Митрополит Красноярский и Ачинский Никита: «Нам даются правила, которые позволяют нам совершенствоваться»

Митрополит Красноярский и Ачинский Никита: «Нам даются правила, которые позволяют нам совершенствоваться»
Фото: пресс-служба Красноярской епархии

Митрополит Красноярский и Ачинский Никита только три месяца в должности. Он пострижен в монашество в Калужской области. Здесь же после окончания Московской духовной академии трудился преподавателем в Калужской духовной семинарии, служил настоятелем храмов, а затем избран епископом. В Красноярск приехал в апреле этого года – решением Священного Синода ему определено быть Преосвященным Красноярским и Ачинским, главой Красноярской митрополии, вместо митрополита Пантелеимона, который ушел с поста по состоянию здоровья. НКК владыка Никита рассказал о своем понимании жизни и веры.

– Владыка, вы недавно прибыли в Красноярск. Чем наш край отличается от других мест вашего служения?

– Прежде всего размерами. Когда я получил назначение в Красноярск, подсчитал, что Красноярский край – это 80 Калужских областей, где я раньше служил. Масштабы грандиозные. Если в Калужской области я добирался до самого отдаленного прихода максимум за полтора часа, то сейчас приходится иногда и пять-шесть часов быть в пути. Исходя из этого нужно планировать график своего служения, чтобы везде успеть.

– Что считаете своей главной миссией в Красноярской епархии?

– Служение Богу, как и в любом другом месте. Мы как солдаты – куда отправляют архиерея, там он и служит – собрал чемодан и поехал. И слава Богу за это. Есть такое понятие – промысел Божий. Господь помещает человека в условия, ситуацию, наиболее для него благоприятные в духовном плане. Православная церковь, христиане понимают, что самая главная цель и задача нашей жизни – спасение души. И здесь промысел Божий играет огромную роль. Если ты здесь оказался, значит, это твое место, наиболее полезное для твоего духовного совершенствования. Красноярск прекрасное место. Я приехал сюда с надеждой на помощь Божию. Он определит и подскажет, что следует изменить.

– В Красноярском крае много подвижников. Священники участвовали в спецоперации – спасали души бойцов, многих крестили. Как вы считаете, они герои?

– Безусловно. У священника на фронте цель не воевать, а поддерживать бойцов духовно. В сложных ситуациях духовные запросы выходят на первый план. И к кому обратиться человеку, если не к священнику. На фронтовой территории много храмов – в землянках, палатках. И батюшки совершают в них богослужения. Из Красноярской епархии несколько священников командированы на СВО через Синодальный отдел по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами Русской православной церкви. Недавно ко мне приходил батюшка за благословением заключить контракт на службу в зоне спецоперации.

– Отпускаете? Ведь и в приходах Красноярского края тоже важно с людьми работать.

– В сегодняшней ситуации мы должны выбирать, что для нас главное. На месте – в приходе – мы можем заместить священника другим. А вот отправиться за тысячи километров, чтобы окормлять солдат, решится не каждый. И мы должны поддерживать такие стремления. Как сказал один батюшка: «Там мои дети, я не могу их оставить». Это особый подвиг. Священник, который едет туда, понимает, что может не вернуться. У нас есть случаи, когда батюшки погибали на полях сражений при исполнении своего пастырского долга. В том числе вынося раненых с поля боя. Они участники сражений, но без оружия. Грудью стоят на пути пули, которая летит в солдата.

– Многие отрасли сейчас жалуются на недостаток кадров. А как в Церкви обстоят дела?

– А это всеобщая проблема. На нас, так же как на всех отраслях экономики, сказался демографический кризис 1990-х – начала 2000-х годов. Людей просто не хватает. В этом году в одну из крупных семинарий России на 29 мест поступали 24 человека, при этом четверых не приняли. Но мы стараемся держаться. Отмечу, что в Красноярской епархии в приходах служит много молодых священнослужителей.

– Мне кажется, это большой плюс – лучше находят общий язык с молодыми людьми.

– Это, конечно, хорошо. Но есть и пожилые священники, которые вокруг себя собирают подрастающее поколение. Это особый дар – общаться с молодыми людьми.

– А священник должен уметь разговаривать на языке молодежи?

– Священник должен разговаривать с молодежью на понятном для нее языке. А для этого духовенству следует встречаться с подрастающим поколением, использовать интернет, соцсети. Все это помогает достучаться и быть понятным новому поколению. Тогда молодежь поймет, что Церковь – это не система запретов: нельзя есть определенные продукты, нельзя одеваться слишком открыто и прочее. Нет, это свобода во Христе. Вот что должны понять молодые люди.

– А что значит – свобода во Христе? Это же не вседозволенность?

– Это значит быть с Богом постоянно и соразмерять свои действия с Евангелием, с заповедями Господними. Нам даются правила, которые позволяют нам совершенствоваться. Почему в определенные места нельзя приходить в шортах и шлепанцах? Потому что внешний вид человека очень часто говорит о его внутреннем состоянии. Ты можешь одеваться комфортно, но не должен нарушать интересы людей, которые тебя окружают. Ограничиваешь себя для того, чтобы твоя свобода не нарушала свободу других людей.

– Не зря же сказано: «Возлюби ближнего своего». А что в вашем понимании любовь?

– Есть две основополагающие заповеди, которые нам Господь оставил. И обе о любви. «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем своим» и «Возлюби ближнего своего, как самого себя». И мы должны их исполнять. Возлюбить ближнего своего значит не быть помехой в его жизни. Это жертвенное отношение к человеку, к людям, которых ты любишь всем сердцем. Любовь не приторная и не навязчивая. Господь говорит: «Нет большей любви того, кто душу свою положит за други своя». И это не только к воинам относится, а ко всем православным христианам. Если ты готов отдать жизнь за ближнего – это настоящая любовь. И нельзя любить Бога, не любя человека. Всякий, кто говорит: я люблю Бога, а ближнего своего ненавидит, – лжет.

– В чем, вы считаете, основная проблема современного мира?

– Удаление от Бога, от нравственных принципов жизни человека. Это большое омирщвление (поглощенность миром материального), когда человек утрачивает нравственные ориентиры, забывает о духовной составляющей своей жизни. Полностью погружен в вещизм, заботится исключительно о своем земном существовании и равнодушен к окружающим. Такой всепоглощающий эгоизм мы наблюдаем сейчас у большинства людей Земли. Человек полностью погружен в атмосферу греха и вседозволенности – утратил смысл своего существования. Ведь он не в достижении как можно большего числа материальных благ. Зачем мы пришли в этот мир? Как можно больше накопить денег? Устроить свою жизнь комфортно? Стремиться к богатству? Все это бессмысленно с духовной точки зрения.

– А зачем же мы пришли в этот мир?

– Для духовного совершенства. Мы в этот мир приходим, чтобы явить себя достойными вечной жизни. Необходимо помнить об этом!

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
5 декабря 2025
«За ленточку» ездят особые люди
5 декабря в России отмечается День волонтера. С началом специальной военной операции добровольчество получило новый виток развития: в него пришли
Без рубрики
5 декабря 2025
Бойцам – повышенные выплаты
Красноярцы начали получать первые повышенные выплаты при заключении контракта для участия в СВО. Новые условия вступили в силу 10 ноября
Без рубрики
5 декабря 2025
Миллион зеленых елок жить отправились в леса
«Восточно-Сибирская нефтегазовая компания» (ВСНК), дочернее общество НК «Роснефть», ведущая разработку Юрубчено-Тохомского нефтегазоконденсатного месторождения в Эвенкии, продолжает восстанавливать сибирские леса. Благодаря
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности