До 1942 года в Красноярске с одного берега Енисея на другой можно было попасть по железной дороге или на пароходах, которые работали на переправе от пристани Красноярск до пристани на правом берегу. В 1942-м установили понтонный мост. Он состоял из 95 деревянных понтонов и дважды в сутки разводился, чтобы могли проходить суда.
Большому городу, наполненному эвакуированными предприятиями и учреждениями, такой переправы было недостаточно. Поэтому правый и левый берег Енисея параллельно понтонному мосту долгое время соединяла пассажирская пароходная линия. Именно здесь и трудилась капитан Мария Ильина. С 1941 года она работала на судах Енисейского речного пароходства. В 1944 году 20-летняя Мария стала капитаном парохода «Максим Горький», потом перешла на пароход «А. Пушкин».
Женщин-судоводителей на Енисее было много, но только о Марии говорили, что она обладает незаурядными способностями в судовождении, имеет волевой характер. Речные навигации Ильиной продолжались до 1962 года. Она так и соединяла берега растущего Красноярска.
В газете «Речник Енисея» писали:
Многие красноярцы знакомы с небольшим колесным пароходом «А. Пушкин», курсирующим на пригородной линии Красноярск – Затон… Все дело в том, что работа на Красноярском рейде требует особой внимательности. Здесь беспрестанно снуют катера, подходят и отходят теплоходы и пароходы. Это не те пассажиры в дальнем рейсе, что устраиваются спокойно дня на 3–4. Это спешащие на работу или по своим делам люди, вечно торопящиеся, спрыгивающие на дебаркадер, едва пароход подвалит. Тут и до несчастного случая недолго. И вот уже пять навигаций капитаном на пароходе «А. Пушкин» плавает М. Н. Ильина, единственная женщина-капитан в бассейне.
24 сентября 1946 года указом Президиума Верховного Совета СССР она была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
В 1949 году приказом министра речного флота Ильиной присвоено звание «Лучший капитан Министерства речного флота СССР».
По материалам сайта красноярские-архивы.рф