Трудно сказать, как выглядел бы край сегодня, если бы без малого полвека назад его не возглавил Павел Стефанович ФЕДИРКО. Находясь с 1972 по 1987 год на посту первого секретаря Красноярского крайкома КПСС, этот человек приложил колоссальные усилия к тому, чтобы максимально увеличить хозяйственный, культурный и научный потенциал огромного региона. Красноярье получило такой мощный импульс к развитию, который сказывается и поныне. Движение вперед стало необратимым. 13 сентября Павлу Стефановичу Федирко исполнилось 85 лет.
Проверка на прочность
Когда Федирко назначили на должность первого секретаря, ему было всего 40 лет. Самый молодой руководитель подобного ранга в стране. Однако экономику Красноярья он уже знал от и до: прошел, как тогда говорили, все ступени карьерной лестницы. Начинал мастером паровозоремонтного завода в Норильске. Трудовые ресурсы в те времена здесь держались почти полностью на заключенных.
– Меня взяли мастером на завод. Бригада – около 40 зеков, не политических – воров. И всего двое вольных – я и мой заместитель, – вспоминает Павел Стефанович. – Через месяц заместителя убили прямо в цеху, в ночную смену забили прутами. Мне помогла ростовская закалка. Одновременно пытался справедливо к заключенным относиться. И, в принципе, меня зауважали. Получилась достаточно хорошая бригада.
Новоиспеченного мастера заметили. Поручили работать в горкоме комсомола, а чуть позже – главным инженером и директором ремонтно-механического завода, первым заместителем председателя горисполкома. Потом – партийная работа. Первый секретарь Игарского горкома партии, секретарь парткома военной стройки «Ужур-4», заведующий отделом оборонной промышленности крайкома партии, первый секретарь Красноярского горкома партии, второй секретарь Красноярского крайкома. Главой огромного края он стал, имея за плечами немалый хозяйственный и жизненный опыт. И, что особенно важно, у него уже сформировалось четкое представление о том, по какому пути нужно двигаться региону.
Красноярские десятилетки
В начале 70-х годов прошлого века край отставал от всех без исключения сибирских регионов – по всем показателям. Именно тогда Павел Федирко вывел формулу, которая справедлива и сегодня. Сила экономики края должна заключаться в комплексном ее развитии, в ориентации на собственные возможности. Эта формула получила практическое воплощение в программе «Развитие производительных сил Красноярского края на 10 лет». Те самые знаменитые «красноярские десятилетки», о которых вскоре заговорила вся страна.
– Тогда тоже к программам относились не очень-то просто. То есть они принимались, но не осуществлялись. И денег не давали. И внимания, соответственно, не было. За каждым пунктом программы надо было бегать в министерства, выбивать средства. А мы выскочили за счет того, что провели внутреннюю краевую мобилизацию, – раскрывает секрет успеха Федирко. – Мы не просто эту программу приняли, а разложили ее по полочкам. Что должен решать союзный уровень, что краевой, городской – вплоть до села, сельского совета все расписали. Везде назначили ответственных. И каждый знал в крае – вот у него круг вопросов, он за них отвечает. Плюс придумали ряд движений: «Красноярский миллиард дополнительной продукции», «Превратим Сибирь в край высокой культуры» и так далее. Вот это все и сложилось. Вышли на первое место в Сибири по темпам роста.
Новая культура
Но не одним производством жив человек. Павел Федирко занял активную позицию по строительству в крае спортивных и культурных объектов. Признается: когда в первый раз приехал в край из Ростова, Красноярск ему не понравился. Хибары, халупы, отсутствие благоустройства, инфраструктуры. Он понимал: если не добиться притока интеллигенции – инженеров, техников, артистов, музыкантов, писателей, художников, – толку не будет. Нормальное общество означает наличие соответствующей прослойки культурных людей. Так возникла идея создать оперный театр. Тоже в комплексе: с цехами для пошивки костюмов, строительства декораций, общежитием для артистов.
– Потом другой вопрос возник – где кадры будем готовить? И оперный потянул за собой хореографическое училище, институт искусств. То есть мы полностью закрыли инфраструктуру для нормального существования театра, – говорит Павел Стефанович. – Так вот и формировали нужный интеллектуальный уровень в Красноярске и в крае. И за счет этого выиграли. Если бы мы этого не сделали, ничего не получилось бы и с темпами роста промышленности. Появилось другое отношение, иная культура. В край потянулись люди, стали приезжать сюда жить.
Вдумайтесь, за 1972–1987 годы население краевого центра выросло более чем на 240 тысяч человек! Самый высокий прирост за всю историю Красноярска. В этот период в городе вводили до 420 тысяч квадратных метров жилья ежегодно. Из подвального и барачного жилья красноярцы расселялись по новым квартирам.
– Затеяли благоустройство – Предмостная площадь, Стрелка. Снос ветхих домов здесь был колоссально большой, – рассказывает Федирко. – Мы буквально выкручивали директоров предприятий, за их счет сносили, потому что денег нам не давали столько, сколько нужно. А ведь что там творилось! Вся набережная была завалена хламом, мусором, который сбрасывали с обрыва к Енисею. Территория была загажена настолько, что проблему пришлось решать в комплексе. Построили Дом Советов городской, оперный, расчистили место между ними, сделали там площадь.
Рядом с земляками
В 1987 году Федирко «забрали» в Москву. На повышение. Уезжать не хотел, но приказы не обсуждают… Тем не менее Павел Стефанович никогда не терял связи с земляками. Был представителем в Совете Федерации Федерального собрания РФ от администрации Красноярского края, советником губернатора. К его мнению по-прежнему прислушиваются руководители самых разных рангов. Красноярье было и остается его жизнью, его судьбой:
– Нигде больше нет таких красот природы, как здесь. Раньше я каждый год минимум три раза объезжал его сельхозрайоны на машине. Сначала на юг – города, совхозы, колхозы. Потом на запад, на восток. Полторы тысячи километров за неделю наматывал. Едешь, смотришь вокруг и радуешься – полям, лесам, горам, рекам особенно. Это тоже меня формировало как человека…
Живое наследие
За 15 лет руководства краем Павел Федирко сделал столько, на что при обычном подходе не хватит и целой жизни. В регионе заработали Ачинский НПЗ и глиноземный комбинат, Дивногорский завод низковольтной аппаратуры, Крастяжмаш, Минусинский электротехнический комплекс, КраМЗ, Сосновоборский завод автоприцепов, «Сибволокно», Березовский угольный разрез, Краснокаменский и Ирбинский железные рудники, аэропорты Емельяново и Черемшанка. В столице края были построены Предмостная, Красная и Театральная площади, здания администрации города, Енисейского пароходства, мосты Октябрьский и «777».
Созданы институт искусств, театр оперы и балета, симфонический оркестр. Возведены концертные залы филармонии, культурно-исторический музейный комплекс, Дворец труда, Дворец пионеров, театр музыкальной комедии.
Образован Красноярский филиал Сибирского отделения Академии наук, включающий более десятка институтов и отделов. Введены в строй красноярская БСМП, курорт «Красноярское Загорье», тубдиспансер, кардиоцентр 20-й больницы, лечебный корпус краевой больницы, глазной центр, Институт медицинских проблем Севера, начато строительство госпиталя ветеранов Великой Отечественной войны.
Статус городов получили Бородино, Лесосибирск, Шарыпово.
С 1972 по 1987 год число жителей Красноярска выросло на 240 тысяч человек. Появились новые микрорайоны – Северный, Солнечный, Пашенный, Ветлужанка.
Иннокентий ЖМАКОВ, председатель совета ветеранов органов внутренних дел при ГУ МВД по Красноярскому краю
Павел Стефанович лично знал многих рабочих, колхозников, инженеров, ученых, находил время для живого общения с трудовыми коллективами. Ему была присуща взвешенность в суждениях. Он знал себе цену, но никогда не давил авторитетом, не допускал угроз такого рода, как «я тебя сниму с должности» или «я тебя уволю». У него не было любимчиков, не допускал и шептунов. Безусловно, на службе он на одних опирался больше, на других меньше, но это зависело не от личных симпатий, а от работоспособности человека. При нем кадры подбирались не по личной преданности, а по деловым качествам.