Лето в стиле Средневековья

Лето в стиле Средневековья
Фото: Руслан Рыбаков

На «Лабораторию барочной музыки» в Красноярск приехали музыканты из разных территорий России – от Владивостока до Санкт-Петербурга. Раньше подобные школы проходили только в Северной столице, теперь у творческой молодежи есть возможность встретиться с именитыми мастерами еще и в центре Сибири.

Для молодых исполнителей и не только

На «Лаборатории барочной музыки», которая проходила в Красноярске с 7 по 9 июля, молодые музыканты учились воплощать старинную музыку на тех инструментах и с такими стилистическими особенностям, какие были приняты в эпоху ее создания.

Лаборатория уже второй год проходит в Красноярске. Ее организует оркестр и хор musicAeterna Теодора Курентзиса. В прошлом году на лаборатории молодым талантам преподавали особенности современной музыки, в этом году решили обратиться к композиторам Средних веков.

«Лаборатория барочной музыки» – часть программы поддержки молодых исполнителей musicAeterna Youth, основанной musicAeterna при участии компании «Норникель».

С артистами musicAeterna и Теодором Курентзисом у жителей Красноярского края уже давно сложились теплые творческие взаимоотношения. Оркестр musicAeterna и их лидер регулярно выступают на территории края, в том числе в далеком Норильске, а также проводят мастер-классы, лекции и творческие лаборатории – и это уникальная возможность, которая есть у молодых музыкантов нашего края и уже состоявшихся профессионалов, перенять опыт у признанных виртуозов-мастеров, зарядиться вдохновением и открыть для себя новые возможности, – отметил министр культуры Красноярского края Аркадий Зинов. – Состоявшаяся «Лаборатория барочной музыки» не стала исключением, собрав у себя профессионалов из разных областей искусства и самых одаренных участников со всего края и других регионов. Я хочу поблагодарить компанию «Норникель» за неоднократную поддержку важных инициатив и вклад в культурный потенциал региона.

И вдруг им дали воды

Анна Фефелова – музыковед и куратор сибирского проекта поддержки молодых исполнителей musicAeterna Youth – сама из Новосибирска. Говорит, побывала в Красноярске и загорелась идеей организовать здесь для ребят занятия с мастерами.

 В феврале 2023 года мы проводили в Красноярске несколько мастер-классов для молодых музыкантов и получили от них большой отклик как от людей, которые испытывали жажду, и вдруг им дали воды, – рассказывает Анна. – У студентов были такие глаза, что мы поняли: здесь нужно что-то делать. Мы проводим много проектов в Санкт-Петербурге и Москве, но ребята из Сибири и Дальнего Востока на них не приезжают. А Красноярск – это центр правой половины карты России. Мне хотелось, чтобы именно сюда ехали люди учиться.

Первая лаборатория musicAeterna прошла в Красноярске в ноябре 2023 года. И вот снова наш город стал центром музыкального обучения – на этот раз эпохи барокко.

В Красноярске с музыкантами работали мастера мирового уровня: скрипач, один из концертмейстеров оркестра Владислав Песин, а также приглашенные специалисты, постоянно сотрудничающие с коллективом: лютнист и композитор Константин Щеников-Архаров и хореограф, специалист по историческому танцу Наталья Кайдановская. За три дня они провели серию мастер-классов и воркшопов для музыкантов. Приехала и эмбодимент-практик Антонина Стерина. Она продемонстрировала ребятам, как можно справляться с творческими проблемами через свое тело.

Через тело можно менять свое эмоциональное состояние, – рассказывает Антонина Стерина. – Студентов я спрашивала, какое состояние им хочется добавить. Моя задача – показать музыкантам в Красноярске, что существует важный момент осознания себя через контакт с телом. В результате освоения этой практики ты начинаешь лучше играть, становишься более тонким музыкантом.

С телесным откликом на музыку связаны и другие занятия – барочными танцами. Специалист по историческому танцу Наталья Кайдановская 20 лет была балериной Большого театра России, увлеклась средневековыми движениями, создала ансамбль исторического танца и теперь эту технику передает молодым музыкантам. Наталья говорит: главное в барочных танцах – почувствовать их ритм и влиться в него.

На мастер-классах, которые проходили в рамках «Лаборатории барочной музыки», молодые музыканты старались одолеть науку исполнения исторического танца. Ребята считают, важно знать эту составляющую той культуры, чтобы правильно исполнять произведения авторов Средних веков.

 Я скрипачка и приехала на мастер-классы по скрипке. Но барочные танцы важны и для развития пластичности, и для игры. Исполняя произведения, очень важно понимать, как двигались люди в эпоху барокко. Когда ты представляешь картинку, движения, которые делал на танцах, все встает на свои места, – считает участница лаборатории из Новосибирска Юлия Боброва.

Кстати, скрипичные мастер-классы также проходили в стиле Средневековья. Ребят учили натягивать жильные струны и выбирать барочные смычки, какими играли их далекие предки-музыканты.

Такое счастье!

 

На лабораторию в Красноярск прибыло много музыкантов из других территорий России, но значительная часть участников из нашего региона. Ребята отмечали, что для них это хорошая возможность пообщаться с именитыми мастерами, не выезжая за пределы малой родины.

 Это большое счастье, что у нас есть возможность ходить на мастер-классы, не выезжая из города. Тем более в Красноярск приехали мастера общеевропейского и общемирового уровня, – говорит участница «Лаборатории барочной музыки» – преподаватель детской школы искусств № 16 в Красноярске Ольга Косолапова. – Мне было интересно узнать особенности игры на лютне, потому что этот инструмент я осваивала самостоятельно. Я очень рада, что попала на лабораторию, потому что объем информации получен колоссальный. Чтобы переварить все это, потребуется остаток лета.

Ольга впервые попала на лабораторию, а еще одна участница проекта – студентка третьего курса Красноярского института искусств Кира Новодворская, второй раз принимает участие в мастер-классах musicAeterna.

 Мне безумно интересно побывать на лаборатории, ребята приглашают отличных педагогов-музыкантов, – говорит Кира. – И «Лаборатория барочной музыки» нам как нельзя кстати. Получать информацию об этой эпохе, этой музыке, стилистике очень сложно. В институте в обучении не делается акцент на том времени. Приходится либо читать литературу, либо знакомиться с мастерами. И я рада, что такие мастера к нам приехали.

Все преподаватели «Лаборатории барочной музыки» отмечали: в Красноярске масса интересных молодых музыкантов, у которых глаза горят от желания постигать новое. Здесь завязались не только дружеские, но и профессиональные отношения. На лаборатории даже сформировались небольшие творческие коллективы. Скрипачи и лютнисты, которые впервые встретились на занятиях, вместе исполнили на финальном концерте произведения средневековых авторов.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
7 сентября 2024
В Красноярском крае восстанавливают леса, погибшие от пожаров, вырубок и вредителей
За время действия национального проекта «Экология» в Красноярском крае восстановлено более 530 тысяч гектаров леса. При этом объемы лесовосстановления с
Без рубрики
7 сентября 2024
Не знающий истории, не поймет и современности
В этом году студенты неисторических специальностей в российских вузах начнут изучать историю России по новому учебнику, который был подготовлен в
Без рубрики
6 сентября 2024
Герои живут по соседству
Встречаясь с ветеранами СВО, подметил одну характерную деталь: никто из них не похож на так называемых «киношных» героев. Помните –