Корабли во льду Как зимует енисейский флот

Корабли во льду Как зимует енисейский флот

Мало кто из нас, людей сухопутных, задумывается, куда же исчезают корабли на Енисее после окончания навигации. Все эти баржи, теплоходы и буксиры, которые полгода подряд перевозят грузы вверх-вниз по реке, ее притокам. Где работают зимой матросы, капитаны?

Оказывается, с наступлением холодов жизнь на реке не затихает. Суда осматривают, «лечат» – ремонтируют и модернизируют. Командам тоже есть чем заняться – именно они являются главными приемщиками всех выполненных работ, а зачастую и сами активно участвуют в ремонте.

«Парковка» для профи

Крупного порта, такого, как показывают в кино, где можно было бы полюбоваться на суда, в нашем городе нет. Поэтому весь рабочий процесс скрыт от глаз обывателей. Все зимние процедуры на теплоходах и баржах в краевом центре проводятся в Красноярском судоремонтном центре, что располагается недалеко от остановки «Затон» на правом берегу.

Судоремонтный заводЗдесь настоящая зимняя стоянка для кораблей, где их осматривают, а в случае нужды ремонтируют. Десятки судов стоят борт к борту в несколько рядов. На зимовку в этом году остановилось 177 судов. Когда смотришь на них, возникает вопрос: как же их сюда загнали? Действительно, «припарковать» пускай даже одну многотонную махину к этому пирсу – занятие не такое уж легкое и для профессионала.

Всего таких больших речных «паркингов» на Енисее три – Красноярский судоремонтный центр, Подтесовская и Ермолаевская ремонтно-эксплуатационные базы флота. Самый глубоководный затон находится в Подтесово. Здесь базируется около трех сотен судов – барж и теплоходов. Часть ремонтируется прямо на льду, другие – на слипе – покатом берегу, который позволяет как спускать суда на воду, так и поднимать их из воды.

Каждая база имеет свою специфику. В Ермолаево к навигации готовят в основном нефтеналивной флот. Тот самый, который во время северного завоза обеспечивает Эвенкию и Таймыр топливом. Здесь расположен единственный на Енисее так называемый нефтезачистной счал, на котором суда чистят от остатков ранее перевезенных ГСМ.

В Красноярске же два плавучих дока – две огромные баржи с высоченными стенами. Внутрь каждого такого сооружения можно загнать сразу несколько судов, отремонтировать и вновь спустить на воду. В доке, несмотря на отсутствие крыши, всегда комфортный «климат», но стоит подняться на самую верхотуру – на стену, и ветер тут же сбивает с ног.

В Енисейском речном пароходстве этой зимой планируют отремонтировать 464 единицы флота.

Команда всегда на корабле

Судоремонтный заводТеплоход «Капитан Лобастов» – одно из самых больших грузовых судов на Енисее. Уже весной этот корабль станет настоящим домом для команды – капитана, помощников капитана, механиков, матросов. Здесь, как и в настоящем большом доме, несколько этажей – каюты для членов экипажа, кухня, называемая флотским камбузом, машинное отделение… И на самом верху святая святых – рубка. Повсюду чистота и порядок. Хотя, казалось бы, на стоянке можно и расслабиться. Но на флоте все строго.

Сейчас на борту каждый день собирается лишь часть команды – проводит плановый ремонт и следит за судном. Остальные в отпусках.

Все на корабле должно работать как часы. Обычно члены экипажа, которым предстоит ходить на теплоходе всю навигацию, сами отвечают за слесарную часть и принимают работы, которые проводят узкие специалисты. Ведь в плавании любая мелкая поломка может оказаться большой проблемой.

Самый главный объект ремонта – два огромных дизельных двигателя по тысяче лошадиных сил каждый – в разобранном состоянии. Чтобы оценить масштаб работ, достаточно сказать, что гигантские поршни доходят механику (который немаленького роста) Сергею Акулову почти до плеча.

Это лишь автомобилистам кажется, что снять-поставить любую деталь на двигатель – дело плевое. Тут, чтобы вытащить поршень из цилиндра, приходится использовать специальный кран.

Впрочем, и запас прочности тут с легковушкой не сравнить. К примеру, средний ремонт, как его называют речники, планируется раз на сорок тысяч часов «пробега». Для понимания – за навигацию теплоход нарабатывает до двух с половиной тысяч моточасов.

Рано на прикол

Речники, в отличие от авиаторов или автомобилистов, мало знакомы с такой проблемой, как старение техники. Конечно, назвать суда, на которых работают наши матросы и капитаны, молодыми нельзя. И обновление со временем, естественно, потребуется.

«Капитан Лобастов», к примеру, построен в 1971 году. Однако в теплоходе по сравнению с той же машиной заложен огромнейший потенциал и запас прочности. Да и требования Речного регистра ничуть не мягче, чем требования, предъявляемые к воздушным лайнерам. По словам Акулова, эти суда еще будут ходить и ходить по Енисею. По крайней мере, свою миссию по доставке грузов они выполняют достойно и в срок.

Впрочем, обновление флота в пароходстве тоже идет. На Красноярской судоверфи строятся баржи и паромы для нужд речников.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Вымороженный, или углубленный, ремонт

ремонт суднаВ тех местах, где Енисей замерзает по-настоящему, от берега до берега и надолго, корабли во время зимней стоянки оказываются буквально скованными льдами. Возможность перевести корабль в сухой док есть не всегда, да зачастую это и нецелесообразно.

Но ремонт, как ни крути, проводить все равно необходимо. Для того чтобы добраться до винтов и рулей, мастерам приходится использовать довольно оригинальную технологию так называемой выморозки. Прямо за кормой команда вырубает колодец, таким образом постепенно добираясь до нужных агрегатов.

Работать в такой природной «мастерской», как ни странно, довольно комфортно. Ледяные стены надежно укрывают ремонтников от ветра и снега.

Правда, такой ремонт не всегда возможен. Ведь для этого лед должен быть определенной толщины, чтобы можно было углубиться на достаточную глубину. Тонкий лед такой возможности не дает.

Лед может причинять речникам немало других хлопот. Раньше в Красноярске суда зимовали прямо на берегу Енисея. Во время ледохода они частенько повреждались, бывало, что их уносило вниз по течению, где корабли тонули.

Чтобы избежать подобных потерь, в начале прошлого века – еще до революции 1917 года – в нашем городе построили затон. Тогда в нем свободно размещалось около ста кораблей. Это укрытие позволяло избежать ледяных атак на суда во время зимовки.

Когда появилась Красноярская ГЭС, образовалась полынья, Енисей в городе уже не замерзал, и проблема спасения судов перестала быть актуальной.

Сейчас в затоне размещается Красноярский судоремонтный центр.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
30 апреля 2024
Кто и на каких условиях может оформить льготный кредит на квартиру?
До 2031 года продлили программу выплат по 450 тысяч рублей многодетным семьям в помощь на погашение ипотеки. По поручению главы государства
Без рубрики
30 апреля 2024
Победить врага внутри себя
Сегодня существует масса методик лечения наркомании. Клиники предлагают не только медикаментозное избавление от зависимости, но и плазмаферез или внутривенное лазерное
Без рубрики
29 апреля 2024
Как вернуть тепло в дома
В № 18 от 8 марта 2024 года газеты «Наш Красноярский край» был опубликован материал «Если холодно в квартирах». Поводом для