Меняется жилищное законодательство, а следом за ним и законодательство, регулирующее предоставление мер социальной поддержки на оплату жилищно-коммунальных услуг. Порой сложно разобраться самостоятельно в таких изменениях, особенно людям старшего поколения. В нашу редакцию пишут читатели с просьбой рассказать, что и как изменилось. За ответами мы обратились в министерство социальной политики края.
На вопросы отвечает начальник отдела по вопросам предоставления отдельных мер социальной поддержки Светлана Шиндова.
– Лариса Николаевна спрашивает: «Слышала, что изменилось законодательство по предоставлению льгот инвалидам. Что это за изменения и как они скажутся на льготниках?»
– Федеральным законом от 29.06.2015 № 176-ФЗ внесены изменения в Жилищный кодекс РФ, а также в другие нормативно-правовые акты, регулирующие предоставление мер социальной поддержки на оплату жилищно-коммунальных услуг инвалидам.
Прежде всего обращаю внимание читателей, что меры социальной поддержки на оплату коммунальных услуг инвалидам, как и всем остальным льготным категориям граждан, сохранились. Изменился подход в расчете их размера. Если раньше инвалид получал 50 % от всего потребленного объема, к примеру, воды или электроэнергии, то сейчас он будет получать 50 % от потребленного объема, определяемого по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления.
Давайте разберемся на примере. Фактическое потребление горячей воды по показаниям счетчика у инвалида в денежном выражении составило 500 рублей, а норматив потребления такой услуги в денежном выражении составляет 400 рублей. Ранее, до внесенных в федеральное законодательство изменений, специалисты социальной защиты рассчитали бы льготу в размере 250 рублей (500 рублей * 50 %), то есть половину от фактического потребления. А сейчас меры социальной поддержки составят уже не 250 рублей, а 200 рублей (400 рублей * 50 %). Аналогичная ситуация и с другими коммунальными услугами.
Отмечу, что по такому принципу начисляются меры социальной поддержки и для всех других льготных категорий граждан, например, ветеранов труда, тружеников тыла и других.
– Значит ли это, что размер льгот у всех инвалидов уменьшится?
– Нет, совсем не обязательно. Граждане, установившие в своих квартирах приборы учета, в большинстве своем потребляют коммунальные ресурсы экономно. Если потребление холодной и горячей воды, электроэнергии у льготника ниже установленных нормативов, размер льгот на оплату этих коммунальных услуг у него не изменится.
Однако в каждом конкретном случае – индивидуальный расчет. Давайте рассмотрим такой пример: живет инвалид в 1–2-комнатной квартире, потребляет коммунальные услуги в пределах нормативов. Помимо льгот, у него еще есть субсидия с учетом доходов, так как пенсия небольшая. В этом случае, даже если размер мер социальной поддержки станет меньше, размер субсидии увеличится, и платить за жилищно-коммунальные услуги конкретный человек из собственных средств будет в том же размере, как и прежде.
Кроме того, в качестве поддержки малоимущих граждан независимо от наличия у них льготных статусов действующим законодательством предусмотрены субсидии с учетом доходов. Для определения права на получение такой субсидии гражданам следует обращаться в органы социальной защиты населения по месту жительства.
Размер мер социальной поддержки определяется индивидуально, так как он зависит от многих факторов: от вида жилищного фонда и площади квартиры, от объема потребляемых коммунальных услуг, от наличия нескольких льготных статусов, от дохода семьи и наличия права на получение субсидий с учетом доходов.
– Отличается ли предоставление мер социальной поддержки на оплату коммунальных услуг для граждан, установивших индивидуальные приборы учета, и тех, кто их не установил?
– В соответствии с требованиями жилищного законодательства для тех граждан, которые не установили приборы учета холодного и горячего водоснабжения, будет применяться повышающий коэффициент, который с 1 ноября этого года составляет 1,2. В дальнейшем такой коэффициент будет поэтапно повышаться.
Как это выглядит при расчете льгот? К примеру, норматив потребления холодного водоснабжения в денежном выражении условно составляет 60 рублей. В случае если счетчик не установлен, размер платы с 1 ноября будет определяться с учетом повышающего коэффициента 1,2 и составит 60 рублей * 1,2 = 72 рубля.
В данном случае, несмотря на то что плата за холодную воду составит 72 рубля, размер льготы орган социальной защиты населения должен будет определять следующим образом: 60 рублей * 50 % = 30 рублей.
В случае если счетчик в квартире установлен, при предоставлении мер соцподдержки на оплату коммунальных услуг всем льготникам – и ветеранам, и инвалидам – мы исходим из установленного норматива потребления и фактического объема потребляемых коммунальных услуг. Если по факту, т. е. по показаниям счетчика, человек потребил, к примеру, воды меньше установленного норматива, то размер льготы будет рассчитываться из фактического объема потребления. Если же льготник потребил воды больше норматива – размер льготы будет определяться из расчета норматива.
Давайте рассмотрим пример предоставления мер соцподдержки, если счетчик установлен, на примере электроснабжения. К примеру, норматив такой услуги в денежном выражении составляет условно 300 рублей, за октябрь плата по показаниям счетчика составила 200 рублей. В данном случае размер льготы будет определяться из фактического объема потребления электроснабжения, т. е. расчет будет следующим: 200 рублей * 50 % = 100 рублей. В следующем месяце фактический объем потребления электроэнергии в денежном выражении составит, к примеру, 350 рублей. В этом случае, когда фактическое потребление больше норматива, расчет мер социальной поддержки производится исходя из норматива: 300 рублей * 50 % = 150 рублей.
– Читатель из Ачинского района Красноярского края задает вопрос: «Мы с женой – два одиноких неработающих пенсионера. Оба имеем льготные статусы: я – ветеран труда, супруга – инвалид. Когда на почте получаем льготные выплаты, у нас всегда разные суммы. Почему так? Разве объем льгот у нас разный?»
– Для каждого льготного статуса действующим законодательством определен свой объем мер социальной поддержки. Например, ветеранам боевых действий меры социальной поддержки предусмотрены только на оплату жилого помещения. Ветеранам труда и труженикам тыла – и на оплату жилого помещения, и на оплату коммунальных услуг. Инвалидам в соответствии с федеральным законодательством меры социальной поддержки на оплату жилого помещения предоставляются только тем, кто проживает в государственных или муниципальных жилых помещениях, а меры социальной поддержки на оплату коммунальных услуг – независимо от вида жилищного фонда. У реабилитированных меры социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг распространяются на всех членов семьи, проживающих совместно с льготником.
В случае если у супругов разные льготные статусы, как в данном примере, ежемесячный размер мер социальной поддержки будет считаться для каждого льготника отдельно.
– А если инвалид еще имеет звание ветерана труда? Как в этом случае будет рассчитываться льгота?
– В целях максимальной социальной поддержки граждан, имеющих различные льготные статусы (инвалид, ветеран труда, труженик тыла, многодетная семья и прочее), краевым законодательством предусмотрено право выбора мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, а также по оплате коммунальных услуг по наиболее выгодному для них основанию.
В территориальных органах социальной защиты всегда проконсультируют и выберут наиболее выгодный вариант расчета льгот для гражданина. И если в соцзащите есть сведения обо всех имеющихся у гражданина льготных статусах, то наиболее выгодный расчет льгот они сделают самостоятельно.
– Скажите, почему именно сейчас у граждан появилось столько вопросов? С чем это связано?
– Связано это как раз с тем, что краевое законодательство, регулирующее предоставление мер социальной поддержки, приводится в соответствие с федеральным законодательством. Учесть требования федерального законодательства – это наша обязанность. В настоящий момент краевые нормативно-правовые акты откорректированы, система предоставления мер социальной поддержки учитывает все требования жилищного законодательства.
Любые изменения вызывают вопросы. Именно поэтому мы организовали работу горячих линий во всех органах социальной защиты. Их телефоны опубликованы на сайте министерства szn24.ru. Каждый, у кого есть вопрос по субсидиям или мерам соцподдержки на оплату жилищно-коммунальных услуг, может позвонить и получить консультацию специалиста. Отмечу, что за последние две недели в органы социальной защиты населения обратилось более восьми тысяч жителей края. Причем обращаются не только те льготники, у которых изменился размер мер социальной поддержки, но и те, у которых в предоставлении мер социальной поддержки ничего не поменялось, однако они звонят, чтобы уточнить информацию у специалистов.
Работа горячей линии организована и в министерстве социальной политики края, телефон 227-15-03.
Врезка:
По субсидиям или мерам соцподдержки на оплату жилищно-коммунальных услуг можно проконсультироваться на горячих линиях, которые организованы во всех органах соцзащиты. Их телефоны опубликованы на сайте министерства.
Работа горячей линии организована и в министерстве социальной политики края, телефон 227-15-03