В системе амбулаторно-поликлинической помощи давно назрели серьезные реформы. Руководство края и минздрава это понимает. И многое уже делается для того, чтобы ситуация изменилась к лучшему.
Миллионный Красноярск, главный город края, имеет вполне соответствующую своему статусу систему здравоохранения – развитую, многопрофильную, достаточно современную. У нас есть хорошо оборудованные больницы и клиники, специализированные медицинские центры, в которых делают операции мирового уровня и оказывают качественную медицинскую помощь. Есть и прекрасные врачи, ничуть не уступающие в профессионализме своим коллегам из столиц.
Но путь большинства жителей города и края к высокотехнологичной медицине, контакты со здравоохранением чаще всего начинаются с родной, хорошо знакомой районной поликлиники по месту жительства. Порог именно этого медицинского учреждения первым делом переступает человек, если у него появились проблемы со здоровьем.
А участковый врач такой поликлиники – первый, кто принимает и выслушивает больного, ставит ему диагноз, назначает предварительные исследования. Решает, госпитализировать или назначить амбулаторное лечение, направить к узкому специалисту или обойтись своими силами. От того, в каких условиях работает участковый доктор, какова у него нагрузка, ценится ли его труд по достоинству, зависит многое. И качество первичной медицинской помощи, и точность его врачебных решений. А по большому счету – дальнейшая судьба больного.
Не зря доктора говорят, что участковый врач находится на переднем крае медицины. А поликлиника в целом – первое и важнейшее звено в системе здравоохранения. И самое, пожалуй, проблемное. Любой, кто хоть раз бывал в этих учреждениях, знаком с некоторыми их «нюансами». Тут и запись к узкому специалисту порой за две недели, и очереди у кабинетов, и формализм, и «карточку потеряли». А случается, что уж скрывать, и не всегда доброжелательное отношение к пациенту. Порой даже хамское. Нет, не повсеместно. Но чаще, чем хотелось бы.
Врач сыт – и больному легче
Еще в августе нынешнего года Виктор Толоконский, будучи тогда временно исполняющим обязанности губернатора, подписал распоряжение с длинным, но вполне понятным названием: «О первоочередных мерах, направленных на повышение доступности и качества первичной медико-санитарной помощи в краевых и государственных амбулаторно-поликлинических учреждениях здравоохранения, расположенных на территории города Красноярска».
Сегодня этот 10-страничный (вместе с приложением) документ лежит на столах главных врачей всех поликлиник города. У одного из тех, с кем я встречался, он весь исчеркан пометками и галочками. Видно, что с документом работают и воспринимают его как прямое руководство к действию. «Четыреста девятое распоряжение» – называют его медики. Или «план работы участковой службы до 2017 года».
В нем подробно расписано, что, как и в какие сроки нужно изменить и внедрить, чтобы пациенту в поликлинике лечиться было комфортно, помощь ему оказывалась качественно и без проволочек. А врач – чувствовал бы себя социально защищенным.
Первый пункт программы такой: поэтапное (до 2016 года) повышение зарплаты участковых врачей, фельдшеров и медсестер. Кроме того, предусмотрены компенсации арендной платы за жилье медикам участковой службы, не имеющим своих квартир. Будет рассмотрена возможность первоочередного предоставления их детям мест в детских садах. Выплата компенсаций за проезд в общественном транспорте. Увеличение господдержки студентам медуниверситета, которые заключили договоры о целевом обучении с учреждениями здравоохранения и, получив дипломы, придут сюда на работу. Все это – о хлебе насущном. Не зря герой одного любимого народом фильма говорил: «Врач сыт – и больному легче».
Теперь о переменах непосредственно в организации лечебной деятельности поликлиник.
Врачей здесь не хватает, это факт. Но ждать, пока все выпускники медуниверситета дружно ринутся в поликлиники работать участковыми, можно до морковкина заговенья. А больных нужно лечить уже сегодня. Поэтому принято решение об укрупнении терапевтических участков. Всего в городе их будет 372. Если раньше на каждом таком участке один врач-терапевт или педиатр обслуживал в среднем 1 800 жителей, то теперь эта цифра вырастет (а кое-где уже и выросла) до 2 200–2 300 человек.
Ну вот, скажете, так мы и знали. Еще больше загрузят этого измотанного участкового врача, добавив ему больных.
Спокойно, читатель. Больных-то у врачей прибавится, но реформа предполагает, что доктор при этом будет избавлен от массы всяких несвойственных ему функций, которые раньше отнимали кучу драгоценного времени, мешая заниматься непосредственной своей работой – лечить.
Избавить от рутины
Беседуем с главным врачом Красноярской межрайонной больницы № 3 Сергеем Сульдиным. Это энергичный молодой мужчина, хирург. Он полон планов и настроен весьма решительно. Больницу возглавил в январе этого года. До этого успел поработать в краевом минздраве на важной организационной должности. Имеет и экономическое образование. Сейчас под его началом сложное медицинское хозяйство: в структуре больницы не только два стационара, но и целых шесть поликлиник. Огромный участок – от Базаихи до Затонской. Весь Свердловский район.
– Главная задача, решив которую мы разгрузим участковых врачей, – это правильное распределение потока больных, – говорит Сергей Александрович. – Ежедневно в наши шесть поликлиник обращается примерно полторы тысячи человек. Мы проводили мониторинг потока и выяснили, что половина пациентов – это люди, которые записались на прием по телефону или по Интернету, через веб-регистратуру. С ними все понятно: они попадут к врачу в назначенное время, по графику. А тех, кто пришел без записи, надо направить в нужные кабинеты, чтобы не создавалось очередей перед дверями участковых врачей. И такие кабинеты уже работают в каждой поликлинике: доврачебный, смотровой и неотложной помощи. Их создание также прописано в распоряжении губернатора. Есть кабинет, где выписывают только всевозможные справки и рецепты, выдают выписки. Процентов 10 людей приходят в поликлинику именно за этим. Теперь мы освободили участковых терапевтов от такой рутины.
Есть пациенты, которым помощь участкового не требуется: их проблемы можно решить в доврачебном кабинете или кабинете неотложной помощи, здесь работают опытные врачи и фельдшеры. Здесь даже анализы можно сдать, пригласив процедурную медсестру. Следовательно, у терапевта появилось больше времени, чтобы заниматься плановыми больными. Хотя, конечно, если у человека острое состояние, его из неотложного кабинета направят к любому нужному врачу – хоть к узкому специалисту, хоть к своему участковому. Пропасть не дадим, даже если больной пришел без предварительной записи. Это и называется индивидуальным подходом к каждому больному, ради чего, собственно, реформа и проводится. Пациент – во главе угла. С тех пор как у нас в поликлиниках заработали такие кабинеты, очередей практически не стало, мы здорово разгрузили участковых.
Что касается укрупненных участков, где у доктора много больных, то у такого врача две медсестры. Или медсестра и фельдшер. Они берут на себя всю бумажную работу.
Мы должны добиться, чтоб участковый занимался только медициной, был экспертом, диагностом. А не бумажки выписывал.
Словом, работа над реформами уже идет, но ее надо отлаживать и шлифовать, чем мы и занимаемся.
Распоряжением губернатора предусмотрено создание при каждой поликлинике или сети поликлиник call-центра, сотрудники которого будут распределять поток больных, вести запись к специалистам, консультировать по разным оргвопросам.
Звоните, вас услышат
В Свердловском районе при больнице № 3 такой «телефонный штаб» работает с сентября. В специальном помещении с перегородками восемь операторов в наушниках сидят перед мониторами компьютеров и принимают в день до полутора тысяч звонков. Пока это единственный такой call-центр в городе. Но скоро, обещает руководство минздрава, они появятся везде.
– Если в поликлинике, к которой прикреплен больной, нет врача нужной специальности (болеет или в отпуске), операторы call-центра запишут его на прием к специалисту другой поликлиники, входящей в нашу сеть, – рассказывает Сергей Сульдин.
В идеале, мечтают врачи, неплохо бы все поликлиники города объединить в единую сеть.
Есть еще одна особенность работы участковых, о которой знает каждый, кто хоть однажды был у них на приеме: приходишь к доктору, он тебя осмотрит по-быстрому, задаст несколько вопросов, а потом пишет и пишет, пишет и пишет… Не поднимая глаз на больного. Это, честно говоря, раздражает.
– Нас, врачей, это раздражает не меньше, – признается руководитель городской межрайонной поликлиники № 5 Сергей Резниченко. – Вы знаете, сколько у доктора писанины? В целом по поликлинике – до двухсот разных журналов, которые он должен регулярно заполнять! Учет диспансерных больных, журнал выдачи справок, журнал учета туберкулеза, список инвалидов и прочая, прочая… Все это называется первичной документацией. Мы посмотрели: а нужны ли нам все эти журналы? И решили оставить участковому терапевту всего девять из них, самых важных, которые проверяются на федеральном уровне. Причем скоро вся эта документация будет вестись в электронной форме. Приказано до 2016 года внедрить во всех поликлиниках электронный документооборот. Уже сейчас у нас на столе каждого врача стоит компьютер, с которого он может записать больного к узкому специалисту, вести свою базу пациентов. А скоро мы введем электронные амбулаторные карты, сегодня как раз идет работа над их внедрением. Избавляем врача от выписки рецептов – это делается в специальном кабинете. Внедряются электронные больничные листы, которые будут направляться непосредственно в организацию, где работает больной.
Что еще нового? Льготные лекарства некоторым категориям больных раньше выписывали только на один месяц. Прошел месяц – снова иди в поликлинику, стой в очереди. Сейчас рецепты на такие лекарства выписывают сразу на три месяца.
В каждый последний четверг квартала будут проводиться встречи главврачей поликлиник с населением. Люди смогут здесь высказать медикам свои претензии, задать какие-то вопросы, обсудить работу поликлиник, что-то предложить, на кого-то пожаловаться… Кроме того, у всех главврачей есть дни приема пациентов по личным вопросам – раз в неделю. Расписание должно висеть в каждой поликлинике.
– Упаднических настроений у нас нет, – резюмирует Сергей Сульдин. – Мы уже ведем большую работу. Участковые врачи понимают необходимость перемен и готовы в них участвовать, министр с ними встречался, все объяснил. Я считаю: то, что мы наметили, воплотить вполне реально. Главное, что у нас есть желание меняться, идти навстречу пациенту.
С точки зрения пациента
Юрий АБРАМЧИК
житель Красноярска, пенсионер
– Что-то я особых перемен в нашей поликлинике № 1 в Северном не замечаю. Те же очереди, так же трудно попасть к узкому специалисту. Реформы? А что, они уже идут? Да за них надо было браться еще лет 10 назад! Уже взялись? Ну дай-то бог, чтобы получилось, я только за. Менять в наших поликлиниках надо много. И первым делом – отношение к нам, пациентам. Уверен, и врачи со мной согласятся. Только им думать-то особо некогда: давай-давай! Такой поток больных, а потом еще и по вызовам бегать…