Здравствуйте, меня интересует вопрос, можно ли пить воду из-под крана? Я часто езжу в командировки по краю и замечаю, что в глубинке из смесителя течет некая субстанция, отдаленно напоминающая питьевую воду – то запах настораживает, то цвет… Да что там говорить, если даже в некоторых районах Красноярска, где, как я слышал, самая чистая вода в стране, иногда не все гладко. Делается ли что-то в крае для исправления ситуации, ведь, насколько известно, сегодня не все жители края даже водопроводом-то пользуются?
Сергей К., Красноярск
В Красноярске действительно благодаря Енисею самая лучшая и самая чистая вода в России. Правда, верно также и то, что в крае, так же как и в стране в целом, актуальна проблема качества питьевой воды. Парадокс? Ведь на каждого жителя нашего региона приходится чуть ли не по речке или, по крайней мере, «индивидуальному» ручью. Впрочем, причина тут не в водоемах как таковых. Зачастую вода «портится» по дороге в квартиру или дом в водопроводной трубе. Нередко ее портит сам человек еще до того, как вода попадет в эту самую трубу. Нужно сказать, ситуация постепенно улучшается, но до идеала еще далеко. Власти приняли программу, и в некоторых территориях люди уже почувствовали заметные улучшения.
По дороге домой
Результаты анализов проб, которые специалисты берут непосредственно на водозаборах и в самих водоисточниках, свидетельствуют: качество воды постепенно улучшается. К примеру, в 2007 году 33,7 % проб не соответствовали санитарно-химическим показателям, а спустя пять лет показатель снизился до 23,5 %. По микробиологическим – с 8,5 до 7 % соответственно.
Это в целом. А вот доля поверхностных источников, не отвечающих требованиям, с 2010 по 2012 год выросла с 47,6 % до 54,1 %. Не соответствующих санитарным требованиям подземных источников, напротив, стало меньше – их доля за тот же период уменьшилась с 48,7 % до 46,8 % соответственно.
Все эти цифры мало что говорят обывателю. Дабы понять масштаб, можно привести другой факт: в крае около 300 тысяч человек испытывают недостаток в воде питьевого качества. Это, как вы понимаете, значительная доля населения. Причина, конечно, не только в загрязнении от предприятий или сточных вод.
В некоторых далеких и не очень поселках до сих пор нет современного водопровода с системой очистки воды. Единственная альтернатива в таких населенных пунктах – это колодец и автоцистерна с водой.
Отметим, на селе доля населения, испытывающего проблемы с водой, больше, чем в городах. В селах 73 % обеспечены водой, а в городах – более 95 %.
Впрочем, даже там, где водопровод есть, не всегда все гладко и чисто. В подземных водоисточниках, считающихся наиболее защищенными в отличие от озер и рек, отмечается повышенное содержание соединений железа, солей жесткости, в отдельных случаях соединений марганца. Это природная особенность подземных вод в нашем регионе. Бороться можно и с этим. К примеру, избавиться от железа просто: нужно дать воде отстояться.
Еще одним фактором загрязнения, о котором мало кто задумывается, является ветхость труб, по которым вода поступает к нам в дома и квартиры.
В крае, по данным министерства энергетики и ЖКХ, более половины сетей требует замены. При этом около 40 % труб в сельской местности нуждаются в реконструкции, а еще десять – в полном восстановлении, то есть, по сути, в новом строительстве.
В поисках чистых источников переход на бутилированную воду тоже не решает проблему. Здесь все зависит от добросовестности «производителя». А честных и ответственных в этом деле пока тоже через одного, что подтверждают проводимые исследования такой воды. Нередко результаты показывают, что она не соответствует санитарным требованиям. В общем, не все то, что называют «артезианская» или «чистейшая», на самом деле таковой является.
В профильном министерстве признают – альтернативы водопроводу ни по надежности, ни по качеству в ближайшее время не предвидится.
Большая вода – большая программа
Жителю краевого центра, привыкшему к комфорту, сложно представить, что такое пить прямо из реки без очистки. Так могут делать Робинзоны, потерпевшие бедствие, туристы. Меж тем в некоторых поселках и до поры до времени даже городах именно так и осуществлялось водоснабжение.
К примеру, ситуация в Игарке была почти что такой. Должной водоподготовки практически не осуществлялось. Лишь два года назад здесь начали полную реконструкцию водопровода. По информации министерства энергетики и ЖКХ края, большая часть работ на сегодня завершена, и в будущем году планируется запустить новую систему в работу. Еще в 2013 году был введен водопровод в Большой Мурте, а в 2015–2016 годах ожидается завершение работ в Абалаково в Енисейском районе.
– Особенное внимание мы уделяем жителям сельских территорий, где ситуация более тяжелая. К примеру, сегодня в министерстве разработана проектно-сметная документация по строительству объектов водоснабжения для 15 муниципалитетов региона, – говорит представитель министерства.
Кроме того, в крае создана концепция обеспечения населения питьевой водой до 2023 года, в которой определены основные направления работы. Планируется, что в ближайшие девять лет власти проведут комплекс мероприятий, в результате которых заметные изменения качества воды и снабжения почувствуют более 1,3 миллиона человек.
Основной упор в концепции сделан на улучшение ситуации с источниками хозяйственно-питьевого водоснабжения, а также системой канализации. Далеко не во всех населенных пунктах должным образом производится очистка сточных вод. Это, в свою очередь, приводит к загрязнению водоемов, из которых берется вода для питья.
Очевидно, что работы предстоит много. По расчетам специалистов, на восстановление и реконструкцию всех систем, задействованных в водоснабжении на территории края, потребуется около 50 миллиардов рублей. А если брать в расчет новое строительство, то сумма возрастает в два раза – 100 миллиардов рублей.
Понятно, что все и сразу одолеть не удастся. Потому в концепции составлен перечень первоочередных мероприятий с учетом наиболее острых болевых точек в регионе.
Чем болеем
Если постоянно употреблять «неправильную» воду, можно и заболеть. Как свидетельствуют медики, стаканчик водички повышенной жесткости с солями кальция и магния увеличивает риск развития заболеваний мочеполовой сферы, эндокринной системы и органов пищеварения. Конечно, чтобы заболеть, нужно принимать подобный коктейль очень долго. К тому же в жизни может присутствовать и ряд других неблагоприятных факторов – загрязненность атмосферы, некачественные продукты питания и прочие.
По данным Федерального информационного фонда социально-гигиенического мониторинга, проведенного несколько лет назад, Красноярский край является территорией риска по заболеваемости мочекаменной болезнью. К слову, эта патология в 2012 году регистрировалась в 18 территориях региона.
Учтите, специалисты не проводят прямой корреляции «вода – болезнь». Это было бы некорректно. Исследования лишь констатируют факты. Впрочем, интересно провести такое исследование в каком-нибудь населенном пункте до и после модернизации системы водоснабжения.