В 1980-е годы Красноярск дважды становился центром спортивной жизни Советского Союза, принимая зимние Спартакиады народов СССР. Первая из них, в 1982 году, стала значительным событием для города. Был построен ряд спортивных объектов, которые до сих пор активно используются. Вторая, в 1986 году, также оставила глубокий след в спортивной инфраструктуре Красноярска.
Инфраструктура: создание и развитие
К зимней Спартакиаде 1982 года в Красноярске были возведены ключевые спортивные объекты, которые сыграли решающую роль в организации соревнований. Среди них – Дворец спорта «Енисей» (ныне именуемый в честь Ивана Ярыгина), который стал центральным местом спортивных событий. Помимо этого, построили биатлонный и лыжный стадионы, уникальную санную трассу на Торгашинском хребте. Строительство шло в экстремально сжатые сроки.
К Спартакиаде 1986 года инфраструктура была модернизирована и расширена, но именно наследие 1982 года заложило основу для будущих спортивных успехов Красноярска, развития зимних видов спорта в городе на Енисее. Кстати, динамика роста мастерства спортсменов уже после первой Спартакиады впечатляет. Если в 1982 году красноярцы заняли в командном зачете девятое место, то в 1986 году они были уже шестыми. Спортивная инфраструктура позволила создать мощные спортивные школы по многим зимним видам спорта. Немаловажным оказалось наследие спартакиад и для проведения в столице края Всемирной универсиады 2019 года.
Вызовы строительства
Строительство санной трассы на Торгашинском хребте стало одним из самых сложных этапов подготовки к Спартакиаде 1982 года. Оно началось только в июле 1981 года, менее чем за год до начала Спартакиады. Возникла необходимость вести работы в крайне сжатые сроки. Санную трассу строило военное строительное управление СМУ-6, которое находилось в закрытом «атомграде» Красноярск-26 (ныне город Железногорск). Чтобы успеть завершить трассу к началу соревнований в феврале 1982 года, рабочие трудились в три смены. Это увеличивало риск ошибок и снижало качество работ. Не было и опыта строительства подобных сооружений. Так, 13-й вираж трассы оказался особенно коварным, и многие спортсмены, включая олимпийскую чемпионку Веру Зозулю, не смогли его пройти без инцидентов. Высокие скорости на этом участке (свыше 100 км/ч) делали вираж чрезвычайно сложным. Из-за опасности, связанной с 13-м виражом, трассу реконструировали между 1982 и 1985 годами, чтобы сделать этот участок более безопасным. Кстати, суровый климат кое в чем помог строителям. Сильные морозы не позволили завершить бетонирование трассы, что привело к использованию частично деревянных конструкций. Это стало причиной регулярных ремонтов, но, с другой стороны, деревянные конструкции легче модернизировать, чем бетонные.
Легенда о собольке Кеше
Талисманом V, а затем и VI зимней Спартакиады 1986 года стал соболенок по имени Кеша, который завоевал сердца красноярцев и гостей города. Образ Кеши был создан красноярским художником Виктором Бахтиным и стал одним из самых удачных спортивных символов того времени. Перед Спартакиадой 1982 года провели конкурс, в ходе которого горожане придумывали истории о происхождении и жизни Кеши, что способствовало его популярности. Символика с изображением Кеши разлеталась среди красноярцев и гостей города буквально за считаные дни. Этот яркий и милый образ стал символом не только самой Спартакиады, но Красноярска в те годы.
Фото из книги «Красноярский край — 85. Факты. События. Достижения». Красноярск, 2019