Рабочий день у фельдшера ненормированный. Нет ни помощников, ни ассистентов. По сути, нельзя ни заболеть, ни уехать надолго. Иначе 420 жителей Больших Прудов останутся один на один со своими недугами. А до ближайшей больницы – больше 10 км по бездорожью.
Пока бежала, все акушерство вспомнила
Светлана Бронч – фельдшер ФАПа п. Большие Пруды Сухобузимского района – уже более 20 лет на своем посту круглосуточно. На одной половине дома – работа, то есть кабинеты фельдшерско-акушерского пункта, на другой – квартира Светланы, где она живет с мужем и дочками с 1993 года.
Светлана вспоминает:
– Я окончила медучилище, приехала в Большие Пруды из Красноярска. В медицинский институт было трудно поступить, поэтому выбрала другой путь. Но затем заочно все-таки получила высшее медицинское образование. Когда рассказываю, что живу в деревне, одноклассники удивляются. А я всегда хотела работать самостоятельно.
Новенький ФАП открылся в поселке через год, как приехала в район фельдшер. Она со строителями советовалась, где лучше сделать раковину, где ванну. Дом присоединили к центральному отоплению. Когда колхоз в деревне переживал трудные времена, пришлось устроить в одном из кабинетов котельную и сделать автономное отопление. Водоснабжение осталось централизованным.
К деревне ведет грунтовая дорога без асфальта, а в Больших Прудах всего две асфальтированные улицы. Днем и ночью в любую погоду фельдшер пешком по бездорожью идет к пациентам до самых дальних улиц. На попечении целый поселок, более 400 человек.
– Я их всех знаю. Когда приехала, лечила детей, теперь эти дети сами стали родителями, приводят своих деток.
Хотя пункт и называется фельдшерско-акушерским, роды на ФАПе не принимают. Пациента обязательно нужно везти в больницу, для этого вызывают скорую помощь. Светлана вспоминает, как однажды ночью она бежала к роженице. Женщине вызвали скорую, с больницы позвонили и сказали: «Мы уже едем, но вы будьте рядом, возможно, не успеем и придется принять роды самой». Светлана говорит: за те 15 минут, что бежала по дороге, все акушерство вспомнила. Скорая помощь успела госпитализировать женщину, однако ребенок появился на свет за пару километров от больницы, в машине.
Однажды пришла чуть живая с очередного «променада» по Большим Прудам и решила: ей нужен автомобиль. Выучилась, купила машину. Теперь проще оказывать помощь людям. Кроме того, фельдшеру удобнее ездить в Атаманово или в Сухобузимское за медикаментами.
– Не нужно никого просить, сама езжу в удобное время, и все получается быстрее. Обычно смотрю по погоде: если тепло, могу пешком прогуляться по деревне. Но если времени нет, конечно, сажусь за руль.
Таблетки с доставкой
Жизнь сельского фельдшера изменила сотовая связь. Можно позвонить пациенту, узнать о его самочувствии, напомнить о плановом приеме, на прививку пригласить. Раньше отсутствие связи сильно затрудняло работу. Светлана рассказывает, как в 1992 году в Больших Прудах случился пожар: кто-то поджег траву, и сгорели столбы с телефонной линией. Пока не восстановили связь, фельдшер бегала как спринтер на любые дистанции. С автомобилем и мобильником проще, но работы меньше не стало. Когда гриппует вся деревня в период эпидемии, ритм очень напряженный. Светлана привыкла и не боится трудностей. Хотя задор уже не тот:
Мне так нравилось быть самой себе хозяйкой, радовалась своей самостоятельности. Но теперь мечтаю о помощнике, хотя ФАП не предполагает наличие медсестры. По штатному расписанию еще одна единица положена, если население поселка больше тысячи. Так что придется нам с санитаркой справляться вдвоем.
За годы работы в поселке многое изменилось. Светлана отмечает:
– За последнее время выросло количество больных сахарным диабетом. 20 лет назад в поселке был один-два человека с таким диагнозом. Сейчас – десятки. Трудно сказать о причинах. Мой супруг, здоровый молодой мужчина, принимает инсулин с 2000 года. Думаю, что это последствия болезни, которую муж перенес на ногах, работая трактористом.
Другая опасность – проблемы с артериальным давлением. Как все современные люди, жители Больших Прудов мало уделяют внимания здоровью, приходят к врачу, когда уже совсем припечет.
Жизненно необходимые лекарства жители Больших Прудов покупают в ФАПе. Ведь в небольших деревнях нет аптек. И фельдшер – единственная ниточка, связывающая сотни пожилых людей, которым трудно ходить, с соседним Атаманово и районным центром. Таблетки с доставкой – забота Светланы Борисовны.
– У меня договор с атамановской аптекой, беру товар под реализацию, потом сдаю выручку. Всю документацию веду, приход-расход. Аспирин, йод, бинты, мази согревающие. Я стараюсь покупать недорогие препараты. Хорошо, что мне не нужно постоянно просить кого-нибудь отвезти в Атаманово и обратно – я за рулем.
Так что с оперативной доставкой проблем нет. Но иногда жители приходят на ФАП с претензией: «У вас тут ничего нет, одна зеленка». А как фельдшер обеспечит весь спектр чудо-средств, которые люди видят в рекламе по телевизору? Необходимое есть всегда. И, если нужно, Светлана готова съездить привезти.
Больше, чем просто доктор
На ФАПе несколько кабинетов, в том числе процедурный, перевязочный. Светлана мечтает, чтобы здесь открылся физиокабинет с кварцем, УВЧ. И еще окна пластиковые нужны. Деревянные санитарке трудно мыть, да и утеплять приходится зимой.
После 13:00 Светлана собирает сумку и обходит участок, чтобы сделать назначения на дому. Вместе отправляемся в путь. Жители с фельдшером всегда здороваются, задают вопросы. Светлана по дороге пять-шесть консультаций дает. Приходим к дому, где живет Жанна Червинская. Девочке 14 лет, больна ДЦП, не ходит. Светлана делает ей два раза в год уколы по назначению врача. Помочь девочке фельдшер больше ничем не может. Мама Жанны Елена Леонидовна рассказывает:
– Раньше Жанна ходила в нашу школу. Я ее возила на коляске. Но она сломалась. Мы ее каждый день чиним, но передвигаться на ней трудно. Ждем другую коляску. Жанну пришлось перевести на домашнее обучение.
Девочка мужественно выдержала процедуру – к такому она привыкла. Как постепенно привыкает к одиночеству. Без коляски стала затворником. Редко удается вывезти дочку на концерт в район или в Красноярск. Светлана Борисовна всегда с тяжелым сердцем приходит к девочке. Она наблюдала ее маму во время беременности, видела, как растет ребенок. С самого начала все надеялись, что Жанна будет ходить. Но не случилось. Не было у матери возможности возить дочку по красноярским врачам и на процедуры.
Разница между уровнем медицинской помощи, где есть томографы, аппараты УЗИ, рентген-кабинеты, и фельдшерским кабинетом, где вся медицина умещается в сумочку с красным крестом, очевидна. Но там, где есть ФАП, снижается количество вызовов скорой помощи, жители экономят силы и средства, получая лекарства с доставкой на дом. Современная медицинская помощь сильно зависит от места жительства человека. Однако начинается она именно с ФАПа. Мы провели с фельдшером один приемный день. И поняли, что сельский доктор со шприцем и бинтом порой может сделать больше, чем самая современная клиника. И все благодаря внимательности к людям, привычке работать не «от звонка до звонка», а всегда быть готовой к вызову.
СПРАВКА
В Сухобузимском районе 23 поселения, в каждом есть ФАП. Евгения Чуй, заведующая поликлиникой Сухобузимской ЦРБ, отмечает, что доступность медпомощи в районе высокая. Кроме ФАПов, действует шесть пунктов общей врачебной практики (ОВП), где работают врачи с высшим образованием. В одном из крупных поселков района – Атаманово расположена участковая больница со стационаром, в которой недавно завершился ремонт. Два ветхих ФАПа в районе заменили модульными конструкциями. В фельдшерской семье района ждут пополнение: учебу заканчивают два молодых специалиста, которые будут работать в ФАПах.