Надежда ВОРОНКИНА 37 лет работает в Государственном региональном центре стандартизации, метрологии и испытаний в Красноярском крае (ФБУ «Красноярский ЦСМ»). Она главный специалист отдела по стандартизации. Именно ЦСМ проводит рейтинговые оценки товаров, в том числе продуктов питания, информация о которых регулярно появляется в прессе, – молока, консервов, майонеза, колбас, масла и т. д. И результаты эти в последнее время не радуют потребителей: качество падает. О том, почему это происходит, мы беседуем со специалистом.
– Надежда Ивановна, как давно ЦСМ проводит такие испытания и как они проходят?
– Рейтинги мы проводим с 2004 года. На сегодняшний день их было сделано 150, из них 147 оценок пищевой продукции. Работаем по письмам и заявкам краевых министерств – сельского хозяйства, промышленности и торговли, Общества по защите прав потребителей. У нас есть сайт, на котором любой житель края может оставить заявку или пожелание по проверке продукции. Когда набирается какое-то количество заявок, мы их обрабатываем и проводим проверки. Например, видим, что люди стали часто жаловаться на сливочное масло или колбасу. Как рядовые покупатели мы закупаем продукцию в торговых сетях.
В рейтингах участвует пять отделов центра, специалисты разных направлений, исследования проводятся в аккредитованных испытательных лабораториях. В каждом случае определяется конкретный перечень показателей, которые могут быть проверены. Если это сливочное масло – можем проверить микробиологические показатели, нет ли там кишечной палочки, проверяем жирнокислотный состав, из сливок ли оно или есть в составе какой-то другой жир, а это не редкость.
Если колбасные изделия – определяем гистологический состав: что положили в эту колбасу. В тушенке определяем состав, массовую долю белка (это ее пищевая ценность), массовую долю мяса и жира. Например, в конце прошлого года проводили такой рейтинг, и получилось, что в большинстве образцов тушенки она составляет 20–22 процента вместо 58, необходимых по рецептуре. А остальное – соя, субпродукты и другие ингредиенты, которых там не должно быть.
После того как мы провели исследование, собирается дегустационная комиссия, которая формируется из незаинтересованных квалифицированных специалистов. Они оценивают продукцию с учетом результатов исследований.
– Все ли продукты доходят до дегустации? Бывает, что лабораторные исследования говорят: это есть нельзя?
– Бывает. Однажды обнаружили в грибах превышение токсичных элементов. Если продукция фальсифицирована жирами растительного происхождения, если в мясных консервах или колбасе присутствуют соевые ингредиенты, каррагинан, крахмал, камедь, продукция снимается с дегустации.
Информация о рейтинговых испытаниях доводится через СМИ до покупателей, информируем администрацию края, минсельхоз, Роспотребнадзор, чтобы они проверили предприятия, выпустившие некачественную продукцию. Или в торговые сети, которые ее закупают. Продавцов тоже информируем, чтобы они знали, чем торгуют. Направляем результаты рейтингов предприятиям-изготовителям для принятия мер…
– И что в итоге? Вот вы обнаружили: это масло есть нельзя, а эта колбаса – сплошная соя и добавки. Проинформировали всех. Дальше-то что? Какие меры принимаются? Кого наказывают?
– Это вопрос не к нам, ЦСМ наказывать не имеет права. Функции контроля возложены государством на Роспотребнадзор. Как специалист я вижу, что качество и безопасность пищевой продукции с каждым годом ухудшаются. На рынке много фальсификатов.
– Почему?!
– К сожалению, со стороны государства упущен контроль за качеством и безопасностью продукции. Органы Роспотребнадзора согласно закону могут заходить на предприятие не чаще одного раза в три года. А фактически – еще реже. Если на малом предприятии работает от 15 до 100 человек, их вообще не будут проверять, делай что хочешь. Был же дан приказ с самого верха: малый бизнес не трогать, «не кошмарить». Вот и не трогают. А получается, что «кошмарят» покупателя, подсовывая ему то, что есть нельзя.
Например, в 2014 году мы провели три рейтинга молочных сосисок. Более 80 процентов образцов не соответствовало рецептуре. А в 2015 году – уже 100 процентов! Из 13 закупленных образцов докторской колбасы только один можно было назвать докторской колбасой. В остальных – каррагинан, соя, крахмал…
– Что такое каррагинан?
– Это пищевая добавка, которая применяется для связывания влаги. Чтобы колбаса имела красивый вид – без бульонно-жировых отеков под оболочкой. Помните, были такие на советской колбасе? Она пусть и имела непрезентабельный вид, но была вкусной и пахла колбасой. Сегодня в сливочном масле может встречаться краситель каротин, который дает желтый цвет. В хлебе, масле и молочной продукции вообще не должно быть консервантов и красителей, а они применяются!
В мировой пищевой промышленности сейчас используется около двух тысяч пищевых добавок – для связывания влаги, усиления цвета, вкуса и т. д. В России разрешено около 400 из них, причем процентов 80 завозится из-за рубежа. Стали применяться фосфаты. По данным таможни, в Россию ввезен миллион тонн пальмового масла. Как вы думаете, для чего?
– Насколько я знаю, его в производстве мыла используют.
– Если бы… В продуктах питания у нас его используют.
– Вы еще в советские времена работали. Раньше контроль был строже?
– Безусловно! Я 20 лет отработала в государственном надзоре – тогда у ЦСМ была такая функция, а в 2004 году у нас ее отняли (в части контроля продуктов питания). Мы могли внезапно приехать на любое предприятие и провести проверку. А сейчас внезапные проверки запрещены – Роспотребнадзор проводит их по плану, который заранее публикуется, с ним знакомы и продавцы, и производители.
– Хорошая проверочка. Всегда можно успеть спрятать концы в воду.
– Раньше, если мы находили нарушения, то принимались достаточно жесткие меры. Вплоть до закрытия предприятия. А сейчас… бизнес нельзя трогать.
В советских ГОСТах не было разделения на качество и безопасность. А сейчас разделили. Взять ту же колбасу. Главное, чтобы там не было ртути, камеди и прочих опасных веществ. Лишь бы покупатель не отравился. А то, что ее сфальсифицировали, добавили сою, каррагинан… Положили субпродукты в тушенку, мяса не доложили… Ничего, это же не смертельно. У нас разрушена система технического регулирования, не соблюдаются технические регламенты Таможенного союза. Все это набирает обороты.
– Неужели вам как профессионалу не обидно? Проводите исследования, бьете во все колокола, а вас не слышат?
– Конечно, обидно. Центр стандартизации и метрологии обеспокоен состоянием дел, которые складываются сегодня на рынке с качеством и безопасностью продукции. Все это отразится на здоровье нации, будущих поколений. У людей уже испорчен вкус. Мы как-то проводили рейтинговую оценку сосисок и в одной торговой сети поставили стол с образцами продукции под номерами, без названий. Давали пробовать покупателям, спрашивали, какие сосиски им больше нравятся. Оказалось, что те, в которых было много пищевых добавок.
Мое большое убеждение: виновато государство. Которое ослабило контроль.
– Говоря о некачественных продуктах, мы почему-то стыдливо умалчиваем о таком нематериальном понятии, как совесть. Мне кажется, у тех, кто производит такие сосиски, о которых вы упомянули, ее просто нет. И здесь надо рассматривать вопрос не только с точки зрения технологий, но и с нравственных позиций…
– Согласна. Производитель часто руководствуется как раз понятиями материальными – хапнул денежку и все. Но есть и другой момент: торговые сети диктуют ценовую политику. Допустим, я говорю как производитель: «Я вам поставляю хорошую, качественную колбасу по 400 рублей». Торговые сети отвечают: «У нас ее не купят. Сделайте нам по 250». Вы приходите к технологу и говорите: «Давай делать колбасу по 250 рублей». Он и делает. Из сои, субпродуктов и пищевых добавок…
– Получается, что дело не только в недобросовестных производителях? Экономическая ситуация в стране, низкая покупательная способность населения – еще одна из причин того, что наши прилавки завалены фальсификатами?
– Получается, так…