На сессии Законодательного собрания депутаты заслушали доклад уполномоченного по правам человека в Красноярском крае. Марк Денисов рассказал о проблемах реализации конституционных прав и свобод граждан на территории региона в 2014 году. Увы, соблюдение прав человека пока далеко от идеального – их нарушение порой носит массовый характер: остро не хватает жилья, значительная часть населения находится за чертой бедности. Сегодня одной из главных проблем является дефицит доверия, разрыв между обществом и властью.
Ежегодные доклады Марка Денисова неизменно вызывают интерес народных избранников, и нынешний не стал исключением. Парламентарии по достоинству оценили компетентность и неравнодушие краевого омбудсмена, яркую, подчас публицистически заостренную манеру изложения нелицеприятных фактов.
Точки на карте
Как сообщил Марк Геннадьевич, в 2014 году в аппарат уполномоченного поступили 2 131 жалоба и обращение. Это на 3,7 % меньше, чем в 2013 году. Омбудсмен выезжал в территории, проводил личный прием граждан. Всего же за 13 лет в аппарат уполномоченного поступили 26 104 обращения, то есть в среднем 2 008 обращений в год.
Наибольшую озабоченность вызывает ситуация в городах Боготол и Ачинск, в Эвенкийском, Иланском и Канском районах, где число жалоб к уполномоченному практически удвоилось. «Весь прошлый год красной точкой был город Боготол», – особо подчеркнул Марк Денисов. Выросло также количество обращений из краевого центра.
В то же время по многим районам и городам края в прошедшем году отмечается снижение количества обращений. Наиболее существенно уменьшилось количество обращений из Норильска, Назарово, Енисейска, Минусинска, Сосновоборска, из Енисейского, Курагинского, Новоселовского, Емельяновского и Сухобузимского районов. Отдельных слов благодарности заслуживает работа муниципальных властей Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, откуда стало поступать на треть меньше обращений от жителей.
Грустная статистика
В целом статистика обращений граждан выглядит так. На нарушения прав детей (защита материнства и детства, семьи) люди пожаловались 364 раза. По правам на жилище (предоставление жилья, приватизация, выселение, постановка на учет) поступила 331 жалоба. Относительно прав на судебную защиту, справедливое судебное разбирательство обратились 280 человек.
Осужденные из учреждений уголовно-исполнительной системы написали 244 письма. То, что их права на достоинство, свободу и личную неприкосновенность нарушены, посчитали 178 граждан. На социальное обеспечение пожаловались 111 человек. По поводу действий или бездействия должностных лиц федеральных, краевых, муниципальных, правоохранительных органов было 119 жалоб в адрес уполномоченного.
О том, что их права на получение юридической помощи ущемлены, заявили 139 жителей края. Чуть меньше – 114 человек – сетовали на охрану законом потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью. Также были обращения по нарушению права на труд (112); на охрану здоровья и медицинскую помощь (73); на образование (71) и т. д.
К примеру, людей тревожат проблемы с земельными участками. Они обозначены в многочисленных обращениях многодетных семей. Этой льготной категории под строительство домов отводятся земельные участки непривлекательного вида: с неровностями почвы, оврагами, а также участки без проведенных коммуникаций, что требует непосильных для них финансовых вложений.
– Народ у нас золотой, умный и стойкий. Важно, чтобы тяготы, которые сегодня легли на страну, все делили поровну. Чуть меньше пафоса, чуть больше стойкости – и все у нас получится, – такими словами закончил свой доклад уполномоченный по правам человека в крае Марк Денисов.
Глаза в глаза
Народные избранники задали омбудсмену вопросы и высказали ряд конструктивных предложений и пожеланий.
– Вы постоянно в своих докладах затрагиваете такие темы, как переселение из ветхого жилья, из районов Крайнего Севера, быт семей, в которых есть инвалиды, трудности многодетных семей, – сказал Павел Семизоров. – Как вы считаете, за последние два года федеральные, краевые и муниципальные органы власти реагируют на данные факты и есть у вас ли инструмент воздействия на федеральные органы власти?
Денисов ответил, что с федеральными структурами он работает: «канал связи – это Элла Памфилова», уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, и Координационный совет уполномоченных, куда регулярно приходят федеральные министры, «где можно глаза в глаза о таких проблемах говорить». По поводу прогресса в решении проблем людей омбудсмен выразился так: «Уверен, что в ближайшие годы уполномоченный без работы не останется». По его словам, за год права восстанавливаются всего у 12 % обратившихся к нему людей. Этого мало.
Виктор Кардашов поинтересовался структурой обращений и попросил пояснить, в чем причина того, что лидирующую строку по жалобам занимают «федералы», а краевые власти показывают относительно хороший результат. Марк Денисов объяснил это в том ключе, что федеральные структуры – это в основном силовой блок, «это жесткие вопросы, где стоит на кону жизнь и свобода, и люди бьются очень активно и до конца, потому и жалоб много». «Муниципалы» находятся ближе к народу, к ним чаще попадают на прием простые люди, которые несут на обсуждение свои житейские вопросы. Управленческая же культура выше на краевом уровне. Здесь отстроены все процедуры по работе с гражданами. В этом плане муниципалитеты пока отстают.
Марина Добровольская поделилась такой идеей по поводу платежей за капремонт:
– Комитет по вопросам законности и защиты прав граждан предложил уполномоченному совместно составить обращение в федеральные органы власти. Нужны нормальные, объективные ответы на ряд вопросов. Следует обращаться к тем, кто придумал это ноу-хау!
Марина Ивановна поддержала убеждение Марка Геннадьевича в том, что пожилым людям бремя капремонта непонятно и не нужно.
Слово в острой дискуссии взял председатель комитета по промышленности и вопросам жизнеобеспечения Анатолий Матюшенко:
– Хочу отметить юридическую неточность. Это не услуга населению и конкретному человеку – это обязательный взнос собственника на обеспечение коллективной безопасности, и возраст не имеет здесь никакого значения. Это – ответственность собственника. Кроме того, срок 30 лет – максимум всей программы. Все дома, которые нуждаются в капремонте, должны быть по закону отремонтированы в ближайшие 10 лет.
Внятные объяснения
Вопросы омбудсмену задали Всеволод Севастьянов, Валерий Сергиенко, Вера Оськина. Поддержку коллег заслужило конструктивное предложение Сергея Зяблова:
– Было бы целесообразно на очередную сессию пригласить ответственных лиц по тем темам, которые сегодня обозначены. Нужно услышать от них объяснения, по какой причине те или иные проблемы и задачи не решаются или решаются, но плохо. Речь идет об ответственных на краевом или муниципальном уровне.
Подвел итог обсуждения председатель краевого парламента Александр Усс:
– Что касается организации нашей дальнейшей работы по части реагирования на прозвучавшую в докладе информацию, то будет подготовлено соответствующее постановление. Активное участие в этом примет профильный комитет и сам уполномоченный по правам человека в крае. Одновременно считаю важным проанализировать положения этого доклада уже сейчас. Вполне возможно, что на очередную сессию мы пригласим тех должностных лиц, которые могут оперативно реагировать на прозвучавшие темы.