В СМИ и соцсетях не утихает тема недели – митинги, которые прошли в минувшее воскресенье в нескольких десятках российских городов. Где-то согласованные с местной властью (как в Красноярске), где-то – нет (как в Москве). Хорошо это или плохо, настоящий это протест или политическая спекуляция, – споры продолжают бушевать. Разрешите вставить в дискуссию и мои пять копеек.
Кто идет за попом Гапоном?
Детей – студентов и школьников, а именно они составили костяк митингующих, – попросту использовали втемную определенные политические силы. В своих сугубо конъюнктурных целях. На них просто попиарились. Нет, борьба с коррупцией – дело нужное, государственное, и власть сегодня ставит ее во главу угла… Но то, как это было сформулировано в качестве главной идеи протестов, не выдерживает никакой критики. Сложилось стойкое впечатление, что молодежь, которая радостно повелась на политическую липу, собралась на площадях, чтобы поучаствовать в веселом шоу, толком не понимая, зачем она здесь вообще находится и против чего протестует. За все хорошее против всего плохого? Ведь конкретных требований, доказательств коррупции, против которой рвали глотки митингующие, какой-то внятной программы организаторами акции выдвинуто не было. С таким же успехом можно было выйти и попрыгать перед телекамерами, требуя более раннего прихода весны. Вы против, чтобы весна наступила на две недели раньше? Никто не против. А как это сделать? Да бог его знает. Соберемся, покричим, может, что и получится.
Ну а когда в Екатеринбурге молодежь, разогретая организаторами, начала скакать на площади, приговаривая «кто не скачет, тот…», стало понятно, откуда торчат ослиные уши сценария, по которому сляпано все это действо. Это мы уже видели. К счастью, не в России. Чем там кончилось, тоже знаем. Такого финала нам не надо.
В то же время следует согласиться со спикером Совета Федерации Валентиной Матвиенко, которая сказала: нельзя делать вид, будто ничего не случилось, и прятать голову под крыло:
– Надо проанализировать то, что происходит с митингами. И абсолютно правы сенаторы, которые говорили: надо активней вести диалог с разными слоями общества…
При этом она заметила, что организаторы не имеют права и не должны призывать или провоцировать людей приходить на несанкционированные митинги, так как это нарушение действующего законодательства.
И правда, парадокс: те, кто зовет людей «на баррикады», выступая якобы за торжество закона, сами этот закон и нарушают. В России таких всегда называли провокаторами. Вот и думайте – стоит ли верить новоявленным попам Гапонам, на кого они работают и куда ведут наших детей?
Мост под чистым небом
Из красноярских новостей минувшей недели хотелось бы выделить две. Одна хорошая, другая… тоже неплохая, она призывает красноярцев не поддаваться экологической панике.
Заканчивается строительство автомобильного моста через плотину Богучанской ГЭС. 28 марта строители уложили последние балки над пролетами водосброса. Теперь осталось забетонировать их на всем протяжении моста и сверху уложить асфальтобетон.
Открытие моста через великую сибирскую реку будет большим событием для края. Его с нетерпением ждут жители нескольких районов Приангарья. Это уникальное, технически сложное и дорогое сооружение. Его строительство начато в апреле 2015 года, сдать мост планируется в этом году. Дорога по плотине через Ангару станет еще одним элементом мозаики в большой картине индустриального развития края. Мост, да еще такой, – это здорово, конструктивно и осязаемо. Это для людей.
И о погоде
Она в этом году нас балует – весна, говорят, нынче ранняя. А еще красноярские метеорологи дали четкий, научно обоснованный ответ всем, у кого не сходит с языка выражение «режим черного неба». Термин этот, запущенный в народ в том числе и нашими коллегами, стал уже привычным, обыденным, мы его лепим где ни попадя. Между тем, утверждают специалисты, говорить так неправильно. Режим неблагоприятных метеоусловий (НМУ) объявляется в безветренные дни как раз для того, чтобы небо над городом не было черным – предприятиям в это время предписано ограничить выбросы. «Это предупредительная мера», – объяснила на днях ведущий специалист по связям с общественностью Среднесибирского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (УГМС) Оксана Сальникова.
А ее коллега, начальник отдела информации о загрязнении окружающей среды УГМС Ольга Филатова, заметила, что «если город станет чище, то общий уровень загрязнения снизится. Достаточно влажной уборки. И надо придумать, как такие уборки проводить в холодное время года».
Специалисты напомнили: в советское время атмосфера над городом была значительно грязней, чем сегодня.
– У нас работало такое количество предприятий! Мы смотрели архивы: в 1967 году только котельных было 303, не считая ТЭЦ и всего остального. В воздух выбрасывалось столько пыли и сажи! Когда работал шелковый комбинат (сейчас он закрыт), выделялось такое ядовитое вещество, как сероуглерод. Его превышение в воздухе составляло до 22 ПДК! А пыль – и вовсе до 25. Чище, чем сегодня, не было. Было очень грязно. Наблюдались такие превышения, что волосы дыбом встают. Сейчас этого нет, – сказала Оксана Сальникова.
Очень хорошо, что специалисты об этом напомнили. Мы, люди старшего поколения, хорошо помним, каким было небо над городом лет 30 назад. Сколько было пыли и грязи. С сегодняшней ситуацией не сравнить.
Это, конечно же, не значит, что надо благостно успокоиться и не заниматься вопросами экологии. Всем нам хочется ходить по чистым улицам, вдыхая воздух полной грудью. Но давайте ответственнее относиться к словам и не искажать их значение.
Режим НМУ – это не когда нас душат выбросами, а когда пытаются от них защитить.
Фото: boges.ru