«Чем больше в армии дубов, тем крепче наша оборона», «Солдат спит – служба идет» – поговорки из армейского фольклора 80-х годов прошлого века наглядно демонстрируют отношение молодежи того времени к вооруженным силам, к долгу перед Родиной. Прошло 30 лет, и сегодня министр обороны Сергей Шойгу уверяет: все давно не так. Армия изменилась. Чтобы донести это до парней призывного возраста, глава военного ведомства не считает зазорным мотаться по стране, чтобы лично рассказывать об армейских реформах.
Отслужу как надо
Студент и армия – щекотливая тема. Те, кто поступил в вуз, в котором нет военной кафедры, вынуждены находиться под психологическим прессом и воспринимать службу как висящий над головой дамоклов меч – а ну как заберут? Сужу об этом по личному опыту – повестка в военкомат аккурат после окончания четвертого курса университета и двухгодичная «командировка» на Дальний Восток оптимизма поначалу не добавила.
С другой стороны – а кому (не дай бог, конечно) в случае чего воевать? Срок срочной службы и так сокращен до одного года. Из 537 тысяч выпускников российских вузов солдатами становятся лишь 6–7 %. Для создания полноценного мобилизационного резерва этого крайне недостаточно. Тем более что сейчас рядовой Российской армии совсем не тот, что пять лет назад. Это образованный, подкованный человек, в руках которого – сложное вооружение и военная техника.
Значит, парней надо готовить. И при этом, как выяснилось, тем же студентам совсем не обязательно для этого отправляться в казармы. Выполняя поручение президента Владимира Путина, министерство обороны страны разработало новую систему мобилизационной подготовки учащихся в высших учебных заведениях. Для того чтобы рассказать о ее особенностях, Сергей Шойгу специально приехал в Красноярск. В библиотеке СФУ он встретился с красноярскими студентами и в течение двух часов отвечал на их вопросы.
Суть нововведения заключается в следующем. Студенты четвертых-пятых курсов будут проходить двухгодичное обучение на военных кафедрах или в специальных межвузовских учебных военных центрах. После этого последуют трехмесячные военные сборы. По их итогам выпускники получат военный билет и будут считаться прошедшими срочную воинскую службу. Стартует новая программа уже этой осенью, начиная с 1 сентября. И наш Красноярский край, по словам министра, скорее всего, попадет в программу одним из первых в России.
С одной стороны, таким образом можно будет реально снизить число уклонистов от службы. С другой – готовить резервистов по наиболее востребованным воинским специальностям без призыва в вооруженные силы.
Военная наука
Сергей Шойгу особо подчеркнул, что участие в такой программе – дело сугубо добровольное. Иными словами, можно выбрать и такой вариант, как реальная годичная служба в войсках после окончания вуза. Предвижу некий скепсис: да кто ж туда пойдет? Ошибаетесь – уже идут, и еще как. В те же научные роты, что созданы в армии для талантливой, образованной молодежи. Затевались они как эксперимент, а сейчас в них конкурс 15–16 человек на место!
– Для нас было бы проще встретить вас в одночасье с новенькими дипломами, коротенько подстричь и отвезти туда, куда нам нужно, но нам сегодня нужен другой солдат – подготовленный и высокопрофессиональный защитник Отечества, – сказал ребятам Сергей Шойгу. – Поэтому мы финансируем научно-исследовательские и конструкторские работы таких групп, ожидая от них понятных результатов.
Результаты не заставили себя долго ждать – только за первые четыре месяца действия таких рот ребята выдали три изобретения и 40 рационализаторских предложений, которые уже внедряются в войсках. Пока таких рот четыре, скоро будет 15. И что интересно – 80 % парней, отслуживших в них, остаются в армии – уже по контракту: на космодромах, в космических войсках, РВСН и так далее. Интересная работа, уникальная воинская специальность, разного рода льготы и достойная зарплата – армия, похоже, действительно становится престижным и почетным местом не только на словах.
– Я более чем уверен, что совсем скоро говорить «я не служил в армии», хвастать, как от нее удалось ловко «откосить» будет просто неприлично, – говорит Сергей Шойгу. И ему хочется верить!