Максим Румянцев: «СФУ создает будущее Красноярья сегодня»

Максим Румянцев: «СФУ создает будущее Красноярья сегодня»
Фото: Олег Кузьмин

За свою сравнительно недолгую историю Сибирский федеральный университет сумел стать интеллектуальным центром региона. Но лидерство требует постоянного движения вперед. Иначе можно потерять занятые позиции. Об этом и многом другом мы беседовали с ректором СФУ Максимом Румянцевым.

– Сибирский федеральный университет – участник программы трансформации университетов «Приоритет-2030», целью которой является формирование более 100 прогрессивных современных университетов – центров научно-технологического и социально-экономического развития страны. Участвуя в этой программе, вы выбрали для себя трек территориального лидерства. Что это означает для СФУ?

– Так как мы университет классический, мы закрываем сегодня фактически все направления образования, за исключением медицины и агронауки. У нас свыше 400 программ всех уровней образования. Институт нефти и газа готовит специалистов для нефтегазового комплекса. Политехнический – для машиностроения, энергетики. Институт математики готовит кадры для фундаментальной науки. Институт филологии и языковой коммуникации сконцентрирован на подготовке лингвистов и филологов. Мы готовим философов, культурологов, историков и даже военных – кадровых офицеров.

В логике своего предназначения мы создавались как университет, который должен, во-первых, обеспечить кадрами и научными разработками отрасли экономики региона. А еще, по замыслу создателей, стать интеллектуальным центром стратегического развития региона. Что по большому счету и произошло.

Сибирский федеральный университет участвовал в разработке концепции научно-технологического развития края. Расскажите, что это за документ и для чего он нужен?

– Есть поручение, согласно которому регионы должны разработать концепции научно-технологического развития. Для нас это не просто формальное поручение, для нас это еще возможность выхода на новые задачи стратегического развития в регионе. Регион индустриальный, с большим инвестиционным потенциалом.

Мы знаем, что в ближайшее время будет развернута площадка проекта «Восток Ойл» в Арктической зоне. Это очень крупный проект, сложный, многокомпонентный, связанный не только с добычей, но и с переработкой.

Сибирский федеральный университет стал базовым для компании «Роснефть» в проекте «Восток Ойл». Мы имеем дорожную карту, согласно которой должны выполнить в отношении этого проекта определенные кадровые обязательства. Там в ближайшее время должно быть создано до 10 тысяч рабочих мест, а в перспективе до 30 тысяч.

Большой проект у компании «Полюс» – разработка крупнейшего месторождения Сухой Лог в Иркутской области, но оно практически на границах находится Красноярского края.

Амбициозные задачи по производству и запуску спутников АО «ИСС имени академика М. Ф. Решетнева» влекут за собой очень большие кадровые потребности. А это значит, что нужны не просто люди со специальным образованием, рабочие, но еще и высококвалифицированные инженеры.

На самом деле комплексный инвестиционный проект запустил процессы еще одного витка индустриализации Сибири в логике федеральных интересов. Это не только освоение минерального сырья, но и, что самое важное, переработка. Не просто добыча и транспортировка, а еще и локализация здесь производств, которые могут дать добавочную стоимость.

В ходе работы над документом была проведена определенная инвентаризация точек роста.

У нас часто повторяют высказывание Владимира Владимировича о том, что Сибирь и Дальний Восток – это главный наш проект XXI века. И это правильно. Но, чтобы проект состоялся, необходимо показывать приоритеты, устанавливать ориентиры.

Сейчас регион стал участником пилотного проекта по разработке региональных программ научно-технологического развития – и это следующий шаг по оформлению научно-образовательной стратегии в крае.

– Помимо подготовки кадров для действующих предприятий, СФУ может генерировать идеи, способствующие созданию новых бизнесов и даже отраслей?

– Безусловно, важно, помимо тех опорных точек, которые есть сейчас, видеть новые для себя перспективы. Это, например, добыча редкоземельных металлов, глубокая переработка агросырья. Мы сейчас концентрируемся на теме промышленных биотехнологий. Это достаточно значимая в экологическом плане тема для нашего региона. Ведь добыча полезных ископаемых сопровождается достаточно серьезными последствиями для окружающей среды.

Например, компания «Полюс» уже использует технологию биовыщелачивания, которая фактически снимает экологические риски. Такие методы можно применять к другим видам уже освоенных пород, так называемым хвостам. Сейчас мы с «Норильским никелем» обсуждаем переработку минералов из хвостохранилищ.

Еще один проект, на котором мы сконцентрировались и можем утверждать, что это будет перспективно, – цифровое моделирование строительства.

То есть в рамках разработанной концепции мы сосредоточились на тех вопросах, которые безусловно приоритетны. Это космос, горно-металлургическая отрасль, медицина. Но мы еще думаем о том, как выйти в новые междисциплинарные области и как обозначить для себя перспективы, в том числе интересные для этих бизнесов.

– Например, вопросы, связанные с климатической повесткой и устойчивым развитием?

– Климат и экология – это вообще наш профиль. Первый ректор СФУ академик Ваганов – ведущий ученый-эколог в стране, поэтому у нас научная школа мирового уровня. И первый климатический НОЦ мирового уровня тоже создан на базе университета. Мы вышли сейчас на конкретные проекты лесоклиматической направленности для «Норильского никеля», для компании «Роснефть». Это проекты, которые носят компенсационный характер. В местах их хозяйственного присутствия мы проводим исследования, а потом предлагаем решение, как восполнить нанесенный ими ущерб.

– Какую роль в деятельности СФУ играет президент университета Александр Усс?

– Можно сказать, что в университете три руководителя: ректор, президент и научный руководитель. У нас научным руководителем является Евгений Александрович Ваганов. Президентом – Александр Викторович Усс. Президент занимается вопросами стратегического развития. То есть всем, что связано с согласованием интересов университета с органами исполнительной власти региона, федеральными органами.

Один из проектов, который лично курирует президент, – это «Сибирский клуб», интеллектуальная площадка, где обсуждаются значимые для Сибири вопросы. Ведь Сибирь – это особый регион, плацдарм для крупнейших социально-экономических проектов. И, конечно, он требует особых подходов.

– В рамках программы «Приоритет-2030» в СФУ запущены четыре стратегических проекта. Один из них – проект гастрономического R&D парка. Кстати, в свое время, когда в СФУ открывался институт гастрономии, не всем было понятно, зачем это.

– А сегодня это направление привлекает молодых людей со всей страны. У нас там учатся ребята из практически всех субъектов Российской Федерации. Мало того, там нет ни одного бюджетного места, а стоимость обучения – больше 500 тысяч рублей в год. То есть люди мотивированы приезжать в Красноярск, оставаться здесь на время обучения, а потом и после.

Однако проект «Гастрономический R&D парк» – это не про институт гастрономии, а про индустрию гостеприимства и про молодежное предпринимательство. Так, в СФУ создан центр предпринимательства, открыта стартап-студия. Всего за год с небольшим работы коллеги смогли запустить 8 стартапов. Один из них – это стартап выпускников института гастрономии по изменению культуры питания в университете – сеть столовых и кафе на кампусе, которые пользуются большой популярностью среди студентов. Есть также стартапы в ИТ и других сферах. На этот год планируют увеличить количество стартапов и расширить сферу их внедрения. Мы задумались о том, что может университет сделать более конкурентоспособным и что может быть полезно региону.

А это в том числе повышение качества в индустрии гостеприимства. Мы понимаем туристический, рекреационный потенциал нашей территории.

Но главные проекты, конечно, не эти. Главные проекты для нас связаны с инженерным образованием. Первый из них называется М4. Он сфокусирован на образовании в области горного дела, металлургии, материалов, связывает несколько наших инженерно-технических институтов.

Цели проекта – готовить кадры опережающего развития и заниматься исследованиями, которые тоже имеют опережающий характер.

Общеизвестно: все, что делают университеты, во многом, за редким исключением, имеет догоняющий характер. Мы готовим кадры, которые нужны сейчас, и делаем разработки, которые нужны сейчас. А задача университетов – думать о будущем, и этот проект – способ, площадка для того, чтобы о будущем начинать думать сейчас.

Для того чтобы обеспечить реализацию крупных проектов, туда должны прийти люди с другим типом образования.

– А мы знаем, каким оно должно быть?

– Да, конечно. Они должны по-другому относиться к окружающей среде. Они должны думать о том, как делать свои отечественные технологии либо «приземлить» здесь на отечественных условиях. Они должны уметь объединять людей вокруг себя и управлять ими, а не просто быть винтиком в системе.

– То есть то, что называют soft skills?

– Да, это, в общем, хорошо известные вещи, но это достаточно сложно сделать, когда речь идет о потоковом образовании.

Второй проект, тесно увязанный с первым, это центр низкоуглеродного развития. Это то, что усиливает нас в части экологического просвещения. Кроме того, это направление с деятельностью климатического научно-образовательного центра мирового уровня, инициаторами которого мы стали.

Тут мы размышляем о том, каким должно быть образование наших будущих специалистов, что они должны знать, выходя из стен университета, помимо профессиональных аспектов. Они должны в том числе понимать принципы устойчивого развития, иметь представление о том, как можно встроить экологическую компоненту в свою профессиональную деятельность.

Есть и конкретная научная работа. Мы создали карбоновый полигон, проводим лесоклиматические исследования. Это уже прямая компетенция центра низкоуглеродного развития. Причем это серьезные исследования федерального уровня. Одно из них касалось лесоклиматического потенциала трех субъектов Енисейской Сибири: Тывы, Хакасии и Красноярского края. В каком-то смысле это настольная книга для чиновников, которые лесным комплексом управляют.

В этом году мы должны запустить центр сертификации углеродных единиц, то есть фактически начать предоставлять эту услугу.

Еще один наш стратегический проект называется «Институт цифровых гуманитарных исследований». Если первые два проекта – это про базовую нашу деятельность, которая связана с инженерным образованием и ориентируется на другой технологический уклад, то два других проекта, «Гастрономический R&D парк» и «Институт цифровых гуманитарных исследований», – это про качество жизни здесь. В том числе про управление оттоком граждан. А для этого важна плотность интеллектуальной, культурной среды, различные сервисы на территории.

Если мы будем заниматься только инженерным образованием, даже правильным, нужны еще и условия для того, чтобы сюда люди приезжали и желали здесь остаться. Нужны иные сервисы, компании. Кроме качественного питания, люди должны о чем-то думать, с кем-то об этом говорить, ходить в театры, кино, библиотеки.

Именно на создание этих ценностей направлены гуманитарный и гастрономический проекты.

– Будет ли расширен перечень стратегических проектов?

– Да, у нас есть определенные планы. Мы пришли к выводу, что нам недостаточно четырех стратегических проектов. В прошлом году у нас появилась концепция проектов второго эшелона, то есть тех, которые стратегическими пока не являются, но могут ими стать. Это «Центр промышленной биотехнологии», «Центр искусственного интеллекта».

– Центр искусственного интеллекта – это дань моде?

– У нас разные исследовательские группы используют сквозные технологии, работают с большими данными, с нейросетями. Как минимум, таких исследовательских групп в университете пять, они успешны. Мы понимаем, что это для нас может быть стратегической ставкой. Поэтому осознанно проектируем такой центр. Например, один из наших ученых занимается подбором составов люминофоров, которые могут влиять на качество и рост растений.

Это очень серьезная, масштабная перспектива для арктического и космического земледелия. Здесь мы плотно конкурируем с Китаем. Искусственный интеллект позволяет существенно ускорить процесс создания новых люминофоров. Другая исследовательская группа занимается разработкой суспензии, которая вытесняет из породы нефть. И там тоже используется искусственный интеллект. Мы видим, что эти компетенции могут быть востребованы в разных науках.

Стоит отметить, что, помимо фундаментальных научных исследований, мы выполняем большой объем прикладных, по заказам наших партнеров – крупнейших компаний, присутствующих на территории края. Для этого создан центр трансфера технологий. Это место, где происходит коммуникация между производственниками и нашими учеными. Сегодня объем НИОКР у нас вырос до миллиарда трехсот тысяч рублей. А в плане до 30-го года должно быть 4 миллиарда. Это очень амбициозная задача. Но вот мы к ней идем.

– А как вы синхронизируете свои планы с задачами страны, региона?

– Все, что артикулируется президентом и потом уже формализуется на уровне правительства, мы стараемся примерять на себя. То есть первое, что делаем, когда проходит очередное послание президента, – мы сразу смотрим на те поручения, которые по итогам могут быть даны, и как университет может реализовать какую-либо задачу, которую обозначил президент.

– По последнему посланию какие задачи вы для себя обозначили?

Создание кампуса мирового уровня. Кстати, губернатор уже поставил такую задачу. Для нас это вызов, потому что в принципе кампус есть. А вот каким должен быть кампус в Красноярске – это как раз и есть смысловая задача. То есть не просто построить новые корпуса и лабораторную базу. Надо, чтобы это место решало крупные федеральные и региональные задачи.


СФУ входит в топ-20 ведущих университетов России

С 2007 года дипломы Сибирского федерального университета получили 100 370 выпускников

В СФУ:

• учатся (бакалавриат, специалитет, магистратура) 27 211 человек

• студенты из 42 стран мира

• реализуется более 450 образовательных программ по 150 направлениям подготовки и специальностям

• ведется более 420 научно-исследовательских проектов по 80 научным направлениям

• входит в десятку университетов России по количеству обучающихся

• ежегодно поступают учиться более 9 000 абитуриентов

• 24 учебных корпуса, 1 468 лекционных аудиторий, лабораторий и учебные кабинетов, 30 общежитий

Стратегические партнеры СФУ – ПАО «НК «Роснефть», ПАО «Норильский никель», МКПАО «ОК РУСАЛ», ПАО «Полюс», АО «СУЭК», ПАО «РусГидро»

Фото: пресс-служба СФУ (sfu-kras.ru), Руслан Рыбаков, Олег Кузьмин, Александр Жуковец

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
30 апреля 2024
Кто и на каких условиях может оформить льготный кредит на квартиру?
До 2031 года продлили программу выплат по 450 тысяч рублей многодетным семьям в помощь на погашение ипотеки. По поручению главы государства
Без рубрики
30 апреля 2024
Победить врага внутри себя
Сегодня существует масса методик лечения наркомании. Клиники предлагают не только медикаментозное избавление от зависимости, но и плазмаферез или внутривенное лазерное
Без рубрики
29 апреля 2024
Как вернуть тепло в дома
В № 18 от 8 марта 2024 года газеты «Наш Красноярский край» был опубликован материал «Если холодно в квартирах». Поводом для