Как распознать мошенника и не попасться на его удочку?

Как распознать мошенника и не попасться на его удочку?
Фото: Руслан Рыбаков

Сводки правоохранительных органов пестрят сообщениями о количестве обманутых телефонными мошенниками красноярцев. Аферисты, как вирус, мутируют и придумывают новые виды обмана в ответ на действия властей, старающихся защитить доверчивых граждан. Как обезопасить себя и своих близких от телефонных мошенников? На этот вопрос попытался ответить заместитель начальника Главного следственного управления ГУ МВД России по Красноярскому краю Дмитрий Шинкевич в проекте Общественной палаты региона «Час с экспертом».

Срабатывает первое слово

Только за последнюю неделю около 200 жителей Красноярского края стали жертвами телефонных мошенников. Они отдали неизвестным 68 млн рублей. Всего же на обман аферистов попались более шести тысяч красноярцев, ущерб, нанесенный им, составил 1 млрд 318 млн рублей. Суммы космические!

Правоохранительные органы и финансовые организации предупреждают жителей края – не поддавайтесь на уловки аферистов, не соглашайтесь предоставить личные данные, коды от своих личных кабинетов, не перечисляйте деньги. Тем не менее мошеннические схемы продолжают работать. Почему?

Как считают специалисты, на другом конце провода сидят хорошо подготовленные психологи, которые буквально зомбируют людей. После этого жертвы следуют всем их указаниям.

Большое значение имеют первые слова, сказанные жертве мошенничества. Это должна быть такая информация, которая зацепит человека. Например, взломан личный кабинет на «Госуслугах» или человека подозревают в госизмене, его деньги перечислены на финансирование терроризма, – считает Дмитрий Шинкевич. – Действует и такая схема, когда звонящий представляется важной персоной – работником Центробанка или правоохранительных органов. Все это подкрепляется проговариванием персональной информации. Это вызывает доверие.

При этом, как говорят правоохранители, методы мошенничества постоянно меняются, трансформируются в зависимости от принимаемых правительством мер по защите своих граждан. Если раньше можно было сыграть, например, на родственных чувствах (когда сообщалось, что сын или дочь попали в неприятную ситуацию и их нужно срочно спасать) или на имя жертвы оформляется кредит, то сейчас все гораздо сложнее.

Новые способы обмана

В апреле и мае полицейские Красноярского края зафиксировали новый способ мошенничества – с использованием мессенджеров. Работникам разных компаний приходили сообщения якобы от руководителя, в которых сообщалось, что произошла утечка персональных данных, и они попали в сеть Интернет. При этом липовый работодатель сообщал, что работнику перезвонит сотрудник правоохранительных органов, с которым необходимо решить вопрос. Через какое-то время действительно звонил «правоохранитель» и разводил жертву на деньги: с помощью персональных данных оформлены кредиты, осуществляется хищение средств с накопительного счета и так далее. А потом шла стандартная схема: оформить кредит и перечислить на «безопасный» счет либо продать квартиру, а деньги также через банкоматы перекинуть неизвестным.

– Мы выяснили, что эти способы обмана связаны с тем, что люди переходили по неизвестным ссылкам в мессенджерах. Так мошенники получали доступ к их аккаунтам, и от их имени писали разным контактам. Кроме того – создавали аккаунты-двойники с похожими на хозяина фотографиями, – поясняет заместитель начальника Главного следственного управления ГУ МВД России по Красноярскому краю. – В мае, например, по такой схеме гражданин продал квартиру за три миллиона рублей по договору купли-продажи и деньги перечислил мошенникам. Обрабатывали его несколько дней.

Также появились в последнее время и способы обмана от имени мобильного оператора. Человеку сообщают: закончился ваш договор, необходимо его перезаключить. И пытаются выведать код, приходящий в СМС-сообщениях. С помощью него взламывают «Госуслуги».

Новый метод мошенничества и воздействие на детей. Ребятишкам, у которых на телефоне есть мессенджеры, звонят и начинают давить: «Если не перечислишь деньги, твоих родителей посадят в тюрьму, а тебя отдадут в детский дом». И это срабатывало – подросток заходил в онлайн-банк с телефона родителей и отправлял средства на указанный счет.

Ловят подростков и на интернет-площадках, где они оставляют лайки под постами или донаты. Угрожают: «Ты совершил незаконные действия в сети».

Звонок на авось

Интересно, что в последнее время изменился возраст жителей края, пострадавших от мошенников. Если раньше это были пожилые люди, сейчас 30–50-летние. Образованные, имеющие работу, квалифицированные специалисты. Среди обманутых есть и врачи, и учителя, и даже научные работники.

Впрочем, как считает Дмитрий Шинкевич, мошенники выбирают свои жертвы не по возрасту. Их задача – обзвонить как можно больше людей. Авось кто-то попадется на крючок.

Мы заметили, что мошенники часто выбирают для звонков час пик, когда человек едет на работу, или рабочий день, – отмечает правоохранитель. – Человек занят на службе, ему нужно решить массу задач, он не может сосредоточиться на звонке, в котором сообщают, что на него пытаются взять кредит.

Мошенники уже не ставят перед собой цель получить доступ к онлайн-банкингу и вывести средства. Их задача заставить жертву самостоятельно распорядиться средствами – снять деньги со счета, взять кредит, продать квартиру, машину, получить наличные и перевести их мошенникам через банкоматы или отдать курьерам.

Кстати, в крае выявлено довольно много посредников мошенников, которые забирали деньги у жертв и перечисляли их «работодателям». В прошлом году к уголовной ответственности привлекли более 90 курьеров, в этом установили уже 70 посредников – телефонных мошенников. Большинство – подростки. Им предлагают работу за небольшое вознаграждение люди, которые представляются работниками банков. Но при этом инструктируют, чтобы называли себя вымышленными именами, сообщали сведения, не соответствующие действительности. Фактически предлагают обманывать людей.

– Даже несовершеннолетний может понять, что такие действия незаконны, но идет на это, – говорит Дмитрий Шинкевич. – Мы проводим профилактику в образовательных учреждениях: рассказываем подросткам, что не стоит соглашаться на такие предложения. Официальные органы никогда не будут через мессенджеры просить использовать ложную информацию для получения денег, а тем более перечислять их на банковские счета. Это методы мошенников.


ВАЖНО ЗНАТЬ

 • Если человек чувствует, что информация может вывести его из равновесия, лучше заранее подготовиться к таким звонкам. Например, воспользоваться банковскими услугами и обезопасить свои деньги: установить лимиты на получение кредитов, а также на перевод или снятие со счета средств. Эти запреты законодательно вступают в силу 25 июля 2024 года.

На телефоне выставить определитель номера или блокировщик спам-звонков, не отвечать на звонки с неизвестного номера в мессенджерах (это мошенники).

Перепроверять информацию. Сообщили о списании средств со счета – позвоните в банк (телефон есть на обороте вашей карты), если говорят, что закончился договор мобильной связи – свяжитесь со своим оператором.

И не стесняйтесь делиться с близкими и коллегами информацией о тревожном сообщении. Практика показывает, что именно трезво оценивающее ситуацию окружение зачастую спасает жертву мошенников от потери денег.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
28 сентября 2024
Электронная – не значит безопасная
Электронные сигареты в России появились не так давно – в середине 2010-х годов – и сразу стали популярны у молодежи.
Без рубрики
27 сентября 2024
Миссия добрых сердец
Труженики Красноярского машиностроительного завода неизменно подтверждают верность традициям краевого донорского движения. В очередной раз десятки заводчан приняли участие в состоявшейся
Без рубрики
26 сентября 2024
Модернизация и планы развития: в СГК подвели итоги работы за 15 лет
В этом году Сибирская генерирующая компания отмечает свой юбилей. 15 лет – это период становления и активного развития компании. Итоги