18 ноября в Малом концертном зале состоится ежегодное Академическое собрание, посвященное кинематографическим юбилеям нынешнего года и всем нам – «людям экрана». Накануне этого особого культурного события – наш разговор с руководителем проекта, доктором наук, профессором Ольгой Карловой.
– Ольга Анатольевна, Академическое собрание стало в Красноярске уже традиционным: оно проводится с 2009 года. Изменился ли за это время задуманный когда-то вами формат этого события?
– Проект Академического собрания был создан при активном участии профессора Геннадия Рукши и известного журналиста и депутата Законодательного собрания края Алексея Клешко и, конечно, благодаря творческой команде под руководством режиссера Вячеслава Цюпы и нашим коллегам из краевого министерства культуры. Всем нам этот проект и виделся таким – научно-публицистической и в то же время театрально-музыкальной постановкой с участием специальных гостей. Именно эксклюзивной постановкой, которая живет на сцене только один вечер, рассчитана на любознательных и интеллектуальных зрителей, а потому соединяет в себе новое слово или версию темы (и в этом – особая научная значимость проекта) на фоне театрально-музыкальных номеров и оригинального документально-художественного видеоряда. Академическое собрание в 2012 году было посвящено 200-летию победы России в Отечественной войне 1812 года, а в 2013 году – юбилеям экспедиций в Сибирь В. Беринга, П. Палласа и Ф. Нансена. В соответствии с темой мы приглашали гостей из Москвы, Петербурга, Минска, Парижа, Тромсе (Норвегия).
– Чем вы порадуете постоянных участников собрания и ваших новых зрителей в этом году?
– 2014 год богат на юбилеи многих мировых режиссеров и актеров, свое 90-летие празднует киностудия «Мосфильм», а мировая общественность отмечает 150-летие со дня рождения изобретателя кино Луи Жана Люмьера. Рассказывая о наиболее интересных событиях истории мирового кино, мы сосредоточимся на главном: на том, кто мы и куда идем. Вопросов здесь много: как из технической игрушки кино превратилось в творца главных мифов человечества? почему кинематограф всегда обвиняли в «упадке цивилизаций»? какое будущее открыл человеку «волшебный фонарь» кино и какую цену человечество платит за видеогрезы? Поэтому и тема нынешнего Академического собрания: «Человек экрана»: архитектура грез и шаблоны будущего».
– Какие тайны науки вы планируете нынче раскрыть?
– Явно не все сегодня знают, что среди первооткрывателей кино было много наших соотечественников, и – в отличие от американцев, французов и даже поляков – мы плохо чтим их память. Это что касается истории. Во-вторых, мало кто знаком с языком кино, который состоит из своеобразных иероглифов – «кинем», и мы скорее чувствуем их, чем понимаем. А все потому, что этот язык – не столько средство общения, сколько средство воздействия и манипуляции. И в-третьих, самое главное: кинематограф посягает на святая святых – наше воображение. Кино и есть великий диктатор чужого воображения. Поскольку современные молодые люди с клиповым сознанием читают существенно меньше и воспринимают мир эмоциональнее, чем наше поколение, а значит, и реже тренируют свое личное творческое воображение, выстоять в поединке с таким диктатором им все труднее. К чему это может привести, мы и попытаемся все вместе разобраться.
– А специальный гость собрания? Кто будет им в этом году?
– Заслуженная артистка России Светлана Тома, которую наши зрители помнят и любят по замечательным кинолентам «Табор уходит в небо», «Мой ласковый и нежный зверь», «Благочестивая Марта», «Анна Павлова» и десяткам других.
– Предусмотрена ли продажа билетов, или Академическое собрание посещают только приглашенные?
– По просьбе горожан мы два года назад часть билетов стали продавать, и поэтому их можно сегодня приобрести в кассе филармонии.
– Ну что ж, успешной работы вашему собранию и новых удачных проектов.