На мою просьбу провести экскурсию по агрохозяйству Михаил Ширкин, извиняясь, замечает: некогда, посевная, каждый час дорог. На востоке края погода не радует – в мае выпал снег. Впрочем, осадки не помешали начать работы на полях. Вот и спешит Михаил. Работников в хозяйстве мало. Приходится самому и землю подготавливать, и боронить, и сеять.
От отца к дочери
ООО «Мираж» в Ирбейском районе не самое крупное хозяйство. Есть и побольше. Это раньше «Мираж» по 5–6 тысяч га засевал, нынче объемы снизил. В прошлом году полторы тысячи гектаров пашни распахали, в этом снизили до тысячи. Почему? Работать некому. У руководителей ООО «Мираж» есть желание поднимать сельское хозяйство, но хорошего работника в окрестных деревнях не найти. Не желают сельчане быть скотниками, пастухами и пахарями.
Держится «Мираж» на Нине Хоменко и Михаиле Ширкине. Брат и сестра дело приняли из рук своего отца Александра Гавриловича. В советские времена он председательствовал в местных колхозах. А когда в 1990-х хозяйства стали разваливаться, взял в собственность солидный земельный надел, открыл в деревне Александровке крестьянско-фермерское хозяйство. Затем переквалифицировался в индивидуального предпринимателя, а в начале 2000-х хозяйство стало обществом с ограниченной ответственностью – так по налогам проще. Держали коров, овец, свиней, лошадей. Как-то Александр Гаврилович увидел по телевизору алтайских красавцев – статных, мощных рысаков. Загорелся, поехал на Алтай и привез оттуда несколько жеребят.
– Отец все время для народа старался, чтобы у людей на селе работа была, вот и держал хозяйство, – рассказывает Нина Хоменко. – Хотя большой прибыли оно и не приносило.
Основатель «Миража» ушел из жизни три года назад. Рассказывают – спешил убрать урожай. Завершил страду, и на следующее утро его не стало, остановилось сердце. Дело продолжили дети. Генеральным директором ООО стала Нина, Михаил ей помогает. Он все больше с техникой – ремонтирует, сам в поле работает. И на тракторе может, и на комбайне, и на КамАЗе. Замечает: труд тяжелый, времени на отдых вообще не остается. Но нравится ему эта сельская работа. Да и свое дело – не бросишь.
И директор, и пекарь, и аптекарь
Нина Александровна рьяно выруливает на легковушке по своим полям. Ей везде нужно успеть – посмотреть, как сев идет, на выпас сгонять – буренок и лошадей проведать, да еще и бумажной работы в достатке.
– Я и директор, и пекарь, и аптекарь, – шутит Нина. – Могу укол скоту поставить, а сушилка начинается, постоянно с мужиками там работаю. Михаил жестко с людей спрашивает, я помягче. Потому и работники рядом со мной держатся.
Сначала не хотела, говорит, в деревню возвращаться. Уехала в Иркутск учиться, окончила факультет государственного управления Байкальского института экономики и права, вышла замуж, родила ребенка. В декретном отпуске была, когда отец обратно в село позвал: «Для вас хозяйство держу, помогайте». Приехала в 2005 году и втянулась. Председательские дети с малых лет к работе приучены. В семье их четверо было: два старших брата, Нина и еще один приемный мальчишка. У всех свои буренки. Нужно их накормить, подоить.
– Когда хозяйство начиналось, я студенткой была, – вспоминает Нина Хоменко. – Сначала семьей работали на полях. Надел увеличивался – родственники помогали, затем работников принимать стали.
Сегодня в «Мираже» трудится 10 работников. Они обслуживают 186 лошадей, 200 коров, три тысячи гектаров пашни. Что-то засевается, остальное под выпас и сенокос идет. Коровам и лошадям тоже кормиться нужно. Весь скот – мясного направления. В 2008 году «Мираж» начал разводить красавцев герефордов. В край начали поставлять мраморное мясо. Впрочем, сегодня хозяйство держится за счет приплода. Благодаря государственной помощи фермеры стали активнее скупать телят перспективной породы. А жеребят везут в Казахстан. Покупатели прямо в хозяйство Нины Хоменко приезжают, забирают малышей партиями – только документы готовь.
В деревенском темпе жизни
Александр Гаврилович Ширкин постоянно в долгах был – брал кредиты, чтобы удержать хозяйство на плаву. Его дочь поступает иначе. Справляется имеющимися средствами. Хватает и на зарплату рабочим, и на обновление парка техники. В прошлом году приобрели дискатор и грабли, четыре «Кировца». Еще одни грабли уже в этом сезоне купили. Есть и культиваторы, и бороны, и лущильник, косилки, КамАЗы, «Беларусы» и МАЗ-полуприцеп, комбайны «Полесье» и «Енисей». Большинство техники еще со времен отца действует. Старая уже, требует обновления.
– Техника есть, да только половина стоит, – машет рукой Нина. – В сезон хороших работников днем с огнем не найдешь. Есть у нас костяк, на него и надежда. Наши мужики все могут. Сегодня мы сеем, а завтра задождилось – могу на стройку их отправить.
В посевную того десятка универсальных сельчан, что трудятся в «Мираже», ой как мало. Хорошо бы на каждый трактор по водителю посадить, но надежных нет. Неделю отработает, зарплату получит – и в загул. Удивительно, но на селе самая большая проблема – пастух. В прошлые годы даже из Зеленогорска людей привозили, чтобы скот пасли.
– Городские работают, а местные не хотят. Мы им и баньку построили, и жилье предоставляем, и питание, – рассказывает Михаил Ширкин. – Подал объявление в местную газету: «Требуется пастух». Мне звонит мужчина, говорит: за голову тысячу рублей плати. А у меня 200 коров! Как быть?
Работники в «Мираже» получают хоть и небольшую, но стабильную зарплату – 10–15 тысяч рублей. Возможно, были бы выплаты больше, и работники охотнее шли бы в сельскохозяйственное предприятие. Но ООО и так на грани рентабельности действует. Солярка подорожала, запчасти на комбайны и трактора тоже не дешевы. «Кировец» откапиталили зимой – около миллиона отдали. А весной его на поле заклинило. Новый двигатель заказали – еще 280 тысяч.
Конечно, существует государственная поддержка сельхозпроизводителя. В прошлом году, например, Ирбейскому району на развитие АПК выделили приличные деньги. Два крестьянско-фермерских хозяйства в Михайловке и Юдине получили по четыре миллиона рублей, «Дарам Малиновки» в Чухломино на организацию молокопереработки более 15 млн рублей выделили. ООО «Мираж» в список счастливчиков не попало. Хотя проект Нины Хоменко заслуживал внимания.
И мясо, и зерно руководители «Миража» сдают перекупам. Цены, конечно, мизерные, но куда деваться. В районе нет своей мясопереработки. И Нина Александровна загорелась построить убойный цех и организовать переработку мяса:
– В прошлом году решила поучаствовать в грантовой программе, написала бизнес-план. В районе давно нужно убойный цех сделать. Можно было не только своих герефордов обрабатывать, но и у населения скот принимать, с другими районами договоры заключить. Отказали. А нынче с моим бизнес-планом на господдержку другая фирма заходит. Обидно до слез.
Брат и сестра говорят: в сельском хозяйстве всегда так – живешь как в сказке. Чем дальше, тем страшнее. Шутка, конечно. Но темп жизни здесь не сравнится с городским, хоть и говорят, мол, спокойно в деревне, неторопливо. Так считают те, кто никогда не был на посевной или уборочной. Да и зимой работы хватает у сельчан.
В 2017 году зерновыми и зернобобовыми в крае планируется засеять 1 млн 70 тысяч га. Это на полтора процента (15 тыс. га) больше, чем в прошлом году. Около 67 процентов посевной площади займет пшеница, 30 процентов – серые хлеба, 2–3 процента – горох.
В кормовом клине на 40 процентов увеличится посев масличных культур, в том числе на 30 процентов ярового рапса.
На 14 процентов возрастут площади зернобобовых, на 8 процентов – кукурузы.
Площадь посадки картофеля нынче увеличилась на 40,4 процента и составила 6,6 тыс. га, овощи посадили на площади 1,4 тыс. га (на 27,3 процента больше).
На конец мая аграрии засеяли зерновыми 776,5 тыс. га – 74 процента от плана.