Сегодня, 1 апреля, православная церковь чтит память преподобного Симеона Псково-Печерского, великого молитвенника, прозорливца, подвижника.
Кто такой преподобный Симеон Псково-Печерский
Родился он в деревне Яковлевской Псковской губернии в 1869 году. Родители его – Иоанн и Наталия Желнины – были простыми крестьянами, глубоко верующими. Сына крестили с именем Василий, воспитывали его в повиновении и послушании родителям.
Часто в их доме останавливался монах Крыпецкого монастыря Корнилий, будущий святой. Василию он говорил:
Будешь ты монахом, будешь старцем великим.
А он, действительно, рано начал задумываться о том, чтобы посвятить себя Богу. Услышав историю Серафима Саровского, как он молился на камне в лесу, решил подражать ему: нашел в поле большой камень и стал на нем молиться. Лет с 12 каждый год ходил с родителями на богомолье в Печерскую обитель и очень хотел там остаться.
Когда исполнилось мне двадцать лет, я стал просить отца, чтобы он отпустил меня в монастырь, но он и слушать не хотел, а говорил: «Женить тебя надо, а не в монахи!» А я еще отвечал: «Не хочу жениться и не буду никогда».
Борьба между отцом и сыном длилась около пяти лет, пока местный старец Симеон, которого принимали в доме, не выгнал Василия веревкой за околицу. Видевшие это жители села, посчитали: блаженный так показал, что парню нужно уходить в монастырь. Отцу пришлось смириться.
Василий стал насельником в Псково-Печерском монастыре, а 1900-м был пострижен в монашество с именем Вассиан, затем рукоположен. Нес келейное послушание у наместника и общее монастырское, столярничал.
После смерти настоятеля отца Мефодия и посвящения в иеромонахи, был назначен в псковский Снетогорский монастырь, в качестве эконома для восстановления хозяйства. Прожив там четыре года, вплоть до революции, вернулся обратно в обитель. Затем несколько лет восстанавливал крайне запущенное монастырское имение — Мустощево. Когда дело пошло на лад, снова возвратился в монастырь.
Начальство хотело возложить на меня большое бремя послушания — поставить наместником монастыря. Видя, что это послушание мне не под силу, стал отказываться; да к тому еще я очень устал, и на этом основании стал просить схиму,.. на это упорно не соглашался епископ Иоанн (Булин), но, наконец, все же согласился и разрешил постричь меня с именем Симеона, — рассказывал об этом этапе своей жизни сам преподобный.
Епископ сам выбрал схимонаху место, привел и сказал:
Вот тебе келья, здесь и умрешь.
Келья была сырая, запущенная, мрачная, с протекающим потолком и одним маленьким оконцем. Симеону пришлось установить три печки, провести трубы вдоль коридора, чтобы осушить, отштукатурить, побелить, и почти все это своими руками.
Но главная проблема нового места жительства оказалась в другом.
По прибытии в новую келью, в которую меня привел настоятель и где мне пришлось ночевать первую ночь одному, приступили ко мне злые духи, которых стала полна келья. Жуткие такие, я их раньше никогда не видел и страшно испугался, и не знал, что и делать. А они начали рычать, дергать меня, гнать. Кричат: «Зачем ты сюда пришел? Уходи отсюда, все равно мы не дадим тебе здесь жить» — и тому подобное. Я закрыл свое лицо руками, чтобы их не видеть, а сам трясся от страха, да только говорил: «Господи, приими дух мой». Думал, что я не переживу этой страсти, от которой даже не мог перекреститься. А во втором часу они скрылись, но я не мог уже уснуть. Такие страхи продолжались много раз, но мне уже не так были страшны, при помощи Божией, как в первое время, и я уже научился отражать их силою креста и молитвы, — рассказывал старец.
По ночам он исполнял келейное правило схимника, а днем принимал у себя братию и многочисленных паломников. Обладал даром исцеления и прозорливости. Хотя сам так не считал.
Да совсем я не прозорливец, – говорил о себе. – Просто долголетие мое помогает: зашел в дом раньше других, вот и порядки его лучше знаю. Приходят ко мне люди с горестями своими и сомнениями, а взволнованный человек подобен ребенку, он весь на ладони…
Но сохранилось множество письменных свидетельств людей, получивших чудесные исцеления по молитвам старца. Многие приезжающие в монастырь и обращающиеся к святому с просьбами свидетельствуют о его чудесной помощи и сейчас.
В том числе эти свидетельства стали основанием для канонизации иеросхимонаха Симеона (Желнина) в лике местночтимых святых, которое торжественно состоялось в Псково-Печерском монастыре 1 апреля 2003 года по благословению Патриарха Алексия II,
учитывая праведное житие, чудотворения по его молитвам при жизни и по кончине, почитание церковным народом, как в Псковской земле, так и за ее пределами, молитвенный подвиг и совершенное смирение.
Что еще празднуется в церкви 1 апреля
1 апреля – день иконы Божией Матери «Умиление», Смоленской. Явлена она была в 1103 году. Именно она находилась в лагере русских войск воеводы Шеина, удерживавших в течение 20 месяцев (1609-1611) польских захватчиков от разграбления Смоленска.
Также в этот день почитают память мучеников Хрисанфа и Дарии и с ними мучеников Клавдия трибуна, Иларии, жены его, Иасона и Мавра, сынов их, Диодора пресвитера и Мариана диакона (283), мученика Панхария (ок. 302), праведной Софии, княгини Слуцкой (1612), преподобной Вассы Псково-Печерской (ок. 1473), преподобного Иннокентия Комельского, Вологодского (1511-1522), преподобного Симеона Дайбабского (1941) (Серб.), исповедника Иоанна (1932), преподобномученицы Матроны (1938).