Как банки будут защищать клиентов? В 2017 году кибермошенники похитили со счетов граждан около 1 млрд рублей

Как банки будут защищать клиентов? В 2017 году кибермошенники похитили со счетов граждан около 1 млрд рублей
Фото Олега Кузьмина

О том, что кибермошенники с завидной скоростью и регулярностью совершенствуют свои методы, известно всем. А вот о том, как банки защищают средства клиентов, знают немногие. Буквально несколько недель назад в силу вступил ФЗ № 167 «О внесении изменений в отдельные акты РФ…», направленный на защиту средств граждан. Что он изменит?

Предполагается, что банки будут активнее использовать блокировку предварительных транзакций.

– Это не новый механизм, однако теперь все банки будут значительно активнее его использовать, – поясняет заместитель управляющего Отделением Красноярск Сибирского ГУ Банка России Игорь Ефанов.

– По закону банк обязан незамедлительно связаться с клиентом, если посчитает его транзакцию подозрительной, чтобы подтвердить легитимность этой операции. Никаких длительных процедур разблокировок и проверок не будет. Клиент просто должен подтвердить, что именно он совершает операцию, и она будет совершена. Способ связи прописывается в договоре, поэтому, чтобы избежать неудобств, лучше всегда быть на связи, особенно за границей. Важно отметить, что речь не идет только о блокировке: банки должны сами определить конкретный механизм защиты денег на счетах.

Какая операция может показаться банку подозрительной? К примеру, если информация о получателе перевода уже содержится в базе данных Банка России о случаях и попытках хищений. То есть получатель платежа уже был уличен в хищении. Или же еще один признак – несоответствие характера, объема или параметров совершаемых транзакций операциям, которые обычно проводит клиент. Важно время осуществления операции.

Случай, когда по одной и той же карте расплачиваются в отдаленных друг от друга местах через короткий промежуток времени, может служить признаком того, что мошенник сделал копию «пластика». Наконец, будут обращать внимание на «нетипичный» размер сумм, которые снимают с карты.

– В случае если связаться с клиентом не удалось, банк вправе приостановить такую операцию на срок до двух суток, – говорит Игорь Ефанов. – Но мы прекрасно понимаем, что для банка основная ценность – это клиент.

И не ожидаем массовых блокировок карт или счетов. Потому что это невыгодно самим банкам. Им важна лояльность клиентов и уверенность их в том, что деньги в сохранности, что банк обязательно обслужит платеж.

И еще. Для минимизации рисков кибербезопасности Банк России создал автоматическую систему обмена информацией между финансовыми учреждениями, позволяющую им оперативно сообщать регулятору об угрозах и своевременно получать от него рекомендации, как реагировать и снижать ущерб. Все банки обязаны подключиться к системе – это является дополнительной гарантией устойчивости кредитной организации. Клиенты банков выигрывают от подключения, так как участие в информационном обмене может сильно снизить ущерб от действий мошенников.

Как быть, если операция была проведена, но банк не смог связаться с клиентом? В любом случае человеку необходимо обратиться в банк и требовать возврата денежных средств: закон обязывает возвращать деньги, похищенные в результате несанкционированного списания, если клиент сам не сообщал мошенникам свои персональные данные, необходимые для хищения.

Конечно, все новации в законодательстве не отменяют необходимости соблюдать меры предосторожности самому владельцу карты. Все они хорошо известны. Не нужно никому сообщать ПИН-код! Даже если об этом просит человек, который представляется «сотрудником банка». Для безопасности можно легко поменять ПИН-код – это делается в течение нескольких минут через банкомат. Наконец, есть возможность ограничения снятия средств с помощью установки определенного лимита. Допустим, не более 1 500 рублей в сутки. И тогда, даже если карта попадет в руки мошенников, снять все средства они не смогут. В любом случае, если есть сомнения, как поступить в какой-либо сомнительной ситуации, лучше всего предварительно посоветоваться с сотрудником горячей линии банка – бесплатный телефон указан на каждой пластиковой карте.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
1 мая 2024
Написание текста от руки помогает ветеранам СВО достигать целей в мирной жизни
Чем могу помочь я? Такой вопрос после начала спецоперации задали себе многие, вне зависимости от профессии. Одни пошли ухаживать за
Без рубрики
30 апреля 2024
Кто и на каких условиях может оформить льготный кредит на квартиру?
До 2031 года продлили программу выплат по 450 тысяч рублей многодетным семьям в помощь на погашение ипотеки. По поручению главы государства
Без рубрики
30 апреля 2024
Победить врага внутри себя
Сегодня существует масса методик лечения наркомании. Клиники предлагают не только медикаментозное избавление от зависимости, но и плазмаферез или внутривенное лазерное