У нас успешно работает такой мощный конгломерат предприятий космической отрасли, которым не может похвастать ни один другой субъект Федерации.
Это «большая космическая четверка». ОАО «Красноярский машиностроительный завод» производит ракеты. Не только военные, но и те, которые способны выводить на орбиту спутники. Те, в свою очередь, проектируются и производятся в Железногорском ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнева». Красноярское КБ «Искра» эти спутники эксплуатирует, предоставляя самые современные услуги связи не только в крае, но и в стране. А наш знаменитый вуз – Сибирский государственный аэрокосмический университет им. М. Ф. Решетнева – готовит высококлассных специалистов не только для этих трех предприятий, но и для всей космической отрасли.
Словом, наш край – крупнейший космический центр. Помните об этом. И если где-нибудь на отдыхе за границей вас спросят, что же такое Сибирь, Красноярск, попробуйте обойтись без штампов. Скажите просто: «Хайтек. Спэйс. Решетньов. Бэллистик мэссайлз «Синьева» фор сабмаринс. Бустерс. Сателлайт констеллейшн GLONASS…»* Пусть знают, что мы тут не лыком шиты, а любой человек Земли может увидеть в ночном небе и наши, красноярские звезды.
«Еще мы делаем ракеты…»
Каких-то лет 25 назад нельзя было и представить, что статья, которую вы сейчас читаете, могла появиться в массовой газете. Что в ней будет вот так запросто упоминаться Красмаш как производитель баллистических ракет, будут звучать их названия, краткие технические характеристики. Конечно, красноярцы всегда понимали, что завод выпускает не только холодильники «Бирюса», но и кое-что посерьезней, но вслух об этом, да еще в незнакомой компании, мог говорить только сумасшедший: секретное предприятие, все его сотрудники давали подписку.
Впрочем, таковым оно продолжает оставаться и сейчас, но времена меняются, завеса тайны немного приоткрыта, и сегодня, послав запрос в пресс-службу, журналист может получить ответ – и об истории предприятия, и о его продукции. Разумеется, в том объеме, который не раскроет всех государственных секретов.
Предприятие на два года старше Красноярского края, оно было образовано в 1932 году. Начальником строительства и первым директором завода с 1932 года по 1937 год был Александр Петрович Субботин. Завод строился в чистом поле – там, где он сейчас стоит, летом суслики бегали, а зимой мела поземка. Красмаш дал жизнь всему правобережью Красноярска. Первенец красноярского машиностроения создавался, чтобы производить оборудование для горнодобывающей промышленности. Здесь выпускались драги, экскаваторы для золотых приисков и т. д. Во время войны – пушки, минометы, авиационные бомбы и морские мины, а после войны – современные артиллерийские системы ПВО.
В феврале 1958 года, в самый разгар холодной войны, начинается ракетная история завода. Почему ракеты решили делать именно в Сибири, понятно без объяснений – подальше от западных границ. Планировался в Красноярске-26 филиал Красмаша – предприятие под землей. И уже были сделаны первые шаги. Но когда в марте 1959 года Н. С. Хрущеву, приехавшему в край, доложили, что «сооружение под землей одного квадратного метра обойдется примерно в 10 раз дороже», он отменил решение.
Летом 1960 года на Красмаше побывал Сергей Павлович Королев. Но приезд главного конструктора советских ракетно-космических систем был настолько засекречен, что сейчас ни в одном из архивов Москвы и Красноярска невозможно обнаружить даже случайных упоминаний о точной дате его приезда и отъезда. В 2007 году на здании заводоуправления появилась памятная доска, но и на ней указан лишь год.
В апреле 1961 года завод начал выпуск первой одноступенчатой баллистической ракеты среднего радиуса действия. В 1964 году приступил к выпуску ракеты-носителя для выведения на различные орбиты легких спутников. Серийно ракета-носитель изготавливалась до 1971 года, потом ее производство передали в Омск. К 2000 году она вывела на разные орбиты более 1000 искусственных спутников Земли. Сегодня макет ракеты-трудяги стоит у входа в здание КрасГАУ.
С середины 60-х годов Красмаш начал серийно выпускать баллистические ракеты для подводных лодок. Последняя носит еще одно имя – «Синева». Были ли столь же «ласковые» имена у предыдущих, история умалчивает.
В 1989 году Красмаш вернулся к изготовлению космической техники, освоив производство базовых модулей разгонного блока для ракет-носителей «Протон». В 1997 году – для ракеты «Зенит-3SL» – части проекта «Морской старт». Всего было освоено 14 модификаций.
Сегодня на Красмаше создают новый унифицированный разгонный блок для ракет-носителей, который будет иметь улучшенные энергетические характеристики за счет нового жидкостного ракетного двигателя на дешевых и экологически чистых компонентах ракетного топлива.
Другие подробности? А с какой целью интересуетесь?
Красноярск на всех орбитах
Помню, лет 10-12 назад во Дворце спорта им. И. Ярыгина проходила выставка Красноярского Аэрокосмического салона. В числе других экспонатов – два спутника, сделанных в научно-производственном объединении прикладной механики им. М. Ф. Решетнева – так тогда называлось ОАО «Информационные спутниковые системы», что в Железногорске. Кажется, тогда впервые подобную продукцию выставили на всеобщее обозрение. Сверкающие, фантастические машины – невозможно было оторвать взгляд. Вход на выставку был свободный.
И помню лица двух случайных туристов-иностранцев, которые забрели сюда поглазеть на космические достижения этих загадочных русских. На спутники они смотрели с огромным уважением. Тихо перешептывались, качали головами, и спрашивали, можно ли потрогать эти совершенные произведения. Разрешили.
Представляю, как бы они удивились, узнав, что здесь, в заснеженной Сибири, этих самых спутников производилось и производится более 40 типов и названий!
Эти имена звучат как музыка. Под которую хочется вытянуться в струнку и отдать честь людям, которые построили «во глубине сибирских руд» грандиозное предприятие космической отрасли и развивают такие высокие технологии, за которыми остальной «цивилизованный» мир пусть еще попробует угнаться. Этот мир, кстати, с удовольствием пользуется нашими спутниками, участвует совместно с «ИСС» в космических программах.
Научно-производственное объединение было создано в 1959 г. как восточный филиал ОКБ-1 Сергея Павловича Королева. Его руководителем был назначен Михаил Федорович Решетнев – ученик и соратник Королева.
В 70-х годах решетневцы начали осваивать геостационарную орбиту (ГСО) – самую коммерчески востребованную область околоземного пространства. С тех пор и по сей день ОАО «ИСС» обеспечивает национальные интересы в области спутниковых телекоммуникаций на ГСО, поддерживает непрерывную работу систем спутниковой связи, телевещания, ретрансляции, наращивает их новыми аппаратами.
В 1982 г. на орбиту был выведен первый космический аппарат глобальной навигационной спутниковой системы – ГЛОНАСС, разработанный в ОАО «ИСС». В 2003 году в соответствии с Федеральной целевой программой предприятие приступило к ее модернизации современными космическими аппаратами «ГЛОНАСС-М». Не все было гладко с этими спутниками – то они не выводились на орбиту, то не работали… Было много скандальных и язвительных публикаций в прессе. Однако всем злопыхателям назло можно констатировать: русская навигационная система, сделанная в Сибири, работает, ей уже пользуются транспортники, военные, геодезисты, простые граждане. Причем ГЛОНАСС работает и в высоких северных широтах, где американский конкурент дает сбои.
Сегодня на рынке производства спутников почти такая же конкуренция, как на рынке легковых автомобилей. Но железногорское предприятие эту конкуренцию успешно выдерживает.
Вас вызывает Таймыр. Из космоса
Если о ракетах и спутниках жители края хорошо наслышаны, знают, где их делают, в общих чертах представляют, как они выглядят и зачем летают, то еще об одном звене той самой «космической четверки» имеют смутное представление. Разве мы задумываемся, поднимая трубку телефона, включая телевизор или заходя в Интернет, благодаря чему и кому все это работает? Как устроено? Почему, приехав в самый отдаленный уголок края, на самые дальние его «севера», мы имеем возможность позвонить по сотовому или стационарному телефону на любой континент? Включить телевизор и смотреть практически те же каналы, которые смотрят жители столицы края? Пользоваться хоть и не очень быстрым, но Интернетом? Получить деньги в банкомате? Многие из нас принимают эти достижения прогресса как должное.
А ведь так было не всегда. Еще в 70-80-е годы прошлого века звонок с «северов» края, из какого-нибудь глухого поселка на материк представлялся делом долгим, сложным: или единственный телефон на весь поселок, или рация в сельсовете связывали население этого богом забытого места с Большой землей. Телевизор был просто не нужен – до ближайшей телевышки сотни километров.
Тем, что эти дремучие времена остались в прошлом, мы обязаны в том числе и одному из самых передовых в стране предприятий спутниковой связи – красноярскому конструкторскому бюро «Искра».
КБ «Искра» было образовано в 1993 году на базе КБ завода телевизоров. Они, как мы теперь знаем, были далеко не главной его продукцией. Здесь выпускали самые современные на то время системы связи для Министерства обороны. Например, подвижные командные пункты управления ракетными комплексами автомобильного базирования…
В 1970-90-х годах завод телевизоров выпускал крупными сериями целую гамму станций спутникового телевидения собственной разработки. Это был настоящий прорыв. Благодаря красноярским специалистам жители СССР смогли принимать телевизионный сигнал в самых отдаленных уголках страны. За эту грандиозную работу завод был отмечен дипломами престижных российских и международных выставок, более 40 сотрудников награждены медалями ВДНХ, орденами и медалями СССР.
Проще сказать, чего КБ сегодня не умеет делать в области космической, цифровой связи и всевозможных коммуникаций, чем перечислить, что делает.
– Сейчас мы возрождаем направление, которым занимались еще специалисты телевизорного завода – разрабатываем оборудование связи. Наше, российское! – с гордостью говорит Александр Сашенко, заместитель коммерческого директора предприятия. – Одно из последних достижений – саморазворачивающаяся антенна для мобильных комплексов спутниковой связи. Такая антенна монтируется на автомобиль, он может приехать в любую точку, где нет связи, антенна разворачивается, с помощью компьютера наводится на нужный спутник, и пожалуйста…
Молодежь стремится к звездам
Было бы странно, если бы в крае, имеющем такую широкую линейку космических производств, не существовало вуза для подготовки соответствующих специалистов. То, что он необходим, прекрасно понимали руководители космической отрасли СССР. Специалистов для «звездных» предприятий решено было здесь же, в Сибири, и обучать, в стране их остро не хватало.
30 декабря 1959 г. вышло Постановление Правительства СССР № 1425 «Об организации заводов-втузов». Красмашзавод оказался в числе пяти крупных предприятий страны и единственным в оборонном комплексе, кому было поручено готовить специалистов для ракетно-космической отрасли по новой форме, когда настоящая работа на производстве сочетается с занятиями в учебных аудиториях.
– Учиться было очень нелегко, – вспоминает выпускник завода-втуза 70-х годов, ракетчик Николай Денисенко. – Программа сложнейшая – физика, математика, сопромат, требования «зверские», преподаватели блестящие. Не было скидок на то, что в аудитории мы часто приходили от станка, отработав смену, с ног валились. Но зато из нас делали таких инженеров, это была такая школа… что потом выпускник втуза на любом предприятии, не обязательно космическом, чувствовал себя как рыба в воде, был нарасхват.
Вуз, несмотря на все перемены в российском образовании, и сегодня сохранил эту традицию: высочайшее качество подготовки специалистов. В космической отрасли недоучкам и халявщикам не место. Конкурс – всегда огромный, образование – фундаментальное.
В 1989 году завод-втуз был преобразован в Красноярский институт космической техники. В 1992-м – в Сибирскую аэрокосмическую академию. В 2002 году академия стала университетом.
Сегодня в его стенах учатся 11 тысяч студентов по более чем 20 специальностям. Вот лишь самые престижные. Ракетные комплексы и космонавтика. Проектирование, производство и эксплуатация ракет и ракетно-космических комплексов. Проектирование авиационных и ракетных двигателей. Системы управления летательными аппаратами… Звучит? Еще бы.
– Наш вуз уникальный, за Уралом – единственный. За выпускниками выстраивается очередь работодателей, но мы не можем удовлетворить все запросы, – говорит ректор КрасГАУ Игорь Ковалев. – Например, на Байконуре (где наши ребята проходят практику) сейчас порядка 300 вакансий, но у нас нет «лишних» выпускников. Дело в том, что специалистов мы готовим по госзаказу наших предприятий (Красмаш, «ИСС им. Решетнева», «Красноярскгеофизика», «Вертолеты России»). Под эти заявки нам даются бюджетные места, и выпускник гарантированно получает работу на предприятии. Есть учебно-военный центр, где мы готовим кадры для РВСН, офицеров.
Несколько лет назад у нас работала программа «Космическая одиссея». Группа студентов осваивала в Звездном городке программу подготовки космонавтов – все по-серьезному: центрифуги, барокамеры. Сейчас думаем ее возродить. Наша мечта: посоревноваться с МАИ, у которого уже несколько десятков выпускников побывали в космосе. Кто знает, может когда-нибудь и выпускник СибГАУ, красноярец, полетит к звездам?