Многие выпускники определились с будущей профессией еще несколько месяцев назад, когда решали, какие экзамены сдавать. Однако есть и те, кто в ответ на вопрос, куда будут поступать, лишь тягостно вздыхают. Выбор на самом деле непростой – даже для человека с немалым жизненным опытом. Как угадать с профессией, что будет востребована и через пять, и через десять лет?
Спрос на инженеров
Многие до сих пор предпочитают получить хорошее базовое юридическое или экономическое образование, считая, что с ним не пропадешь. Зачастую к такому выбору подталкивают родители. Что бывает дальше? Зарплатные ожидания у молодых юристов высокие, а вот опыта нет. Они не понимают, что в среднем на одну вакансию по их специальности может приходиться 17–19 соискателей. И в такой ситуации даже люди с опытом вынуждены идти на компромиссы.
– Для того чтобы более точно определиться с профессией, и была введена двухуровневая система высшего образования – бакалавриат и магистратура, – рассказывает Александр Усачев, ответственный секретарь приемной комиссии СФУ. – Если после окончания бакалавриата человек поймет, что неверно принял решение – изменились его интересы или ситуация в экономике, – он имеет право поступить в магистратуру на совершенно другое направление (в том числе и на бюджетное место). К примеру, был юристом – поступил на нефтехимию. Базовые знания по направлению он может получить самостоятельно. Очень популярна, кстати, магистратура у людей, которые окончили вуз 10–15 лет назад. Это такая замена второму высшему образованию, в том числе и для тех, кто обучался на специалитете пять лет. Однако тут есть небольшой нюанс: поступающие на специалитет с этого года уже не смогут претендовать на бюджетное место в магистратуре в будущем. Мы ежегодно набираем две тысячи магистров. Обычно количество бюджетных мест определяется государством, работодателями, вузами. Следовательно, выделенное бюджетное место в магистратуре – это уже некая гарантия на востребованность выпускника по этому направлению на ближайшие годы. Учитывая общую экономическую ситуацию, курс, взятый на импортозамещение, совершенно точно будут нужны люди, получившие инженерные специальности. У нас растет конкурс на «химические технологии», «нефтегазовое дело», «металлургию», «горное дело» – и это совершенно оправдано. Вряд ли выпускники, получившие такие специальности, останутся без работы.
Спрос не изменится
Несколько последних лет в крае реализуется стратегия управления рынком труда. Чтобы увидеть прогнозную оценку ситуации на ближайшие семь лет, агентство труда и занятости населения совместно с экономическими службами муниципальных образований проводит опрос работодателей. Каждый год этот прогноз актуализируется.
– Практика опросов показала, что, к сожалению, большинство работодателей не имеют долгосрочных планов в отношении потребности в квалифицированных специалистах, – комментирует заместитель руководителя агентства труда и занятости населения Красноярского края Сергей Селюнин. – Более 35 % дополнительной кадровой потребности работодатели готовы замещать за счет выпускников системы профессионального образования, пока не имеющих опыта работы. Наиболее востребованы врачи, инженеры, учителя, медицинские сестры, агрономы, зоотехники, машинисты подвижного оборудования, водители автомобилей, слесари-ремонтники. Этот перечень полностью соответствует сложившейся структуре вакансий – по этим позициям уже сегодня на рынке труда критический дефицит специалистов. Если говорить о точках роста экономики – это потребность на инвестиционных проектах, – порядка 65 тысяч человек до 2022 года. Среди самых востребованных опять же водители, машинисты, слесари – механики, сборщики, ремонтники, операторы различных установок, электромонтеры. Поэтому можно сказать: спрос на массовые профессии практически не изменяется.
По словам специалиста, на первый план выходит даже не то, какой профессией ты владеешь, а так называемые дополнительные компетенции – стрессоустойчивость, умение работать в команде, управлять временем, навыки самоанализа и творческого мышления. Тенденции развития экономики таковы, что необходимо поддерживать конкурентоспособность, быть профессионально мобильным на протяжении всей жизни.
С другой стороны, человек, который влюблен в профессию, явно будет работать с бόльшей эффективностью. А значит, он имеет больше шансов добиться успеха, стать востребованным у работодателя даже в самых сложных экономических условиях. И наоборот – апатичный и ленивый специалист, получивший очень востребованную специальность, рискует надолго застрять на не самом престижном и высокооплачиваемом месте. Если оно вообще для него найдется.