энергетике. Но чтобы этот жизненный поток не
Без рубрики
6 декабря 2024
«Зеленые школы» Красноярья
28 ноября в здании Государственной универсальной научной библиотеки подведены итоги большого просветительского проекта «Зеленые школы» Красноярья. Миссия: чистая земля», приуроченного