«Духовную высоту я обретал в бродяжничестве, – пишет в своей биографии запорожский путешественник, писатель и краевед Владимир Супруненко. – Им на самом деле и были мои скитания по сибирской тайге, монгольским степям, памирским горам, азиатским пустыням, тропическим джунглям. Однако, чтоб не уронить свой общественный статус и соблюсти правила игры, которую однажды затеял, я назвал их «экспедициями».
Владимир Супруненко не так известен в России, как его земляк Федор Конюхов, но обошел и объехал на велосипеде, наверное, не меньше дорог, земель, стран. Итогом его странствий становятся книги и отчеты на личном сайте. Владимир уверяет: рассказать есть о чем, ведь в путешествии нередко рождаются потрясающие открытия.
Этим летом объектом для своего изучения Владимир Супруненко выбрал Сибирь. За три месяца он намерен на резиновой лодке от Красноярска доплыть до Игарки.
– Говорят, во всех своих путешествиях вы ищете украинские корни. Откуда такое стремление – найти соотечественников в самых неожиданных местах?
– Я представляю Запорожье, интересно своим землякам рассказать, как живут выходцы с Украины. Например, два года назад у меня была экспедиция «Славянская широта». Я за три месяца проехал от Запорожья до Владивостока. И везде – от Атлантического океана (Черное море относится к Атлантике) до Тихого – искал следы украинцев.
– Нашли?
– Находил в кулинарии. Борщ украинский везде готовят.
– А самые неожиданные следы соотечественников где отыскали на «Славянской широте»?
– Уже ближе к Дальнему Востоку еду, вижу – белая хатка стоит, подсолнух, колодец. Заезжаю, оказалось – женщина-украинка обжилась здесь и сделала придорожное кафе в национальном стиле. Да и у вас прямо на выезде из Красноярска вывеска у дороги «Малое Жмеринко». Кафе. Ну, естественно, украинское. Познакомился с хозяином этого заведения, он меня пригласил к себе, рассказал, как его родители в 1950-х годах переехали в Красноярский край, а он от них унаследовал это кафе. А потом признался: все это нажили рэкетом, ни одна машина мимо не проходила – останавливали.
– В Индию тоже за корнями ходили? Какие открытия для себя сделали в этом путешествии?
– В прошлом году я ходил по «Пути ариев». Так я назвал экспедицию в Индию, Непал, Ширван. По одной из гипотез арии – выходцы из причерногорских степей. Оттуда они перекочевали в Анды. А какие-то речевые параллели сохранились в Украине, Южной России, в Индии. Вот я и пытался найти сегодняшние реалии этого сходства. И знаете в чем нашел? В Индии головы бреют так же, как и запорожские казаки, – оставляют себе только чубы. С такой прической, кстати, Святослав ходил, Чингисхан себе косичку оставлял. Это культура кочевников. И вот на берегу Ганга до сих пор так стригутся. Я видел молодежь из какой-то секты, которые сбривают все, оставляя только пучок волос на голове. А на берегу реки стоит овальная цирюльня. То есть в Индии существует такая традиция – остричь волосы соответственным образом на берегу священной реки. Некоторые историки утверждают, что разделение на секты в Индию привнесли именно арии – смешались с местными племенами и разделились на разные группы. Сейчас там брахманы, шатри, ремесленники – каждый живет по своим законам.
В Непале в святилище увидел трезубец, как на украинских монетах. Знак в виде трезубца – государственный знак Украины, а в Непале – священное обозначение самого бога Шивы. Понятно, что корни этого растут в арийском прошлом. Арии считали, что трезубец – это триединство мира: времени – прошлое, настоящее и будущее, стихий – небо, земля, вода. То, что лежит в основе мироздания. Я один трезубец прихватил в качестве сувенира, так меня потом в Коломбо с ним в самолет не пускали – посчитали оружием. Разрешили провезти, только когда я им украинскую монету показал. И то попросили упаковать концы трезубца в бумагу.
– Чубатые индийцы понимают свою глубинную связь с Украиной?
– Нет, они вообще такой страны не знают. Мне приходилось представляться русским: «Русь, Раша». Только тогда понимали, откуда я. Это говорит о том, что Русь – общее государство и для русских, и для украинцев.
– С местными жителями общий язык находите? Скучно, да и опасно, наверное, одному путешествовать по незнакомой стране.
– От злых людей Бог миловал, большинство помогает. А в пути я развлекаюсь, как могу. Из каждой поездки сувенир стараюсь привезти. Но, бывает, просто купить скучно. В Ширване, например, на военном посту тайком флаг снял. Ехал по джунглям, хотел заночевать, да меня предупредили, что здесь дикие слоны ходят. Уже темнело, когда я на каком-то посту оказался. Мешки с песком навалены, проволока колючая натянута. Заночевал я там, утром просыпаюсь, смотрю – флаг висит. Снял, пока все военные спали. Привез трофей домой. Флаг оказался боевой – простреленный.
– Каких открытий от Красноярского края ждете? Новых знакомств или интересного опыта?
– Дорога сама преподнесет сюрпризы, спланировать это невозможно. Буду останавливаться в разных точках Енисея – в деревнях, у староверов или около рыбаков, которые у костра сидят. Люди, что живут на Енисее, – это маленькие островки цивилизации, где, возможно, сохранились старые способы добычи рыбы, общения с природой и обустройства быта. Надеюсь найти где-нибудь уклад, по которому первопроходцы Сибири жили, те казаки, которые 400 лет назад осваивали эти края. Сейчас цивилизация накрыла нас с головой, а я считаю важным восстановить традиции, перенять элементы старинного уклада жизни. Не сегодня-завтра может случиться экологическая катастрофа. Представьте на минуту: погаснет электричество – и жизнь замрет. Нужно будет все начинать с нуля – добывать воду, огонь. Не застрахованы мы от катаклизмов, потому знания предков нужно хранить.
– Путешественники говорят: в пути происходит переосмысление жизни. А вы по-другому стали относиться к реалиям окружающего мира?
– У меня отношение к еде поменялось. Говорят, за деньги все можно купить – и здоровье (качественное лечение), и любовь (красивых девушек), все покупается, а аппетит никогда не купите. Либо он есть, либо его нет. Достаточно утром не поесть, как в обед вы зверски захотите кушать. У меня во время путешествия это получается естественно. Я еду на велосипеде или плыву на лодке, и аппетит разыгрывается сам собой.
– Какую еду предпочитаете?
– Простая еда – мое естественное состояние, я уже привык к ней. Сало, крупа, каша, казацкий кулеш – самое лучшее для путешествия. Даже дома достаточно бросить в рот горсть овсянки, чтобы чувствовать себя прекрасно. Да что говорить – вся Азия живет на рисе! Из национальной кухни люблю вареники украинские. Аналог им можно везде встретить. В Сибири это пельмени, в Бурятии – позы, в Индии – треугольные позы, жаренные в масле (мне очень понравилось, хотя там в начинке больше перца). А в Средней Азии – плов.
– Ну а сало – непременный атрибут всех трапез?
– Конечно, я же украинец, я к нему привык. Дома у нас сала много сортов делают – копченое, полукопченое, нашпигованное чесноком, с перцем и так далее. Для меня в походе первое блюдо – обычное соленое сало. Из него и заправку можно сделать, и просто так лепесточек съесть.
– Иностранцев – родственников по корням угощаете национальным продуктом? Как индийцы к нему относятся?
– Басурмане сала не любят, а индийцев угощал. Правда, они его огнем обрабатывали. В Индии грязно очень, и местные жители к еде чистоплотно относятся – прожаривают. А сало, которое две недели пролежало в рюкзаке, имеет не совсем здоровый вид. Но индийцы все-таки пробовали. Наверное, из уважения ко мне.
– Практически всегда на велосипеде путешествуете, а Сибирь решили на резиновой лодке покорять. Что заставило изменить своему традиционному виду транспорта?
– Одно из первых путешествий я совершил как раз на лодке. Оно называлось «От сечи первой Запорожской до последней сечи Задуная». С тех пор сохранилась память, как это было прекрасно. Давно собирался пройти по воде. Знаете, как реки называют? Божии дороги. И если напишу книгу о странствиях, хочется показать в ней и эту сторону путешествия. Как человек шел божьей дорогой, ловил рыбу, защищался от дождя, справлялся с тайгой. В тайгу я впервые иду, хочется испытать себя. Безлюдные места, водовороты, холодная вода – все опасно. Это очень сложное путешествие.
– А откуда это желание постоянно испытывать себя? Как вас нашла страсть к странствиям?
– Я об этом с молодости мечтал, когда читал Джека Лондона. Потом окончил Запорожский университет, работал в газете – такая тоска! Бросил все, ушел на вольные хлеба и уехал в Москву. Вот где по командировкам поездил. Просто брал и ехал в Сибирь, на БАМ или в Среднюю Азию. Практически всю Россию обколесил. Тогда и написал свою первую книгу о родниках и колодцах. Мне за нее неплохо заплатили – пять тысяч рублей. По тем временам на эти средства можно было пару лет жить безбедно. Но, как говорится, человек полагает, а Бог располагает. Все закончилось с перестройкой. Уехал на Украину, женился, обзавелся семьей и начал сам придумывать экспедиции. В первую отправился 20 лет назад, называлась она «Украинский кордон», я проехал шесть тысяч километров по границам Украины. И как раз на лодке.
– На Украине довольно много путешественников. Как вы считаете, что заставляет ваших соотечественников странствовать?
– Действительно, человек десять путешественников-украинцев знаю. Что же тянет нас в дорогу? Можно сказать, что это традиция запорожского казачества, они много путешествовали. И, наверное, это пристрастие к дороге через кровь передается. Украинцы, несмотря на любовь к своим хаткам, ради выгоды за тридевять земель отправятся. Кроме того, путешествие – это способ заявить о себе. Каждый путешественник – несостоявшийся король.