Меню Поиск
USD: 79.33 +0.46
EUR: 92.62+0.02
№ 53 / 839

Кто остановит хамов на дороге

Лихачам закон не писан

В правила дорожного движения введено понятие «опасное вождение», но наказания за это нарушение пока нет. Сейчас законопроект о внесении новых штрафов в КоАП, предложенный МВД, проходит общественное обсуждение. Однако до сих пор немало скептиков, сомневающихся в том, что нововведение способно навести порядок на дорогах.

Все же есть нюансы

На самом деле определение «опасное вождение» в правилах объясняется просто и понятно. Это неоднократное совершение одного или нескольких действий на дороге, заключающихся в невыполнении требования уступить дорогу соседу по трассе, который пользуется преимуществом. Сюда же относят и неоднократное перестроение при интенсивном движении, когда все полосы заняты, за исключением случаев поворота, разворота или объезда препятствия. Несоблюдение дистанции, бокового интервала, резкое торможение (если оно совершается не для предотвращения аварии), любимая игра «учителей» на дорогах – препятствование обгону в разных формах – также отнесены к опасному вождению.

Однако все эти действия будут считаться опасными лишь в случае, если приведут к угрозе гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинению материального ущерба. А вот здесь-то и начинаются проблемы.

По словам юриста Дмитрия Провоторова, при кажущейся легкости определений все же есть нюансы:

– В правилах и до этого были понятия, обозначающие преимущество при проезде перекрестков, движении и перестроении по полосам. Также существовало требование не препятствовать обгону. Но дублирование определений не беда. Главный вопрос в том, как определить: угрожало или не угрожало данное действие здоровью, жизни или имуществу? Существуют ли критерии? К примеру, проезд на расстоянии 10 сантиметров от машины, плетущейся в потоке, для «чайника» может показаться опасным, а для опытного водителя нормальным явлением. Но те же 10 сантиметров на скорости 100 километров в час – уже совсем другое и для аса. Мне кажется, будет много споров именно на этот счет. И еще учтите – кто будет мерить эти самые сантиметры? Очень сложно доказать даже с помощью поверенного прибора ГИБДД, не говоря уж о камере наружного наблюдения или регистраторе самого водителя.

Представитель Федерации автовладельцев России в Красноярском крае Егор Фролов говорит, что принятие закона давно назрело, однако также указывает на ряд недоработок:

– Уследить за агрессивными водителями будет не так уж и легко. В особенности в Красноярске. Учитывайте, что фиксация должна вестись от и до. То есть понятие «опасное вождение» само по себе подразумевает некую протяженность во времени. Перестроение, как указано в правилах, должно быть неоднократным. А это может происходить на протяжении нескольких километров, к примеру. Экипаж ГИБДД, если он стоит на месте, не сможет это зафиксировать. Надеяться на камеры наружного наблюдения пока нельзя. В Красноярске их мало, да и не все работают как необходимо. Программа «Безопасный город» пока также не работает, камеры не передают информацию в ГИБДД.

Действительно, на трассах или в малых городах камер видеофиксации очень мало. Так что ловить нарушителей в этих условиях будет проблематично.

Впрочем, в краевом управлении ГИБДД нам сообщили о своих методах борьбы с лихачами. Дело в том, что в каждом районе края действуют так называемые скрытые экипажи инспекторов. Обычная гражданская машина без опознавательных сигналов, оснащенная техникой для фиксации нарушений, едет по трассе или городской дороге, ловит нарушителей в объектив камеры, передает экипажу ГИБДД, стоящему дальше, нарушителя останавливают и оформляют протокол.

Конечно, на каждую улицу такие автомобили не запустишь, так же как и к каждому светофору не поставишь по полицейскому. И все же вероятность попасть в объектив такой скрытой камеры будет останавливать некоторых от лихачества на дороге.

Инспектор в потоке

Есть еще один пока малоиспользуемый резерв для борьбы с любителями погонять – сами законопослушные водители. В краевом управлении ГИБДД нам сообщили, что сейчас на уровне Федерации разрабатывается проект о создании информационного ресурса, куда автовладельцы могли бы отправлять видеозаписи нарушений других участников движения. Естественно, видеорегистратор может фиксировать лишь простые нарушения, не требующие поверки прибора. Пересечение сплошной, не уступил дорогу и т. д. Превышение скорости на такой «радар» уже не зафиксируешь.

По информации краевой ГИБДД, сообщений от водителей по региону много и сегодня. Правда, пока недостаточно отправить видео, необходимо прийти и написать заявление об увиденном и зафиксированном нарушении. Говорят, с развитием технологий отпадет надобность в визите – достаточно будет только представить видеодоказательство вины другого участника, выслав его по почте.

А чтобы у отдельных граждан не возникло желания донести на соседа из желания просто свести счеты, планируется ввести унифицированные программы, исключающие возможность монтажа видео.

Кстати, благодаря заявлениям водителей в России за 2015 год было возбуждено около 56 тысяч дел по административным правонарушениям.

Погоня на миллион

По словам Егора Фролова, Федерация автовладельцев России выходила с предложением о введении ужесточения наказания для злостных нарушителей. К примеру, лихачей, за которыми полиция устраивает погони, предлагалось сразу же лишать прав и штрафовать на миллион рублей.

– Такие погони дают полицейским возможность сразу же фиксировать все нарушения, в том числе и опасное вождение. Ведь в каждой машине экипажа ГИБДД установлены соответствующие приборы. Думаю, после такого любителей острых ощущений резко бы поубавилось.

На самом деле сегодня за каждый тип нарушения, который по отдельности входит в понятие опасного вождения, уже существует наказание. К примеру, если не уступил дорогу, будь добр, выложи 500 рублей, за нарушение правил перестроения – 1,5 тысячи рублей. В МВД предлагают ввести штраф за опасное вождение в размере пяти тысяч рублей.

Поможет или нет, посмотрим. Ужесточение наказания не всегда приводит к желаемым результатам. По крайней мере, не сразу. Введение уголовного преследования за повторную пьяную езду и увеличение штрафов кардинально не изменило ситуацию с ДТП по вине пьяных. В 2015 году аварий по стране фиксировалось меньше, чем в 2014-м, но разница мизерная. При этом до 40 % всех ДТП происходит именно по вине водителей, находящихся в состоянии алкогольного опьянения.

Мировой опыт

В Объединенных Арабских Эмиратах полицейский может сделать замечание за опасную езду без всяких доказательств. Учитывайте, что мнение стража порядка в любом случае, даже при наличии четких критериев, будет субъективным. Это при том что в Эмиратах не существует даже такого понятия, как опасное вождение.

В Соединенных Штатах Америки за такое правонарушение можно попасть за решетку на полгода или заплатить тысячу долларов штрафа. В разных штатах форма наказания может отличаться.

В Великобритании штраф достигает 5 тысяч фунтов. Кроме того, есть вероятность лишиться свободы на два года.

В Австралии – штраф 5,5 тысячи долларов или трехлетнее лишение водительского удостоверения.

Законодатели в разных странах разделяют опасное, агрессивное, безрассудное и необдуманное вождение. Очевидно, что опасно может ехать и «чайник» в силу своей неопытности, не глядя перестраиваться с одной полосы в другую. Но вряд ли он заслуживает такого же наказания, как закоренелый лихач, осознанно исполняющий на трассе различные фигуры «высшего пилотажа».

№ 53 / 839

Комментарии:

Добавить комментарий

Все поля обязательны для заполнения

Свежий выпуск

Видео