Уже к 2017 году в соответствии с законодательством все вторсырье, складируемое ныне на полигонах, должно перерабатываться. Помимо того, что это снизит негативное воздействие на окружающую среду, так еще принесет ощутимую прибыль как бюджету, так и бизнесу. Впрочем, в крае новая схема обращения с твердыми коммунальными отходами заработает уже со следующего года. Наш корреспондент поговорил с начальником отдела минприроды региона Юлией ГУМЕНЮК о новых методах работы.
– Юлия Анатольевна, когда новая схема обращения с отходами заработает? И как она будет реализовываться?
– Закон вступает в силу с нового года. Разработанная нами генеральная схема очистки населенных пунктов – это тот документ, который определит все движение отходов в регионе – от точки сбора до полигона или завода по переработке. Задача – взять под контроль все отходы. Мы должны знать объемы по каждому дому, каждому пункту сбора, знать по видам – сколько бумаги, жести и так далее, сколько попадает на переработку, сколько уходит на полигон.
Предполагается, что при такой схеме все отходы будут концентрироваться в одном месте определенного «куста». Весь край разделен на технологические зоны, в каждой из которых будет работать один оператор, выбираемый на конкурсной основе, который и будет отвечать за все перемещения мусора. Именно он будет определять отношения с перевозчиками, платить им за доставленный мусор. То есть отогнать машину в ближайший лесок и свалить все там уже не получится – перевозчик просто не получит денег в таком случае. Несанкционированные свалки уйдут в прошлое, так как станут невыгодны.
– Но если оператором станут сами перевозчики?
– Оператором должен быть тот, кто владеет полигоном. Вы правы, перевозчику сейчас платят, по сути, лишь за то, что он вывозит мусор из контейнеров в вашем дворе. А то дошел ли он до полигона или «потерялся» по дороге, его не волнует. Ведь у перевозчика логика проста: чем ближе везти, тем меньше топлива потратишь, тем больше прибыль. Как правило, «ближе» получается в лесок, где никто не видит, или прямо у дороги. Лишь бы очистить контейнер для очередной порции отходов. Ведь не зря несанкционированные свалки стали настоящим бичом в территориях.
Предлагаемая схема исключает такие ситуации. В отличие от перевозчика, мусор для владельца полигона – оператора – это ценный ресурс, который можно отправлять на переработку, который приносит прибыль. Потому чем больше отходов, тем больше выручка. Потому он сам заинтересован в добросовестности перевозчиков, он сам их будет контролировать.
Естественно, с самого оператора также будет строгий спрос – он должен в обязательном порядке получить все необходимые лицензии.
– А кто будет этими самыми операторами?
– Это определит конкурс, но мы делаем ставку на местные компании, которые уже не первый год в этом бизнесе. При условии, конечно, что они добросовестно исполняют свои обязанности и не нарушают законодательство. Хотя скажу вам, отраслью интересуются компании из европейской части России. Это говорит о том, что бизнес это перспективный.
– Каким образом определялись технологические зоны? Ведь не секрет, что в одном районе образуется много мусора, а в другом мало. Выходит, в одном случае бизнес будет заинтересован, а в другом нет. Кто будет работать на периферии, где образование отходов невелико?
– При формировании технологических зон мы использовали кустовой принцип. К примеру, в окрестностях Красноярска на правобережье в один «куст» объединены Дивногорск, Березовский и Манский районы, а на левом берегу – Емельяновский, Сухобузимский и Большемуртинский районы. Таким образом, мы постарались соблюсти баланс, чтобы территории, где образуется много отходов, были в одной зоне с теми, где их образуется не так много. Сходный принцип применяется и на остальной территории региона. К примеру, Мотыгино объединено у нас с Лесосибирском.
К слову, к обсуждению предлагаемой схемы мы обязательно будем привлекать общественность. Любой желающий сможет высказать свое мнение, привести свои доводы, если не согласен с предлагаемым планом. Мы заинтересованы в рациональных предложениях и качественном улучшении стратегически важного для региона документа.