Судя по статистике, постоянное удорожание топлива никак не сказывается на уменьшении числа автомобилей в крае. За последние 10 лет в одном только Красноярске машин стало в два раза больше, а стоимость литра бензина при этом выросла в среднем в 2,5 раза. Но эти месяцы особенные. Подорожал не только бензин, подорожало все. А значит, настала пора экономить. На икре, шубах и бензине, который, если посчитать за год, обходится нам по цене той же шубы.
Самый лучший способ экономить – это не ездить вообще. Но об этом мы рассуждать не будем. Потому что человек, однажды познавший всю прелесть передвижения на личном автомобиле, вряд ли согласится когда-нибудь пересесть на общественный транспорт или совершать многокилометровые прогулки по городу.
С чего начать?
Александр Нестеров, водитель такси с 30-летним стажем, советует:
– Начните с изменения манеры езды. Забудьте о резких стартах и внезапных торможениях. Если видите, что светофор должен смениться на красный, приближайтесь к нему медленнее. Вообще все просто – чем реже вы используете тормоз, тем меньше расход топлива. Поэтому пробки нужно стараться объезжать, не бойтесь «сделать крюк». Иной раз в пробке бензина больше улетает, чем если полгорода проехать по свободной дороге. За городом нужно использовать крейсерскую скорость. Это скорость, при которой расход минимален. Как правило, появляется она на последней передаче, когда обороты двигателя показывают значения 2–2,5 тысячи. Приведу свой пример: у меня «Жигули»-пятерка. Если еду по трассе 80 км/ч (это ее крейсерская скорость), расход около 7 литров, разгоняюсь до 100–120 – начинает «есть» по 11–12 литров. Кстати, «автомат» тратит процентов на 15 больше бензина, чем машина на «механике».
Чем мощнее автомобиль, тем выше у него крейсерская скорость. Узнать про возможности своей машины можно в сервисной книжке или на сайтах производителей в Интернете.
Второй ключевой момент в деле экономии бензина – состояние автомобиля. Если с двигателем что-то не то, то менять манеру езды просто нет смысла. Эффекта не будет.
Все автомобилисты знают: кондиционер и печка увеличивают расход топлива (примерно на 2 литра на 100 км), но мало кто может отказаться от этих благ. Александр Нестеров советует включать кондиционер посильнее на затяжных спусках и отключать при подъеме и обгоне. Заменять кондиционер открытыми окнами бессмысленно: сопротивление воздуха, которое будет вынужден преодолевать автомобиль в этом случае, «съест» всю экономию. Магнитола, подогрев сидений и телефонная зарядка тоже способствуют повышенному расходу бензина. Конечно, экономия бензина будет минимальной, если вы откажетесь от музыки в дороге, но все же будет.
Пуля из машины
Масса машины. Чем она ниже, тем меньше бензина нужно для разгона авто. Уберите лишнее из багажника. Зачем вам три канистры воды и детский велосипед, если на дворе декабрь? Всевозможные обвесы и предусмотренный заводом тюнинг тоже добавляют лишних килограммов машине, увеличивая расход топлива. К примеру, из-за дополнительной шумоизоляции салона масса может вырасти на несколько десятков килограммов. Широкие диски создают большее аэродинамическое сопротивление, а значит, бензин будет уходить быстрее.
– Коэффициент аэродинамического сопротивления и расход топлива будут тем ниже, чем больше ваша машина по форме напоминает пулю, – говорит Александр Нестеров. – Багажники на крыше, «мухобойки» на капоте, даже антенны – все это заставляет машину «съедать» больше бензина. Вам, как говорится, шашечки или ехать? Выбирайте. А когда будете покупать резину, помните, что от шин расход топлива тоже зависит. Нужно предварительно изучить этот вопрос. Плохо накачанные колеса имеют свойство «съедать» бензин. Следите за давлением в шинах. Но превышать рекомендованное производителем давление нельзя. Бензин вы сэкономите тогда за счет потери управляемости машиной.
Не рекомендует опытный водитель для экономии бензина ездить накатом с горки, использовать автоодеяла (при наших морозах они просто бессмысленны), заливать в бак всяческие присадки.
– Сколько читал про эти чудо-средства, никаких реальных данных по экономии бензина не встречал, – говорит Александр. – Некоторые еще думают, что можно заправиться 92-м вместо 98-го и так сэкономить. На самом деле на более «жирном» бензине машина проедет дольше. А если производитель рекомендует заправляться 98-м, так даже однократная заправка 92-м может «запороть» двигатель.
Самый действенный способ экономить бензин – отказаться от него вообще. Установить газобаллонное оборудование и заправляться газом, который ощутимо дешевле. Правда, и расходуется быстрее, как говорят водители, и багажник становится ощутимо меньше, и не на всех трассах за городом встречаются АГЗС… В общем, способ сомнительный, к тому же стоимость установки оборудования начинается от 15 тысяч рублей.
Можно еще, чтоб не использовать бензин, купить себе электромобиль… Но об экономии в данном случае речь не идет вообще. В России цена этих машин – от миллиона рублей, да и заряжать их негде. Специальные устройства есть только на некоторых заправках в центральной части страны.
Мнение
Владимир ТВЕРДОХЛЕБОВ
заместитель директора института нефти и газа СФУ, заведующий базовой кафедрой химии и технологии природных энергоносителей и углеродных материалов, доктор химических наук
– Когда происходит резкое удорожание бензина, на рынке появляется множество фирм и фирмочек, предлагающих автовладельцам чудо-средства для экономии топлива: присадки, добавки, различные приборы. Но обещания продавцов, гарантирующих снижение объема потребления бензина, не имеют под собой никакого фундамента. Чтобы иметь право добавлять в топливо присадку, нужно провести полноценные государственные испытания. Ни один из препаратов, предлагаемых на рынке для улучшения качества бензина и уменьшения его расхода, не допущен к применению в России.
Необходимо рассматривать в комплексе влияние присадки на работу двигателя, на мощность, на пусковые свойства, на износ двигателя. Но таких исследований нет. Присадка может увеличивать октановое число бензина, но начинает негативно влиять на работу свечей, на нагарообразование, на износ поршневой группы. И эти отрицательные моменты перекрывают момент положительный.
Я автор одной из присадок, которую в 1990-е годы мы использовали на Ачинском НПЗ для получения высокооктанового бензина. Эта присадка прошла полный комплекс испытаний, получила допуск. Были четко обозначены концентрации, в которых ее можно применять. И вводилась она только на предприятии в промышленных условиях. Соль – полезный для организма продукт, но добавь ее меньше или больше, эффект будет не тот. Заливая в бак какую-то присадку из бутылька «на глаз», неизвестно, какой эффект вы получите.
Все эти присадки и приборы – не более чем «волшебные таблетки» и маркетинговые уловки.
Сэкономить на бензине можно только одним способом – надо держать в рабочем состоянии двигатель: две трети мощностных и экономических характеристик машины – это работа ее двигателя, и только одна треть – качество топлива. Когда двигатель работает плохо, он будет работать плохо на любом виде топлива. Все мы видели машины, у которых из выхлопной трубы валит черный дым. Это означает, что происходит неполное сгорание топлива, а значит, повышен его расход. Но вместо того, чтобы привести машину в порядок, такой автовладелец предпочитает ездить и жаловаться, что «бензин нынче не тот пошел», или покупать какие-то присадки.
Чтобы экономить на топливе, нужно соблюдать правила эксплуатации машины. К примеру, один водитель сначала прогревает двигатель, а потом едет, а другой заведет и сразу поедет. У кого со временем будет больше уходить денег на бензин? Конечно, у второго. Потому что двигатель изнашивается от такого неправильного обращения. Но водитель опять-таки начнет искать причину не в своих действиях, а в бензине.