Кто «заказывает» кино

«Блокбастерные войны» – часть жизни российской киноиндустрии

Кто «заказывает» кино «Блокбастерные войны» – часть жизни российской киноиндустрии

Мои знакомые часто мне говорили и по-прежнему считают: «Работа в кинотеатре – это же «халява»! Сиди себе да подсчитывай кассовые сборы – никаких проблем». Между тем для того, чтобы запустить на экран кинотеатра хотя бы одну картину, «кинопрокатным» сотрудникам приходится решать настоящие арифметические ребусы и часто проводить свои рабочие дни в телефонных переговорах с московскими дистрибьюторами. Букинг – так называется работа по закупке кинофильмов – это целый мир, со своими правилами и законами.

Мы решали, мы решали…

Помнится, один красноярский директор по кинопрокату – очень умелый управленец в области «синема-маркетинга» и продвижения фильмов – любил в разгар дня зайти в кинопрокатный отдел и устроить сотрудникам экспресс-тест с решением букинговых задачек – чтобы люди всегда были «в тонусе». Отвечать требовалось четко и быстро. И, главное, назубок помнить график всех основных кинорелизов до конца года – это «хребет профессии». С учетом того, что российское кинорасписание могло меняться по нескольку раз в неделю, приходилось «мониторить» ситуацию ежедневно – чтобы не терять профессиональной компетенции.
– Вов, вот скажи мне, на что бы ты сделал ставку в уик-энд во время следующих осенних каникул? Варианта два. Можно взять в наш главный зал продолжение известного российского блокбастера «Бой с тенью – 2». Бренд известный, трейлеры впечатляют, звезд достаточно – как и поклонников продюсера картины «бригадного генерала» Алексея Сидорова. Но «Бой» дистрибьютор просит поставить «полным экраном» (то есть занять картиной абсолютно все сеансы – с утра и до вечера. – Авт.), да еще и на две недели проката. Но меня смущает, что фильм выходит в каникулы – а «Бой с тенью – 2» не для маленьких детей…
– А второй вариант?
– «Пчелиный» мультфильм – голливудский «Би Муви». Думаю, своего зрителя во время школьного отдыха он, бесспорно, найдет. Но этому мульту «полный экран» не грозит. На вечерних сеансах большого спроса, скорее всего, не предвидится. Поэтому нужно «добивать» половину сеансов картиной для возрастной аудитории. Есть вариант с «Гангстером» Ридли Скотта – триллером с Дэнзелом Вашингтоном и Расселом Кроу. Хотя пока не известно, выстрелит ли картина в России, уж больно тема «американская». Предварительный ответ нужно давать сегодня. Твои мысли?
Минута рассуждений, мысленное обращение к графику осенних релизов – и ответ готов:
– При прочих равных я все-таки сделаю ставку на западную продукцию. Это гарантированное качество. А с российскими фильмами, сами знаете, не угадаешь, где ошибешься. Наши киностудии могут выдать очень смотрибельное кино, а могут и «пшикануть» – стабильностью и не пахнет. Кроме того, в следующий уик-энд выходит очередное продолжение знаменитого «ужастика» «Пила». Если в прокате неважно пойдет «Гангстер», мы сможем его заменить на эту картину. А «Бой с тенью» я предлагаю поставить двумя залами поменьше – но на все сеансы. И тогда все останутся в выигрыше – и мы, и дистрибьюторы.
В таких дискуссиях мы проводили практически каждый день. Варианты постоянно менялись, в расчет принимались все новые и новые факторы. Планировать репертуар приходится на полгода вперед. Потому что профессия букера – постоянный «бег по лезвию бритвы». Ошибешься – сразу получишь болезненный удар по своей кассе.

Битвы московских титанов

Но напряженнее всего в кинотеатрах становится, когда два крупных дистрибьютора выпускают свои блокбастеры в один и тот же день либо с разницей в неделю. Часто амбиции москвичей идут «в клинч». Они начинают «маркетинговые войны» за право «расписать» (то есть поставить в репертуар кинотеатров. – Авт.) свою ленту на более выгодных условиях, чем конкуренты. А страдают мультиплексы и, соответственно, зрители. Последний пример: минувший новый год. Компания «Юниверсал» решила показать в праздники отечественный хит «Черная молния» от Тимура Бекмамбетова, а «Каро Премьер», выпускающая в России фильмы «Уорнер Бразерс», – «Шерлока Холмса» от Гая Ричи. С учетом того, что в это время на экранах страны победоносным маршем шествовал «Аватар», очень тяжело было найти достойное место в репертуарной сетке всем релизам.
Поначалу оба дистрибьютора не предпринимали жестких действий. Но на зимнем кинорынке (ежеквартальном российском смотре последних киноновинок) разразился гром. Коллеги, которые побывали на мероприятии, рассказывали, что в кулуарах «Юниверсал» и «Каро» заняли «стальную» позицию: «Если вы сделаете основную ставку на конкурентов, то наш фильм вообще не получите – и будете в Новый год работать только одной картиной». Узкопрофессиональная пресса пестрила комментариями представителей региональных кинотеатров. Выражаясь фигурально, общий мотив был таким: «Баре дерутся – а мы мучаемся. Почему нельзя отказаться от конкурентных споров и выстроить диалог? Чтобы все могли заработать свои деньги без особых потерь…» Это возымело действие. Дистрибьюторы договорились. Возможно, на это повлияла и сумасшедшая касса «Аватара». Когда на экранах уже есть такой колосс, нет смысла ругаться – иначе это пойдет только в плюс ленте Джеймса Кэмерона.

Жребий как предчувствие

Конечно, такого рода «рыночно-битвенные» ситуации случаются все реже и реже. С каждым годом российская киноиндустрия становится более цивилизованной. А в этом году два дистрибьютора – компании «Леополис» и «Каропрокат» – и вовсе подали всем участникам рынка пример, расставив два своих релиза – прямых конкурента – по уик-эндам с помощью… жеребьевки! Дело в том, что изначально в Международный женский день – 2010 должны были выйти картины «Любовь в большом городе – 2» и «Ирония любви». Обе – романтические комедии. Обе – возможные кассовые «бомбы». Но самое интересное, что везде главную роль сыграл один и тот же актер – Алексей Чадов. Ситуация уникальная. И если бы дистрибьюторы не кинули жребий и не определили, кто должен остаться, а кто перейти на другую дату выпуска, получилось бы, что Чадову как звезде пришлось бы конкурировать за внимание зрителей… с самим собой. Наверняка в этой ситуации пострадали бы все – и не досчитались существенной части прибылей.
Хотя «лакмусовой бумажкой» делового состояния российской киноиндустрии будет следующее «новогоднее сражение». Репертуар ожидается сильным как никогда. Судите сами. На зрительское внимание и кошельки уже претендуют революционный фантастический экшн «Трон: наследие», продолжения хорошо известных комедийных брендов «Любовь-морковь – 3» и «Знакомство с маленькими Факерами», масштабный комикс-боевик с Кэмерон Диаз «Зеленый шершень», высокобюджетная российско-европейская экранизация «Щелкунчика», очень красивые голливудские «Приключения Гулливера», новый мультфильм для поклонников «Ильи Муромца» и «Добрыни Никитича» – «Три богатыря и Шемаханская царица». Потенциально – хит на хите. Как поведут себя в данной ситуации российские кинодеятели от проката – неизвестно. Либо у сотрудников кинотеатров прибавится седых волос, либо все решится мирным путем. Но хотелось бы, чтобы в первую очередь довольным остался простой зритель, который получил бы возможность посмотреть любую картину из жанрового многообразия в удобном для себя кинотеатре. Ведь кино прежде всего снимается для человека.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
10 декабря 2024
Край активного долголетия: «Дедушка-ГТО» и «Бабушки-йоги»
Помните, как в советской песне поется «Старость меня дома не застанет, я в дороге, я в пути». И это совсем
Без рубрики
6 декабря 2024
«Транснефть – Западная Сибирь»: 70 лет в истории
Нефть, словно кровь в организме, питает экономику, давая возможность развиваться промышленности, транспорту и энергетике. Но чтобы этот жизненный поток не
Без рубрики
6 декабря 2024
«Зеленые школы» Красноярья
28 ноября в здании Государственной универсальной научной библиотеки подведены итоги большого просветительского проекта «Зеленые школы» Красноярья. Миссия: чистая земля», приуроченного