Лес ждет программ и решений

Лес ждет программ и решений

Очередной этап Национального лесного форума, прошедший на днях в Красноярске, оказался чрезвычайно богатым на идеи и эмоции.

– Обсуждения радикально отличались от того, что мы видели в Сыктывкаре, других городах, где проходили этапы форума, – поделился мнением Николай Кротов, заместитель руководителя Федерального агентства лесного хозяйства. – Звучало очень много предложений, претензий к действующему законодательству. И каждое предложение было, что называется, в точку. С каждым выступающим я готов был соглашаться, спорить, дискутировать. Эмоции просто кипели…

 

Под острым углом

– Сегодняшний форум на самом деле особенный, – подтвердил председатель комитета Государственной думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев. – Не только потому, что Красноярский край является одним из основополагающих регионов лесной отрасли, но и потому, что форум проходит в сентябре, после того как, будем надеяться, завершились все основные природные катаклизмы, с которыми наша страна столкнулась этим летом. Поэтому, обсуждая проблемы, мы все вместе решали конкретные задачи.

Действительно, лето выдалось жарким в прямом и переносном смысле. В одних местах полыхали пожары, в других разливались наводнения – в обоих случаях лесной фонд нес прямой ущерб. На этом фоне обострилось внимание и к другим проблемам лесного комплекса.

В качестве модератора итогового пленарного заседания Николай Николаев сформулировал их предельно четко. Отсутствие открытости. Незаконные рубки. Проблемы лесовосстановления. Предоставление социальных гарантий работникам отрасли.

– Я сегодня представил результаты нашего аналитического доклада, сделанного совместно с фондом «Народная экспертиза» об открытости и достоверности информации о лесном хозяйстве страны. Ситуация на самом деле плачевная, но вся она сводится к тому, что мы не знаем, сколько у нас лесных богатств. Информационные базы находятся в различных ведомствах и показывают абсолютно разную информацию по одним и тем же участкам. Учет сделок по древесине абсолютно оторван от места происхождения этой древесины. У нас нет объективной информации об исчезновении лесов. Один из самых важных инструментов развития лесопромышленного комплекса – так называемые приоритетные инвестиционные проекты – вещь абсолютно закрытая, об их эффективности нет данных. При этом около 17 млн кубометров древесины было заготовлено именно в рамках проектов, которые не состоялись.

По мнению Николая Николаева, это положение должен изменить недавно внесенный законопроект о создании единой информационной системы о лесах.

Охранять и восстанавливать

С проблемой недостаточности информации тесно связаны и вопросы борьбы с незаконными заготовками. Ведь это в том числе и вопросы лесоустройства. А как бороться с «черными лесорубами», если зачастую неизвестно, что именно растет на том или ином участке?

– Кроме того, нам нужно как можно быстрее принимать решение о регистрации пунктов отгрузки, – подчеркнул председатель комитета. – У нас есть отдельные регионы, где это уже делают, в том числе и Красноярский край, но пока это не станет правилом, которое распространено на все регионы, мы не изменим общую картину.

Чтобы сохранить наши лесные богатства, необходимо восстанавливать вырубленные участки. Долгие годы этому не уделялось достаточное внимание. Ситуация начала меняться после принятия закона об обязательном компенсационном восстановлении, который участники форума назвали прорывным. Однако статистические данные свидетельствуют, что отрицательная разница между вырубленными и восстановленными лесами ежегодно составляет от 300 до 500 тысяч гектаров. Эти цифры нужно умножить как минимум на двадцать лет, в течение которых уничтожалось больше деревьев, чем высаживалось. Получаются колоссальные объемы, которые можно будет вернуть природе и людям, только если удастся перейти к интенсивному лесовосстановлению. А для этого необходима национальная программа.

Инициатива регионов

Остро обсуждалась тема лесных пожаров. Многие выступавшие отмечали необходимость пересмотреть приказ Министерства природных ресурсов РФ о введении зон наблюдения и передаче решений на региональный уровень. Ведь леса – это все-таки федеральный ресурс. Говорили и о том, что надо пересматривать методики оценки ущерба, включая туда не только прямые потери в виде сгоревших деревьев, но и вред, нанесенный другими факторами, например, задымлением от пожаров. Вряд ли можно назвать приемлемым, когда из ста процентов пожаров тушатся всего десять, потому что, согласно расчетам, тушить остальные нерентабельно. А именно такая ситуация складывалась этим летом на всех лесных территориях России.

Участники форума высказались в поддержку инициатив Красноярского края и других сибирских регионов, направленных на совершенствование системы пожарной охраны.

– Мы подготовили предложения по созданию специализированного межрегионального лесопожарного центра, – отметил министр лесного хозяйства Красноярского края Димитрий Маслодудов. – Считаем, что создание такого центра в Восточной Сибири станет делом первостепенной важности не только для нашего региона, но и для Иркутской области, Республики Саха.

Рассказал министр и о новациях в управлении лесной отраслью в крае:

– В прошлом году положено начало кардинальным переменам в этой сфере. Это позволило добиться прогресса даже там, где долгое время наблюдалась стагнация. Модернизируется сеть питомников, обновляется их материально-техническая база. Мы перешли на биржевую торговлю пиломатериалами и сегодня достигли рекордных объемов. Усилили контроль за пунктами приема и отгрузки древесины, которых сегодня насчитывается более тысячи.

В этом году мы приступили к реализации новой лесной политики. В ее основе – формирование своеобразного «общественного договора». Эту политику уже поддержали ведущие предприятия отрасли, подписав так называемую Лесную хартию.

Вместе с тем, подчеркнул министр, для кардинального изменения ситуации требуется урегулирование многих вопросов в Лесном кодексе и подзаконных актах. Правительством Красноярского края подготовлен пакет законодательных инициатив. Часть предложений уже представлена в Совете Федерации и получила одобрение, в частности, усиление ответственности за легализацию незаконно вырубленной древесины. Ведь теневой оборот, который оценивается только по краю в 3–3,5 млн кубометров, существует во многом благодаря нестыковкам в законодательстве.

Наряду с ужесточением мер к рвачам и расхитителям предлагается ввести механизмы поощрения ответственных лесопользователей, рачительно относящихся к ресурсам, например, ввести для них регрессивную шкалу арендной платы.

Время не ждет

– Уникальность нашего форума, – подвел итог депутат Государственной думы от Красноярского края Виктор Зубарев, – выражается в русской пословице «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Мне кажется, что в этом году все давно обсуждаемые проблемы сконцентрировались для того, чтобы, наконец, на федеральном уровне принять те решения, которые кардинально исправят ситуацию в нашей лесной отрасли. Я считаю, что это зона прежде всего федеральной ответственности, и беру на себя обязательства быть проводником решений форума в Государственной думе.

Впереди завершающий этап национального лесного марафона, который пройдет в Москве. Там будут суммированы все идеи и предложения, высказанные во время территориальных этапов. И возможно, что эти предложения обретут затем силу закона.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
20 апреля 2024
Пассажир нетрезвого водителя может лишиться прав
Оказывается, быть пассажиром у пьяного водителя чревато не только высокой вероятностью попасть в аварию, но и подвергнуться тому же наказанию,
Без рубрики
20 апреля 2024
Фермеров и сельхозкооперативы Красноярского края поддержат грантами и субсидиями
В министерстве сельского хозяйства Красноярского края сообщили, что в этом году продолжится прием заявок на популярные у малых сельхозпроизводителей формы
Без рубрики
19 апреля 2024
Десять лет назад в краевой больнице выполнили первую трансплантацию донорских почек
Недавно в красноярском боулинг-центре прошел необычный турнир. Уникальность его в том, что участниками были врачи и их пациенты с пересаженными