Комитет по государственному строительству, местному самоуправлению и развитию институтов гражданского общества обсудил проект государственной антикоррупционной программы Красноярского края на 2015–2017 годы. В конце прошлого года депутаты уже обсуждали эту программу, но согласования документ так и не прошел, поскольку вызвал ряд существенных замечаний и дополнений. По мнению членов комитета, программа была перенасыщена общими положениями, при этом мероприятия прописаны недостаточно конкретно.
Депутаты рекомендовали правительству края более четко определить меры по включению в антикоррупционную программу не только государственных краевых, но и муниципальных структур, занятых в сфере государственных закупок, включить в перечень целевых индикаторов показатели, характеризующие уровень фактических случаев, когда разные группы населения сталкиваются с коррупционными фактами в личной практике.
Докладчик по вопросу – заместитель начальника управления губернатора края по безопасности и взаимодействию с правоохранительными органами Николай Сарапулов – сообщил, что в доработанном варианте программы учтена большая часть замечаний депутатов. Программа стала менее объемной, но более конкретной. Одновременно в нее внесли изменения в соответствии с федеральными новеллами, не учтенными в предыдущей редакции. В то же время разработчики не посчитали нужным включить мероприятия, пересекающиеся с деятельностью органов внутренних дел и органов местного самоуправления, поскольку это не предусмотрено федеральной антикоррупционной программой.
Программа включает в себя пять основных направлений, в том числе нормативное правовое обеспечение антикоррупционной деятельности, профилактику коррупции на государственной и муниципальной службе, антикоррупционную профессиональную подготовку, финансовый контроль в бюджетной сфере и в сфере закупок для государственных нужд, обеспечение законодательства при совершении сделок краевыми бюджетными, автономными и унитарными учреждениями и предприятиями. Среди целевых индикаторов исполнения программы – своевременное исполнение запланированных мероприятий и оценка населением мер по противодействию коррупции, основанная на данных социологических исследований. Предполагается, что ежегодно в срок до 15 февраля губернатор края будет представлять Законодательному собранию отчет о реализации программы за прошедший календарный год.
В процессе обсуждения доработанного варианта программы депутаты вновь высказали ряд замечаний. Председатель комитета Алексей Клешко, отметив, что в программе стало меньше лозунгов и больше конкретики, подчеркнул, что, используя за основу федеральный образец программы, все же необходимо учитывать собственную практику и краевые нюансы. Депутат предложил применять более конкретные целевые индикаторы, например, проводить социологические исследования среди разных групп населения – предпринимателей, граждан, воспользовавшихся государственными услугами, и прочих. При этом необходимо собрать статистику, сталкивались ли люди лично с фактами проявления коррупции, например, с вымогательством. Если такой мониторинг проводить ежегодно, то, исходя из роста или снижения показателей, можно будет оценить эффективность действия программы.
Член комитета по государственному строительству и председатель комитета по природным ресурсам и экологии Александр Симановский предложил включить в программу требование к субъектам получения государственных субсидий раскрывать данные о собственниках предприятий – получателей господдержки, чтобы краевые деньги не уходили в офшоры. Кроме того, не помешало бы руководителям этих предприятий вместе с заявкой на субсидию подавать декларацию о собственных доходах, как это делают госслужащие.
– Бывает, просят субсидии при миллиардных доходах как предприятия, так и собственники, – заметил депутат.
Его поддержал Алексей Клешко, который напомнил, что в крае порядка 25 тысяч бюджетников получают заработную плату на уровне прожиточного минимума, а субсидии порой выделяются по просьбе руководителей предприятий, на балансе которых числятся собственные вертолеты.
В итоге комитет все же согласовал представленный вариант программы, однако в своем решении отразил все замечания и предложил внести изменения в текст документа в течение текущего года.