Как живут вальсами Оркестр стал визитной карточкой эстонской деревни в Красноярском крае

Как живут вальсами Оркестр стал визитной карточкой эстонской деревни в Красноярском крае

Верхний Суэтук знают не только потому, что это полностью эстонская деревня. Все живущие в окрестностях в первую очередь вспоминают Верхнесуэтукский народный духовой оркестр имени Эрнста Кузьмича Леля. Деревенский музыкальный коллектив, который играет на свадьбах, проводинах, 9 Мая – на всех нехитрых местных праздниках. Основанный в 1901 году, чуть ли не старейший в крае, он – душа и визитная карточка этого крохотного населенного пункта.

Не будет оркестра – ничего не будет

Дверь деревенского клуба обита войлоком – открывать ее нужно быстро, чтобы не ушло тепло. Внутри крохотный зал с откидными креслами, бильярд в соседней комнате и огромный плакат, с него на репетицию молодых музыкантов смотрят заслуженные жители деревни: ветераны войны и труда. Каждый вечер, кроме понедельника, субботы и воскресенья, сюда прибегают мальчишки – на репетицию с восьми до девяти. Духовой оркестр они знают с младенчества: ни одно деревенское событие без него не обходится, – и так 116 лет. Как говорят сами музыканты, оркестр образовался просто: переселенцам, эстонцам и финнам, было грустно без музыки, они написали единоверцам письмо, и те прислали духовые инструменты. Сначала коллективом руководил финский музыкант Гальвец, он играл на корнете и писал для оркестра танцевальные партитуры. Уже в начале прошлого века оркестр с большим успехом гастролировал по ближайшим деревням. В 30-х многие музыканты были репрессированы – оркестр все равно продолжил существование. И только во время Великой Отечественной играть было некому, но уже в 1947-м в деревне опять звучали марши, вальсы, польки. Так оркестр пережил все, и не в самых простых экономических условиях продолжает существовать сейчас.

Каждый руководитель этого коллектива по-своему харизматичен, но все вспоминают Эрнста Кузьмича Леля, который больше 30 лет руководил коллективом, – при нем оркестр пережил свой ренессанс.

– Нас 24 человека тогда было, я сам по фотографии из Швеции считал, и было это в 1966 году, – Николай Игнатьевич Кензап вспоминает, когда собирался самый большой состав, сам он играет уже 50 лет.

– А сейчас пятеро мальчишек и взрослые, но можем и 15 человек собрать. Если приедут те, кто раньше в деревне жил, – подхватывает нынешний руководитель Алексей Юрьевич Полежаев, он совсем молодой – всего 26 лет в оркестре, руководит им 6 лет, – можем и 20 собрать, но для этого нужно, чтобы уже со своими инструментами приходили.

Вернувшиеся музыканты – не такая уж и редкость: в соседней комнате играет в бильярд Мари-Лиз Гаврилова, ждет начала репетиции. Играла она с 8-го класса, а потом забросила – уехала учиться в Красноярск, думала там остаться, но влюбилась и вернулась с мужем домой. В родную деревню. Сейчас они каждый вечер спорят, кто сегодня идет на репетицию. Муж тоже играет, причем неплохо.

– Бывает, что договариваемся с кем-нибудь, чтобы с ребенком посидели, и вдвоем приходим. Оркестр – это такое хобби в нашей деревне. Меня прямо тянет играть, нравится очень. Это знакомства, общение, поездки, даже в другую деревню интересно съездить. И руководитель хороший, когда не злой, – шутит она.

Оркестр при Эрнсте Леле получил звание народного, а это обязывает Алексея Полежаева держать высочайшую планку, именно поэтому суэтукцев так тепло встречают не только в крае, но и за рубежом.

– Да не будь оркестра, деревня бы уже вернулась в эпоху неолита, – улыбается Николай Игнатьевич. – Не будет оркестра – ничего не будет.

«Нас никто не заставляет»

– Мне больше всего нравится вальс «Печаль души», – мальчишки прижимают к груди инструменты и рассказывают о любимых мелодиях.

– А мне марши нравятся, почти все. А современная музыка – она не такая мелодичная, что ли.

Ребят в этот раз на репетиции четверо. Они долго спорят, кто кого привел в оркестр: Юган Полежаев, ему 12, рассказывает, что начал ходить первым, «а потом эти прибились».

– Это я его привел, – шуточно возмущается Руслан Павлов, ему 14, это он любит марши. – Я в 8 лет начал играть, а потом забросил, не помню почему. Вернулся, и мне понравилось. Мой средний брат играет и мама тоже.

Стивен и Дима Блум – погодки, говорят, что пришли вместе, у них в оркестре играл дед. А так-то выступления слушают «лет с шести», вспоминает Стивен.

Сперва было сложно, говорят мальчишки, все произведения казались такими длинными: легких не хватало. Сейчас все проще, хочется учить новое.

– Чтобы играть в оркестре, нужно… – Юген задумывается, – нужен слух музыкальный. И дыхалка.

– Но главное – желание вообще играть, – дополняют мальчишки.

Такие поздние репетиции – только для того, чтобы они успели сделать все дела и прибежать сюда. И длятся всего час, чтобы юные музыканты успели выспаться – утром-то в школу. Школа в Верхнем Суэтуке малокомплектная, отстоять ее удалось чудом. Сейчас она и клуб с репетициями – два «градообразующих предприятия» деревни, в которой нет и 200 жителей. Наступит лето, и репетиции прекратятся: работы в сезон настолько много, что с музыкой она уже не совмещается. А вот зима, когда окрестности засыпает глубоким снегом, – самое время для творчества. Лету остаются гастроли – оркестр не может отказать соседям, которым нужна музыка на праздники.

Почти музейные экспонаты

В «гастролях» оркестр никому никогда не отказывал. Ходят байки о временах Эрнста Леля, когда одного из музыкантов жена отказалась пустить играть на похоронах в соседней деревне. Схитрила – постирала парадные брюки. Лель принес свои, и поездка состоялась. Сейчас выезжать сложно: для перевозки детей нужен специально оборудованный транспорт, да и стоимость горючки высокая. Алексей Юрьевич признается по секрету, что на нее уходит почти вся зарплата директора клуба. А живет он, как и многие здесь, подсобным хозяйством.

– Вы только инструмент крупно не снимайте, – говорит Николай Игнатьевич. – У нас тут почти что музейные экспонаты. Вот эта труба 1966 года, есть бас 1965-го.

В других условиях инструменты давным-давно отправились бы на свалку, но не здесь. Новые приобретать очень дорого, вот и хранят бережно то, что есть. Хотя от новой трубы не отказались бы.

Репетиция начинается, ребята играют наравне со взрослыми, переворачивая рукописные ноты на стареньких пюпитрах. Есть тетради с маршами, вальсами, отдельно записаны эстонские песни, которые раньше пели только бабушки, а теперь вспоминает и молодежь. В один момент Алексей Юрьевич останавливает – все начинают сначала. Главное в оркестре, говорят музыканты, играть в команде: профессиональное ухо легко слышит, когда кто-то убежал на долю секунды.

– Просто игра в оркестре – командная работа, – завершая репетицию, говорит Мари-Лиз. – Нужно уметь слышать друг друга.

– И чаще жену целовать, чтобы губы тренировать, – подтрунивает Николай Игнатьевич.

После репетиции все разойдутся по домам, в клубе выключат свет, и Верхний Суэтук станет самой обычной деревней. До следующей репетиции.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
18 апреля 2024
Пропагандистские сказки о том, как в СССР украинский «запрещали»
Наткнулся в интернете на очередной опус одного укропропагандиста, который объяснял своим согражданам, почему они должны ненавидеть Россию и русских и
Без рубрики
18 апреля 2024
Обь-Енисейский канал – первый и единственный за Уралом
На протяжении двух столетий реки были главными «дорогами» Сибири. Первопроходцы шли через многочисленные притоки главных водных магистралей неизведанной земли, путь
Без рубрики
18 апреля 2024
«100 фактов об Астафьеве»: Свою самую «заветную» книгу «Последний поклон» писал более 30 лет
Замысел книги родился еще в 1957 году, когда молодой Астафьев поехал в командировку на Красноярскую ГЭС: «Меня потрясло то, что