Меню Поиск
USD: 75.47 -0.34
EUR: 89.8-0.00
№ 7 / 1185

Хлеб вкуснее пирожного

27 января – День полного снятия блокады Ленинграда

Фото Олега Кузьмина – Леночка, проходи скорее к буржуйке – грейся.

В импровизированной квартире две девочки – старшая и младшая. Они в теплых валенках и платках. На дворе зима, а в комнате только маленькая железная печка. У стены стол с керосинкой. Куклы заброшены далеко на полку. Детям сейчас не до игры. Это комната блокадного Ленинграда. Только находится она не в далеком от нас городе на Неве, а здесь, в Красноярске – на Мемориале Победы.

– Как хочется кушать! Хлеба бы! – вздыхает малышка.

– Попей водички, – предлагает старшая сестра. – Да погрей ее немного на печке – вкуснее станет.
Хлеб будет в этой истории. Только кусочек слишком уж мал. Мама, придя с работы, разделит свой паек с детьми. Ведь ей, как работающей, выдают двойную норму – 250 граммов. А на иждивенцев и детей приходится только 125. Но и эта мизерная норма еды спасала жизнь в те далекие годы Великой Отечественной войны, во время блокады Ленинграда.

2020-й – Год памяти и славы. 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. Еще пройдет немало событий и акций, задача которых – связать события прошлого с настоящим, сохранить ценности Победы и общую историческую память. Но День полного снятия блокады Ленинграда – 27 января – особая дата.


Это одна из самых трагических страниц в истории Второй мировой. Это долгих 900 дней смерти, голода, холода, бомбежек, отчаянья и мужества жителей города. Ни один город мира за всю историю войн не отдал за Победу столько жизней, сколько Ленинград.


По всей стране прошла акция «Блокадный хлеб». Символ ее – кусочек хлеба весом 125 граммов: такую ежедневную минимальную норму установили во время блокады жителям Северной столицы. В Красноярске предприятия изготовили партию хлеба по рецептам блокадного города.

Конечно, невозможно полностью воссоздать тот продукт, который пекли тогда. И все же это шанс подержать в руках этот мизерный кусок, понять, насколько сложно было выжить в таких непростых условиях.


Именно этому блокадному пайку посвятили свою постановку актеры Красноярского театра исторической реконструкции «Артефакт». Зрители – и блокадники, и молодые люди – плакали, когда дети в ходе постановки теряли родителей, слабели от голода, а затем вышли перед залом и рассказали, кем бы они могли стать, если бы… не погибли.
– Хлеб для нас – самое дорогое, мы до сих пор кусочки не выбрасываем, – говорит блокадница Маргарита Коверченко. – Хлеб в блокаду был очень вкусный, вкуснее пирожного. А как может быть иначе, если кроме хлеба и кипятка ничего не было?
Маргарите Михайловне во время войны было пять лет, она ходила в детский сад. Говорит, там их кормили супом. А восьмилетнему братишке, который оставался дома, приходилось тяжело. Ему не хватало 125 граммов, стал дистрофиком.
– Он лежал за маминой спиной и просил: «Хлеба! Хлеба!», – вспоминает женщина.
Хлеб был темным, почти черным, отмечают блокадники, и тяжелым (потому блокадный паек был в два раза меньше сегодняшнего куска). А на вкус как глина. Но он спас им жизнь.
– Нас трое детей было, я младшая. Мама рассказывала: «Танюша лежит в кроватке – глазки закрыты. Я нажую хлебушка, в марлечку завяжу и суну в рот вместо соски. Смотрю – глазками захлопала, значит, жива», – рассказывает Татьяна Андрющенко, которой в блокаду было около двух лет.
Акция «Блокадный хлеб» прошла в эти дни во всех районах Красноярского края. В ней приняли участие десятки сотен человек.


В день 76-й годовщины снятия блокады губернатор Красноярского края Александр Усс и спикер Законодательного собрания Дмитрий Свиридов возложили цветы к памятнику «Детям войны». После чего губернатор встретился с членами Красноярской краевой общественной организации пенсионеров и инвалидов «Блокадник».

Глава региона вручил им юбилейные медали «75 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и за чашкой чая пообщался с жителями осажденного города:
– Для меня Ленинград с его подвигом – особый символ мужества, и не просто героизма, а прежде всего силы духа, человеческой стойкости и нравственной чистоты. Вспомнить даже историю пекаря из Ленинграда Даниила Кютинена, выпекавшего хлеб, которого так не хватало жителям осажденного города. Он умер от истощения, но не взял для себя и лишнего куска. Эти и другие воспоминания тех лет мы должны обязательно передавать следующим поколениям.

Урок истории под музыку Верди

Фото Вадима Кофмана

27 января в Красноярском театре оперы и балета имени Дмитрия Хворостовского впервые исполнили на русском языке «Реквием» Верди. Это одно из самых знаменитых и значительных музыкальных произведений итальянского композитора посвятили жертвам блокады Ленинграда и холокоста.

На сцене театра артисты хора и солисты Красноярского оперного – заслуженная артистка России Светлана Рацлаф-Левчук, заслуженный артист Республики Бурятия Михаил Пирогов, лауреаты международных конкурсов Дарья Рябинко и Евгений Севастьянов. За дирижерским пультом – народный артист России, лауреат Государственной премии Российской Федерации, художественный руководитель и главный дирижер Московского государственного академического симфонического оркестра Павел Коган. А на экране – кадры военной хроники. Страшные образы блокадного Ленинграда созвучны мощной экспрессии музыки Верди.

Автором идеи постановки этого произведения на русском языке стал начальник Управления президента РФ по общественным проектам Сергей Новиков. Оперные спектакли – его хобби, которым он увлекается с юности. «Реквием» в его постановке прозвучал еще в трех городах России – Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Новосибирске.

Сергей говорит, выбор произведения не случаен:

– 27 января страна отмечает снятие блокады Ленинграда и День памяти жертв холокоста. В 1944 году соединились Волховский и Ленинградский фронты, и с форта Красная Горка открылся артиллерийский огонь, который сметал вражеские позиции групп армии «Север». Их оттеснили далеко на запад, и удалось восстановить связь Ленинграда с Большой землей, наладить снабжение, разорвать фашистское кольцо.
А ровно через год – 27 января 1945 года – советские войска освободили группу концентрационных лагерей Аушвиц. Это самая массовая фабрика смерти, где уничтожение жизни было поставлено на промышленную основу. Из гибели людей нацисты извлекали максимум выгоды – до невероятных пределов. В ход шло все, до крошки костного порошка, который продавался немецким фирмам. Когда об этом думаешь, волосы на голове шевелятся. И потому мы решили в этот день показать великую музыку в контексте событий блокады, чтобы сделать ее эмоционально ближе современной аудитории. Оказалось, здесь много смысловых совпадений. У многих зрителей, которые смотрели «Реквием» впервые, создавалось впечатление, что Верди написал это про блокаду Ленинграда, хотя такого и не может быть.
«Реквием» – это католическая месса. Исполнение ее на русском языке для красноярской музыкальной жизни – новация, что усиливало впечатление от этого грандиозного произведения. А сопровождение ее видеорядом с кадрами из хроники не только военного прошлого, но и недавних событий стало настоящим уроком. Уроком истории.
– Вирус нацизма не теряет свою силу, расползается, урок Великой Отечественной войны не усвоен многими странами. Но нельзя это воспринимать как чье-то внутреннее дело. Нужно знать, что мир это уже проходил, – говорит постановщик. – Нужно помнить: все проявления национальной нетерпимости заканчиваются блокадой, Освенцимом и другими зверствами. И этой постановкой мы пытаемся внести свой вклад в то, чтобы это никогда не повторилось на земле.
Фото Олега КУЗЬМИНА

№ 7 / 1185

Комментарии:

Добавить комментарий

Все поля обязательны для заполнения

Свежий выпуск

Видео