Знания – сила. Известная мудрая мысль с инновационной точки зрения приобретает еще более глобальный смысл. В современной рыночной экономике именно знания, конвертированные в новые технологии, позволяют двигаться вперед. Интеллектуальный труд выходит на первое место. Результаты такого труда – инновации – позволят сделать качественный подъем в экономике. Исполнительный директор Красноярского регионального инновационно-технологического бизнес-инкубатора (КРИТБИ) Николай КОЛПАКОВ рассказал, что сложнее – придумать идею или ее внедрить, почему компании, создающие новые технологии, нужно размещать в инкубаторы и как нужно мотивировать молодежь становиться инноваторами.
– Николай Геннадьевич, КРИТБИ уже работает больше года. Какие проекты за это время стали гордостью инкубатора?
– За прошедший год и три месяца сделано очень много. Наши звездочки – проект применения энергоэффективных технологий «Комплексная автоматизация ЖКХ», предложенный компанией «Центр АВТ», компания «Диатон», которая продвигает на западных рынках серии энергоэффективных линейных индукционных машин для металлургии. В сырьевом секторе громко заявил о себе проект компании ООО «Спецметалл». Технология создания особо чистых порошковых металлов – алюминия, фтористого кальция, селена и других – уже заинтересовала японских инвесторов. Компания «ФанНано» подписала соглашение с английской венчурной компанией по выпуску конечной продукции – инновационных солнечных батарей. В сфере IT-проектов вырос из идеи в продукт сервис «Впути», ООО «Призм» внедряет особую технологию для переводов научных текстов.
– Успех резидентов налицо. Почему такой прорыв стал возможен именно благодаря КРИТБИ?
– Наша заслуга как инфраструктуры в формировании благоприятной среды. Это главный фактор успеха резидентов. Среда включает в себя и заинтересованное участие краевых властей, в том числе посредством государственной финансовой поддержки проектов, привлечения в край внешних инвестиций, личного внимания представителей регионального правительства к процессам формирования сибирских брендов. В итоге Красноярский край вошел в пятерку регионов – лидеров по объемам привлеченных в стартапы инвестиций. КРИТБИ получил статус регионального представительства общероссийского Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Не скрою, в эффективность инкубатора долгое время никто не верил. Но спустя год работы мы доказали, что у нас нет формального подхода, нет фальшивой активности. Я этот принцип убрал с самого начала. Я лично встречаюсь, общаюсь с резидентами, мне это интересно.
– Почему инновационные проекты лучше растут в защитной среде, в инкубаторах?
– Одна из задач КРИТБИ – снизить риски для начинающих бизнесменов. Поэтому мы помогаем на самом уязвимом – начальном этапе развития, в стадии стартапов, в так называемой долине смерти. Именно в этот период – от исследования до создания первых образцов и выхода на рынок – проектам нужна страховка. Ведь демотивировать человека очень легко.
– Получается, что с инновационными идеями у нас проблем нет, сложнее с их реализацией?
– Говорят, идея стоит миллион долларов – это не совсем верно. Мало людей, которые способны довести идеи до реально работающего бизнеса. Дефицит таких людей очень высокий, что влияет на жизнеспособность самой системы. Кроме того, у бизнес-инкубатора нет задачи поддерживать всех, кто обратился. Качество проектов внимательно оценивается нашими экспертными комиссиями. И не все проходят тестирование успешно.
– Если посчитать, что инновационная инфраструктура в крае успешно работает, что еще необходимо для качественного прорыва?
– Я уже упоминал мотивацию. Самое важное – формирование историй успеха. Когда из КРИТБИ выйдет компания, обладающая оборотом от миллиарда рублей в год, с добавленной стоимостью на уровне 60–70 процентов, основанной на базе знаний, которых еще нет в мире, тогда пример истории успеха поможет зажечься человеку, обладающему техническими знаниями, или студенту, изучающему физику или химию. Когда большинство людей поверят в реальность успеха, в то, что можно и нужно быть инноватором, тогда и произойдет прорыв.
– И это не вопрос вкладываемых денег?
– Деньги не главное, фактор эффективности в другом. Многие регионы миллиарды вкладывают в инновации. Но результата нет. Потому что их главная ошибка в том, что технологии можно купить за рубежом. Инновационную технологию никто вам не продаст. В лучшем случае предложат позавчерашний день. То, что в той же Америке уже не приносит добавленную стоимость. Бэушные автомобили, комбайны… Никто же не хочет жить в такой стране. Между тем вся инновационная высокотехнологичная сфера закрыта для конкурентов. Поэтому мы выращиваем свои инновации. И делаем их доступными для малых производств.
– Важно, чтобы производства открывались именно в нашем регионе?
– Мы стараемся, чтобы технологии работали в Красноярском крае. Но нельзя забывать, что это бизнес. У края есть все шансы заполучить инновационные разработки. Здесь есть крупные заказчики – корпорации, которым инновации нужны как воздух. Кроме того, край выстраивает всю инфраструктурную цепочку – инкубатор, технопарк, – чтобы высокие технологии было выгодно внедрять в производство «по месту рождения». Еще раз подчеркну значимость благоприятной среды, которая создана у нас в регионе.