В «Зеленых горках» в самом разгаре «Летняя академия» – образовательная программа для интеллектуально одаренных. Здесь летом учатся дети от 10 до 15 лет – они постигают тайны биологии, английского, химии, литературы…
В «Горках» все по-взрослому: зачетки, отметки, лекции, направления – естественное и гуманитарное, лаборатории… И попасть сюда не так просто.
И физики, и лирики
– Вы пойдете смотреть на погружение подводной лодки? – спрашивает Ольга Вчерашняя, руководитель естественно-научного направления. – Создание и погружение подводной лодки входит в один из проектов, который демонстрирует законы Архимеда в действии.
И, надо сказать, этот проект – один из многих: «академики» создают радиационную и экологическую карту лагеря, изучают состав газировки, описывают насекомых, населяющих территорию. Научная жизнь в «Зеленых горках» буквально бьет ключом.
– Первая половина дня, – рассказывает Ольга Эдуардовна, – отдана образовательному процессу. Дети в большей степени занимаются практикой, потому что теории им в течение года хватило. После того как школьники поработают здесь в полевых условиях, они продолжат писать исследовательские работы – это непрерывный процесс.
Пока юные энтомологи описывают насекомых, а экологи изучают почву, на другом конце лагеря разгадывают значение фразеологизмов и изучают историю «в лицах», совершенствуются в английском и знании литературы – это территория гуманитариев.
Ольга Гаврилова, руководитель гуманитарного направления, уверена, что вместе с предметными знаниями главным для современных школьников остается формирование коммуникативной компетенции:
– Мы учим детей разных возрастов находить общий язык, – объясняет она. – У школьников, пропадающих в социальных сетях, сейчас часто нет опыта коммуникации «глаза в глаза», они редко умеют работать в команде – мы помогаем решать и эти вопросы. И, конечно, очень серьезно готовим к олимпиадам и конкурсам.
Жаль упускать время
Работа с одаренными детьми в крае активно ведется круглый год, но, как отмечает Наталья Анохина, заместитель министра образования и науки Красноярского края, возможности летнего отдыха, когда ребенка можно погрузить в образовательную среду на целую смену, нужно использовать максимально полно.
– Чтобы развить любой талант, – уверена Наталья Викторовна, – нужна поддержка и большая работа над собой. Поэтому мы привлекаем на работу в наши профильные смены для одаренных детей преподавателей СФУ, КГПУ, педагогических колледжей – лучших педагогов, которые умеют поддерживать детей в продвижении к цели. С такими школьниками работать очень интересно – это мотивированные дети, которые активно проявляют интерес к изучению разного вида наук.
Просто так в «Летнюю академию» не попасть: сюда приглашают победителей олимпиад и конкурсов, участников научных сообществ. Хотя, уверена Лилия Айкина, директор лагеря «Зеленые горки», неодаренных детей не бывает.
– Дети все одинаковые. Просто одному ребенку в учебном процессе уделили больше внимания, и он перешел в разряд одаренных, а другому не так повезло. Вообще каждый ребенок – гений. Для меня все они талантливы.
Лучших ждет Школа космонавтики
В рамках «Летней академии» действуют четыре образовательных направления: физико-математическое, естественно-научное, направление бизнеса и экономики, гуманитарное. У каждого направления – свое учреждение-куратор. Общее руководство этой образовательной программой осуществляет Школа космонавтики.
– Мы даем детям возможность проявить себя, проявить свои таланты, – объясняет Андрей Аббакумов, руководитель образовательной программы «Летняя академия», заместитель директора по развитию Школы космонавтики, – и самых одаренных приглашаем потом на обучение в Школу космонавтики.
С этого года в рамках целевой программы «Развитие в Красноярском крае системы отдыха, оздоровления и занятости детей» впервые предусмотрено 3 млн рублей на приобретение оборудования, необходимого для реализации образовательных программ в муниципальных лагерях. Лагеря, которым оказывается поддержка, выбираются с помощью конкурса, и такой конкурс будет проводиться еще три года.