Сегодня как-то вдруг по-новому оцениваются многие вещи, ставшие уже привычными и едва ли не рутинными. Пример – национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости». Конечно, теоретически важность повышения производительности в несырьевых отраслях понимали все. Но только сегодня стало кристально ясно, что вырваться из тисков западных санкций мы сможем, лишь предельно ускоренно развивая собственное производство. А один из основных путей этого ускорения – рост производительности труда. И хорошо, что национальный проект реализуется с 2019 года и многое уже успели сделать.
От настороженности к популярности
Напомним, основная цель нацпроекта – обеспечить к 2024 году темпы роста производительности труда не ниже 5 % в год на средних и крупных предприятиях несырьевых кластеров. Среди других регионов в этом смысле Красноярский край выглядит достойно. Как правило, перекрывая прогнозные показатели.
Если раньше многие руководители и специалисты предприятий настороженно относились к участию в проекте, то сегодня очевидна заинтересованность бизнеса.
Так, по итогам трех лет реализации, к участию в нацпроекте через получение адресной поддержки привлечено 69 предприятий при плановом показателе 64. Большой интерес проявляют руководители и специалисты компаний к различным формам обучения по программам профессиональной переподготовки управленческого звена, инструментам повышения производительности труда.
Было и стало
Причина растущей популярности нацпроекта – в его эффективности. Как известно, бизнес ничего не принимает на веру. Эффективность – единственный аргумент для того, чтобы внедрить что-то новое. И не секрет, что многие управленцы, особенно отягощенные опытом и возрастом, скептически относились к западным (да и восточным) методикам повышения производительности труда под непонятными названиями: «бережливое производство», «точно-в-срок», а тем более к такой экзотике, как «кайдзен» и «канбан». Однако, как оказалось, все это работает! Причем в самых разных отраслях, независимо от того, выпускает предприятие металлоконструкции или продукты питания.
Это видно по представительству компаний, участвующих в нацпроекте. Большинство – 31 предприятие – относится к сектору обрабатывающих производств. Далее равномерно представлены транспортно-логистические фирмы, строительство, агрокомплекс и пищепром, торговля и ЖКХ.
Сами производственники с энтузиазмом говорят о том, как было и как стало.
– После вхождения в нацпроект благодаря инструментам бережливого производства нам удалось организовать производство мелкими партиями, – рассказывает заместитель генерального директора Канского завода легких металлоконструкций Андрей Ломака. – За короткий срок на заводе переобучили сотрудников, и сегодня один и тот же человек может работать и резчиком металла, и сверловщиком, и фрезеровщиком, и плавильщиком металла.
Кроме того, рискнули заменить сдельную оплату труда на тарифную и не прогадали. Таким образом мы и сбалансировали производство, и повысили зарплату людям. Что особенно важно – сотрудники стали заинтересованы в результате не только своей работы, но и всего предприятия.
Раньше человек выполнял определенные действия, не задумываясь над предварительным и дальнейшим процессом. Сейчас рабочие заняты на разных этапах производства и с интересом следят в созданном информационном центре за цифрами «план – факт». Эти и другие изменения на заводе привели к тому, что выработка на одного человека увеличилась с 3 до 5 тонн.
После нацпроекта поменялось все на заводе – как работа каждого сотрудника в отдельности, так и организация производства в целом. Главное – мы научились смотреть вокруг себя, пришло понимание, что мелочей не бывает, и теперь каждый процесс мы разбираем по секундам.
Не цифрами едиными
И это не единичный пример. На сегодня в крае завершили пилотные проекты 40 предприятий-участников. Отмечается, что в среднем на 44 % уменьшилось время выпуска готовой продукции, на 59 % увеличился выпуск готовой продукции на отобранных участках (так называемых потоков). На 47 % уменьшился объем незавершенного производства.
Но дело не только в цифрах. На предприятия, участвующие в нацпроекте, пришла новая производственная и управленческая культура. Не та, которая начинается и заканчивается хоровым исполнением корпоративных гимнов, ненавидимых большинством сотрудников. А та, в которой каждый видит, что общий результат определяется, в том числе, и его собственным, к тому же немалым вкладом. Та, в которой нет начальников и дураков, где любая разумная инициатива, кто бы ни был ее автором, поддерживается и приветствуется. Та, где наконец появляется реальная заинтересованность сотрудника не только конечным результатом и зависящим от него размером заработной платы, но и каждым производственным этапом, который можно улучшить и усовершенствовать.
И ровно об этом говорит министр экономики и регионального развития Красноярского края Анна Гарнец:
– Некоторым предприятиям удалось повысить производительность труда на 30–40 %. Снижение издержек, безусловно, важно в любом бизнесе, однако этот нацпроект не только про прибыльность бизнеса, он еще и про культуру производства. И нынешняя высокая востребованность нацпроекта говорит о том, что в отраслевых сообществах существует запрос именно на повышение этой культуры.
Фото Dela.ru и компании «Полюс»