Под крышей Дворца труда и согласия работают десятки творческих кружков и коллективов различных направлений. И все они активно развиваются. Коронавирус сказался и на их планах и перспективах. О выживании культурных объединений в период пандемии и о других проблемах Дворца труда и согласия рассказала директор учреждения Виктория ЕЛИЗОВА
– Виктория Игоревна, вы на посту генерального директора Дворца труда и согласия уже третий год. Расскажите, чем отличается ваш первый год работы в учреждении от нынешнего?
– У руководителя учреждения две главных задачи: во-первых, полноценное функционирование здания, где проходит рабочий процесс; во-вторых, комфортные условия для работы сотрудников, каждый день творящих историю дворца. Первый год я занималась в основном техническими и хозяйственными вопросами учреждения. Мне нужно было понять, какие есть проблемы.
В этом году я больше окунаюсь в творческую деятельность дворца, изучаю востребованность имеющихся кружков и коллективов, традиционных мероприятий.
–Зданию Дворца труда уже 40 лет, и приходится активно заниматься его обновлением и ремонтом.
– Первое, что мы сделали с моим приходом, – провели полное обследование здания на предмет безопасности пребывания в нем. У меня появился официальный документ, констатирующий, мягко скажем, неважное состояние дворца и 90-процентное несоответствие нормам пожарной безопасности.
Надо отдать должное руководству министерства культуры края, там сразу же прониклись нашими проблемами. Министр культуры Аркадий Владимирович дважды приезжал тогда к нам, полностью прошел все наши 12 тысяч квадратных метров и увидел воочию состояние здания.
Не дожидаясь финансирования (выделение дополнительных средств – процесс небыстрый), мы стали на деньги, которые сами заработали, менять окна, потому что в здании было невыносимо холодно зимой и очень жарко летом. Приобретали взамен разваливающейся новую мебель. Оборудовали детскую зону для посетителей с малышами.
Получив в 2020 году дополнительное финансирование, установили в зрительном зале современную систему пожаротушения – старая была неисправна более 25 лет. Установили противопожарные двери там, где они должны были появиться примерно лет 20 назад. Отремонтировали малый зрительный зал. По предписанию пожарных он был запрещен к использованию с 2009 года.
Мы разработали брендбук учреждения, и теперь у дворца появился собственный, узнаваемый стиль.
Серьезно обновлен коллектив: к высококвалифицированным сотрудникам присоединились молодые креативные специалисты с современным видением.
– Во Дворце Труда такое большое разнообразие творческих коллективов, которым не каждое учреждение культуры может похвастаться.
– У нас действительно большое разнообразие коллективов, начиная с возрастного состава, от студии развития «Кроха», куда берут детишек от двух с половиной лет, заканчивая ветеранскими объединениями.
Ни одно краевое учреждение культуры не может похвастать таким количеством творческих национальных коллективов, какое есть у нас: народный хореографический ансамбль «Армения», народный польский ансамбль песни и танца «Коралле», народный азербайджанский ансамбль песни и танца «Одлар Юрду», хор украинской песни «Барвинок», народный чувашский ансамбль «Подснежник», студия ирландского танца «Талисман», ансамбль дагестанского танца «Лезгинка».
В каждом коллективе практически 90 % – представители той национальности, чью культуру они пропагандируют. Хотя наши творческие ансамбли принимают представителей любой национальности.
Мы единственное в крае учреждение культуры, в котором есть отдел по работе с инвалидами. Возглавляет его заслуженный работник культуры Красноярского края Екатерина Викторовна Вичулене. Сотрудники организовали деятельность таких инклюзивных коллективов, как театр жестовой песни «Поющие руки» и театр глухого актера «Жест».
В 2020 году мы открыли набор в новые коллективы: инклюзивный театр и инклюзивный танцевальный коллектив. По госпрограмме Красноярского края развития системы поддержки граждан были приобретены коляски для танцев.
– С этого года во дворце появилось новое направление работы – движение «Волонтеры культуры». Чем оно занимается?
– В мае 2020 года функционал регионального координационного центра движения «Волонтеры культуры» был передан во Дворец труда и согласия: в структуру дворца был введен методический отдел, руководит которым один из старейших работников дворца заслуженный работник культуры РФ Горелова Наталья Григорьевна.
Одна из функций отдела – организовать практическую и методическую работу по формированию общества волонтеров в учреждениях культуры края. Готов стать волонтером? Пожалуйста, тебе бонусом участие в культурных событиях, возможность попробовать свои силы в творческих проектах, масштабных краевых событиях.
«Волонтеры культуры» – актив, который помогает реализовывать социально значимые культурные инициативы, а также может участвовать в реставрационных работах объектов и памятников культурно-исторического наследия.
– Всех нас в 2020 году настигла пандемия, и был период застоя во всем, начиная от житейских вопросов, заканчивая глобальными. Расскажите, как период самоизоляции повлиял на ваше учреждение?
– Плохо. В первую очередь – финансово. Мы серьезный доход получали от работы платных кружков и студий, совместного проведения мероприятий со сторонними организациями, от услуги краткосрочной аренды. Планировалось проведение очень крупных мероприятий по предоплате, но в связи с резким закрытием нам пришлось вернуть все средства. Мы потеряли в этот период порядка четырех миллионов, а ведь нам нужно серьезно модернизироваться.
По большому счету пандемия показала, что отрасль культуры находится на грани между бюджетом и бизнесом, потому что многие учреждения давно зарабатывают сами. Чем выше у нас доход, тем выше заработная плата, тем больше у нас возможностей заниматься реконструкцией, модернизацией, приобретением необходимого оборудования и многим другим.
– В период самоизоляции дворец каким-то образом взаимодействовал с посетителями, чтобы не потерять их интерес?
– Да, мы активно вышли в режим работы онлайн. Часть тех мероприятий, которые планировались на большой зал и на большое количество участников, мы записывали и снимали на видео во дворце и за его пределами, затем транслировали на нашем сайте и на страницах в социальных сетях. За период пандемии мы провели 200 онлайн-мероприятий. Несколько таких мероприятий мы вывели на портал Культура.РФ. В связи с этим по стране о нас узнало больше людей.
Но мне бы хотелось, чтобы во дворце кипела жизнь, был слышен детский смех на всех шести этажах, чтобы люди стояли в очереди за билетами на наши мероприятия. Потому что никакое, даже супермасштабное мероприятие в режиме онлайн не заменит тех эмоций, которые артисты получают непосредственно от зрителей.
– Какие планы и проекты у учреждения на будущее?
– Весьма масштабные и амбициозные. Во дворце бесконечный творческий круговорот, огромный многонациональный ресурс, серьезная социокультурная деятельность. Что уже есть сегодня?
Уникальный зал «Винтажный», выставочные пространства «Балкон», «Темный кулуар» и «Галерея № 1». Готов к эксплуатации малый зал, отремонтированный в модном современном стиле. Его пространство вскоре наполнит творческий проект «Лофт-Альтернатива».
Зал «Праздничный» – площадка, на которой успешно реализуются творческие события. Часть пространств дворца уже заполняет проект «Русский дом».
Мы на пороге создания волонтерского центра для учреждений культуры нашего региона. У нас куча идей по созданию арт-территорий на наших площадях и вне дворца. Быть не просто клубным учреждением, а стремиться к созданию многофункционального творческого кластера – вот таким должен стать дворец.
И мы это сделаем. Ведь, что немаловажно, нас серьезно поддерживает учредитель – министерство культуры Красноярского края. Многое стало сегодня возможным и жизнеспособным благодаря заинтересованности со стороны ведомства.
Мы на пути развития и созидания. У нас все получится.