Моя дочка прикреплена к детской городской поликлинике № 1, что на «Агропроме». Несколько лет, пока там был ремонт, приходилось колесить по всему городу. Анализы сдавать на улице Яковлева. Участковый педиатр принимал на Калинина, стоматолог – на Крупской. А к лору, например, за пару лет удалось попасть буквально пару раз: отпуск сменяла учеба, учеба – отпуск и так далее. Насколько это все удобно для родителей и полезно для здоровья маленького ребенка, думаю, объяснять не нужно.
В декабре, казалось, мучения закончились. Многострадальный ремонт, который вместо обещанного года продлился несколько лет, наконец закончен. Прошел месяц, но проблемы остались прежними – анализы приходится возить на Яковлева. Лора нет, и никто не знает, когда он появится. Запись к гастроэнтерологу – минимум за неделю. Дозвониться в регистратуру получается хорошо если с 20-й попытки. Попасть к невропатологу вообще нереально: запись к нему производит только участковый педиатр. И на это, похоже, требуется не одна неделя.
Да что долго рассказывать – наверняка каждому приходилось сталкиваться с такими же проблемами: сначала мучительно долго записываться на прием к доктору, ну а потом провести несколько часов в очереди в кабинет.
Кадровый кризис
Эта проблема для Красноярска настолько острая, что на заседании по поводу малой доступности медицинской помощи разгорелись нешуточные страсти. Мероприятие прошло 31 января в детской городской поликлинике № 1 под руководством губернатора Красноярского края Льва Кузнецова. До этого он посетил несколько медицинских учреждений города (городскую поликлинику № 14 на улице Воронова и ее филиал на улице Тельмана), познакомился с работой регистратур и работой врачей, пообщался с пациентами. Жалоб от людей было так много, а поводы для них настолько вопиющими, что на собрании он устроил настоящий разнос:
– Впечатления от посещений медицинских учреждений двоякие. Бывает, что пациенты благодарны врачам – а это лучший показатель их работы. Но в некоторых поликлиниках люди жалуются: в регистратуру невозможно дозвониться, везде огромные очереди.
В поликлинике на улице Воронова пациенты рассказали губернатору: чтобы попасть к узким специалистам (особенно к невропатологу), приходится изобретать особую методу. Еще один непонятный момент – то, что на прием одного пациента врачу отводится 8 (!) минут. В 30-градусные морозы этого хватит только на то, чтобы раздеться. Например, пожилые люди снимать одежду по солдатским нормативам просто не в состоянии.
– За это время врач не успеет даже просто уделить внимание больному, не то чтобы в проблеме разобраться! Очевидно: есть кадровый «голод», есть проблема старых поликлиник, построенных по прежним стандартам. Но если условия настолько сложные, мы также должны предпринимать нечто экстраординарное, – отметил Лев Кузнецов. – Так дальше работать нельзя. Давайте называть вещи своими именами. И если руководитель лечебного учреждения не справляется со своими обязанностями, нужно его уволить.
Руководитель главного управления здравоохранения Красноярска Владимир Упатов согласился: действительно, в городе есть целые районы, где проблемы в сфере стоят особенно остро. Например, в Северном, который настолько быстро застраивается, что врачей просто не хватает. Там пока только разработана проектно-сметная документация по строительству новой поликлиники. В Свердловском районе в целом низкая укомплектованность медицинскими кадрами. Например, в микрорайоне Пашенном долгое время филиал поликлиники находился в обычной квартире. Об очередях в поликлинике на Воронова уже говорилось…
Впрочем, из выступления главного медика Красноярска можно сделать вывод: напряженность в этих конкретных учреждениях – лишь вершина айсберга. Вся сфера здравоохранения сейчас переживает кадровый кризис, который, похоже, с каждым годом становится все острее.
– В целом сейчас происходит отток из учреждений не только терапевтов, но и узких специалистов, – рассказал Владимир Упатов. – Чтобы разрешить ситуацию, необходимо предпринять целый ряд мер. Для врачей – улучшать условия труда. Обеспечивать их социальными гарантиями. В том числе повышать уровень оплаты труда. Но и не только. Например, предоставлять жилье молодым специалистам, а их детям – места в детских садах.
Впрочем, Лев Кузнецов попросил обойтись без общих слов и рассказать, как конкретно будут решаться проблемы с трудностями дозвона. Глава горздрава предложил устанавливать в поликлинике многоканальные телефоны и создавать call-центры. Это возможно сделать до конца 2012 года. Губернатор потребовал сократить сроки. В итоге договорились: вопрос дозвона будет решен в течение полугода.
– В течение полутора месяцев прошу представить план, что конкретно необходимо сделать, – распорядился глава региона.
Пресловутые 8 минут на прием больного – следующий вопрос, который обсуждали участники заседания. Медики объяснили, что это федеральная норма. Но при этом все как один возмущались: «На прием необходимо хотя бы 15 минут. Это минимум!»
И главное: чтобы получить свои законные 8 минут, в большинстве случаев пациентам приходится простаивать в километровых очередях.
Губернатор отметил абсурдность ситуации:
– К чему вся эта телефонизация, современные методы, электронная очередь? Человек записывается через Интернет на 14.00, приходит к этому времени и потом еще ждет два часа. В течение месяца необходимо разработать регламент, который позволит сократить разницу между временем записи и приемом до 5–10 минут.
Как не отпугнуть пациента?
Главный врач городской поликлиники № 14, той самой, что на улице Воронова, согласился дать комментарий нашей газете. Сергей Фандюхин поделился мнением, почему сложилась ситуация, которая вызвала столь серьезные претензии и пациентов, и главы региона:
– Главная причина недоступности медицинских услуг – отсутствие кадров. Можно придумать все, что угодно. Организовать работу регистратуры, записи и так далее. Но пока не будет врачей, помощь доступнее не станет.
Так, в поликлинике № 14 сейчас не хватает терапевтов, хирургов, офтальмологов. На 18 ставках у нас работают 8 человек. При этом около 70 % населения, которые живут на территории обслуживания больницы, – пенсионного возраста. За медицинской помощью они обращаются в несколько раз чаще, чем среднестатистический взрослый человек. Даже в те времена, когда больница была полностью укомплектована, врачам приходилось непросто.
– Представьте, какая нагрузка у них сейчас! – посетовал Сергей Фандюхин. – Администрация учреждения на чудо не надеется. И не верит, что после визита губернатора к нам вдруг придет масса врачей. Ведь до сих пор они не желали работать в таких условиях.
Частично решить проблему главный врач прославившейся в один миг поликлиники на Воронова предлагает за счет частных медицинских организаций. По его данным, в Красноярске около двух десятков частных клиник заявили о своем желании работать по системе обязательного медицинского страхования:
– Мы будем ходатайствовать перед органами управления здравоохранения по перераспределению муниципального задания. Это будет касаться тех специальностей, где мы испытываем дефицит кадров, – пояснил Сергей Фандюхин. – Это основные мероприятия, которые, как мне кажется, улучшат доступность помощи. Добавлю, что я готов хоть сейчас подписать соответствующий договор. Однако здесь все зависит от решений системы ОМС.
Главный врач городской детской клинической больницы № 3 Владимир Бауэр, комментируя трудности дозвона в регистратуру, также привел в пример опыт коммерческих медицинских учреждений:
– Если я создам частную клинику, то поставлю туда людей, которые не будут отпугивать пациентов. В муниципальных поликлиниках жалобы часто происходят из-за манеры общения людей, которые там работают. Нужно воспитывать регистраторов.
И это удивительно, ведь часто в коммерческих клиниках подрабатывают те же специалисты, которых мы видим в городских. Но там они, как правило, милы и любезны, да и времени на каждого больного тратят больше, чем 8 минут. Видимо, многое в этой ситуации объясняется уровнем зарплаты.
На разработку плана действий по всем острым проблемам отрасли глава региона дал медикам месяц. И подчеркнул:
– Кардинальные решения должны быть проведены незамедлительно. Требования людей к качеству жизни повышаются постоянно, и мы должны им соответствовать. Тем более что в сфере здравоохранения в большинстве своем люди работают хорошо. Об этом говорят сухие цифры – статистика смертности и рождаемости, ведь рождаемость превысила смертность.