Казачество как мировоззрение Енисейское казачество живет по заветам своих предков

Казачество как мировоззрение Енисейское казачество живет по заветам своих предков

«Казаками построена Россия» – так когда-то писал Лев Толстой. С этим трудно не согласиться – казачество внесло огромный вклад в укрепление и развитие России как сильной и могущественной державы. Сейчас мало кто помнит этот исторический факт, но казаки первые пришли в Сибирь в 1607 году, и Енисейский острог был заложен именно ими.

Казаки всегда были при власти, они верой и правдой служили царям и императорам на протяжении многих веков. Поэтому самое тяжелое время для нас настало после революции 1918 года, когда к власти пришли большевики. Тогда даже за слово «казак» ставили к «стенке». Это был настоящий геноцид. Многих убивали, тех, кому повезло больше, ссылали в Сибирь.

 

На страже порядка

Начало возрождения казачества в Красноярском крае да и в России – 1991 год. Но пока казачество существует только как общественное движение. В России сейчас действует 145-й федеральный закон, по которому казачество относится к государственной службе. На текущий момент у нас приняты указы о форме одежды, Министерством юстиции утвержден общевойсковой устав, но реальный юридический статус казачества – некоммерческая организация. И это большая недоработка.

Закон вроде бы как наделяет казаков правами несения службы – охраной общественного порядка, государственной границы, несением и формированием конвойной службы, однако на деле не дает таких возможностей. Вместе с тем именно казачий конвой всегда был той исторической структурой, которая охраняла главу государства. Казаки всегда были прекрасно подготовлены и знали воинское ремесло очень хорошо. Можно с уверенностью сказать, что, например, нынешний спецназ начинался именно с казаков.

Сейчас казачество – это 11 войск по всей территории России. Но есть один большой недостаток – у нас нет верховного главнокомандующего. Мы очень надеемся, что эту функцию на себя возьмет президент Российской Федерации – это будет исторически правильно.

Казак – это воин. И свою воинскую обязанность он несет с почетом. Все казаки считают: нарушение воинской дисциплины – это некое презрение и к родителям, и ко всему войску. Однако сейчас единственная доступная нам деятельность – это охрана. Только вокруг Красноярска мы охраняем территории, на которых находятся около 100 тысяч дач. Это та ниша, которую казаки смогли занять на сегодняшний день. Я не без гордости заявляю: там, где казаки охраняют территорию, краж стало меньше на несколько порядков. Если кражи и происходят, то только внутри дачного товарищества, за его пределы никто ничего вывезти не может. Казаки патрулируют дачи на специальной машине, а нарушителей отвозят в дежурную часть.

К сожалению, в статусе некоммерческой организации мы не можем платить им денег. Брать деньги с каждого вступившего в казачью семью человека невозможно – это противоречит нашим правилам, вот и приходится искать такие, часто непостоянные, заработки. 

Казачество в настоящее время достаточно многосложная и многоуровневая структура. Как и в прежние времена, войско разделено на военное и гражданское управление. Военное управление – это мужчины от 18 лет, гражданское – женщины, дети и старики. Все они являются казаками от рождения до самой смерти.

 

Казачья демократия

Казачество – это сословие, может быть этнос, но никак не национальность. Казаков прежде всего объединяет особая духовная направленность, определенные правила поведения. Казаки – это люди, живущие на основе моральных принципов и определенных убеждений, которые прописаны уставами. У нас есть и казачья демократия. В какой еще некоммерческой организации вы найдете выборный  порядок на руководящие должности? Руководитель избирается кругом делегатов и утверждается президентом России. Выборные должности – атаман и товарищ атамана – его первый заместитель. Тут не пройдет никакое проталкивание, никакие цепочки. Не обязательно сын атамана сам станет атаманом – родственные связи не играют никакого значения. Только заслуги.

Избирается глава войска точно так же, как и в давние времена. Для выборов собирается высший руководящий орган – казачий круг, в который входят делегаты от всех казачьих войск. Проводит круг избранный есаулец, за порядком следят приставы. На круге должен обязательно присутствовать священник или группа священников – без них он просто не может состояться. Совет стариков тоже участвует в принятии решения.

Список кандидатов предлагается прямо на заседании. Каждый из тех, кто хочет быть атаманом, представляется, после того как ему дадут слово. Голосуют присутствующие мандатами. Это вполне демократическое действо завершается посвящением – мы чтим традиции. Священник должен дать одобрение кандидату, а председатель совета стариков «наказ» – нагайкой, чтобы атаман знал, что ему передают в руки, как больно может ранить власть, и поэтому использовал ее с осторожностью. Обязательная клятва на евангелие – и посвящение. Тут же выбирается и заместитель – первый товарищ атамана.

Вступать в казаки могут и люди, далекие от казачества как сословия. Потомственность приветствуется, но мы всегда готовы принять в наши ряды и простых людей, если их менталитет и жизненные воззрения совпадают с нашими. Главные принципы, которыми руководствуются в своей жизни казаки: уважать женщин и стариков, не обижать калек, воспитывать и не бросать своих детей и, конечно, быть патриотом своей родины. Кстати, проблемы сиротства у нас нет: если ребенок по какой-то причине остается без родных, то его сразу же забирает другая семья.

Конечно, кандидаты проходят проверку – в казачьем обществе не может быть «лишних» людей, не должны казаки позорить свое имя. Поэтому если кандидат, например, пьяница, стать казаком он не сможет. В отношении ранее судимых избирательная политика. Мы вполне понимаем, что человек может исправиться, осознать, поэтому таких людей, если считаем правильным, принимаем только после испытательного срока. Мы даем возможность измениться – остальное за самим человеком. Единственное ограничение – такой человек никогда не станет руководителем.

 

Традиции и современность

Если говорить о Енисейском казачьем войске, то туда входит не только Красноярский край, но также Тыва и Хакасия. Одна из главных наших проблем на сегодняшний день – нет земли, на которой можно было бы построить казачью общину. Именно над этим сейчас мы работаем. Нам нужно поддерживать свои традиции, выращивать конницу – это сложно делать, когда мы все живем в разных местах.

Кстати, о том, что мы в последнее время все реже стали появляться на лошадях, а все чаще – на машинах, сейчас очень много говорят. Это не вырождение традиций, просто на протяжении веков у человека не было другого транспорта, кроме лошади, но мы живем в современном мире и должны идти с ним в ногу – это требование диктует сама жизнь. Однако традиции мы соблюдаем. В казачьем войске обязательно формируется конное подразделение, юноши и мужчины постоянно соревнуются в традиционных соревнованиях, включающих такую дисциплину, как конная джигитовка.

В последнее время такие соревнования мы все больше проводим на открытых площадках в разных городах края. Это очень важно для возрождения казачества, его популяризации. Мы выезжаем на фестивали и слеты почти каждую неделю. В этом году особенно запомнились проводы зимы в Сухобузимо: взятие снежного городка. Мы показывали казачьи игры с ножами и кнутами, организовывали бои – стенка на стенку. Посмотреть на игрища собралось около 6 тысяч человек – это действительно много. Людям так понравилось, что они не хотели отпускать наших умельцев и просили повторить некоторые трюки. Это огромная мотивация для продолжения организации таких фестивалей. 

Последнее крупное творческое событие в жизни казаков – фестиваль казачьей песни в Московской станице. Примерно полторы тысячи участников, столько же гостей. Среди участников были не только российские казаки, но и сербы, белорусы, украинцы. Мы всегда поддерживаем с ними связь. На международных конгрессах можно встретить представителей казачьего сообщества Германии, Италии, Франции, Канады, Австралии и даже Южной Америки. Их традиции практически ничем от наших не отличаются. Казаки помогают друг другу, делятся опытом – неважно, в какой стране они живут. Братство казачье существует и поныне.

 

Заместитель атамана Енисейского войскового казачьего общества казачий полковник Сергей ГЛОТОВ

Читать все новости

Реплики


Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
20 мая 2022
Красноярцам предлагают провести в музеях две ночи
Музейная ночь в мае растянется аж на два дня. Часть музеев Красноярска решили выступить со своими проектами уже в пятницу
Принят закон, необходимый для поддержки погорельцев
Вчера, 19 мая, состоялась сессия Законодательного собрания, где обсуждался единственный вопрос – законопроект «О мерах социальной поддержки граждан, проживавших в
20 мая 2022
Уверенной поступью
Пока бывшие европейские и заокеанские «партнеры» суетятся вокруг очередного (не помню уже, какого по счету) пакета антироссийских санкций и никак