Митрополит Красноярский и Ачинский Никита: «Нам даются правила, которые позволяют нам совершенствоваться»

Митрополит Красноярский и Ачинский Никита: «Нам даются правила, которые позволяют нам совершенствоваться»
Фото: пресс-служба Красноярской епархии

Митрополит Красноярский и Ачинский Никита только три месяца в должности. Он пострижен в монашество в Калужской области. Здесь же после окончания Московской духовной академии трудился преподавателем в Калужской духовной семинарии, служил настоятелем храмов, а затем избран епископом. В Красноярск приехал в апреле этого года – решением Священного Синода ему определено быть Преосвященным Красноярским и Ачинским, главой Красноярской митрополии, вместо митрополита Пантелеимона, который ушел с поста по состоянию здоровья. НКК владыка Никита рассказал о своем понимании жизни и веры.

– Владыка, вы недавно прибыли в Красноярск. Чем наш край отличается от других мест вашего служения?

– Прежде всего размерами. Когда я получил назначение в Красноярск, подсчитал, что Красноярский край – это 80 Калужских областей, где я раньше служил. Масштабы грандиозные. Если в Калужской области я добирался до самого отдаленного прихода максимум за полтора часа, то сейчас приходится иногда и пять-шесть часов быть в пути. Исходя из этого нужно планировать график своего служения, чтобы везде успеть.

– Что считаете своей главной миссией в Красноярской епархии?

– Служение Богу, как и в любом другом месте. Мы как солдаты – куда отправляют архиерея, там он и служит – собрал чемодан и поехал. И слава Богу за это. Есть такое понятие – промысел Божий. Господь помещает человека в условия, ситуацию, наиболее для него благоприятные в духовном плане. Православная церковь, христиане понимают, что самая главная цель и задача нашей жизни – спасение души. И здесь промысел Божий играет огромную роль. Если ты здесь оказался, значит, это твое место, наиболее полезное для твоего духовного совершенствования. Красноярск прекрасное место. Я приехал сюда с надеждой на помощь Божию. Он определит и подскажет, что следует изменить.

– В Красноярском крае много подвижников. Священники участвовали в спецоперации – спасали души бойцов, многих крестили. Как вы считаете, они герои?

– Безусловно. У священника на фронте цель не воевать, а поддерживать бойцов духовно. В сложных ситуациях духовные запросы выходят на первый план. И к кому обратиться человеку, если не к священнику. На фронтовой территории много храмов – в землянках, палатках. И батюшки совершают в них богослужения. Из Красноярской епархии несколько священников командированы на СВО через Синодальный отдел по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами Русской православной церкви. Недавно ко мне приходил батюшка за благословением заключить контракт на службу в зоне спецоперации.

– Отпускаете? Ведь и в приходах Красноярского края тоже важно с людьми работать.

– В сегодняшней ситуации мы должны выбирать, что для нас главное. На месте – в приходе – мы можем заместить священника другим. А вот отправиться за тысячи километров, чтобы окормлять солдат, решится не каждый. И мы должны поддерживать такие стремления. Как сказал один батюшка: «Там мои дети, я не могу их оставить». Это особый подвиг. Священник, который едет туда, понимает, что может не вернуться. У нас есть случаи, когда батюшки погибали на полях сражений при исполнении своего пастырского долга. В том числе вынося раненых с поля боя. Они участники сражений, но без оружия. Грудью стоят на пути пули, которая летит в солдата.

– Многие отрасли сейчас жалуются на недостаток кадров. А как в Церкви обстоят дела?

– А это всеобщая проблема. На нас, так же как на всех отраслях экономики, сказался демографический кризис 1990-х – начала 2000-х годов. Людей просто не хватает. В этом году в одну из крупных семинарий России на 29 мест поступали 24 человека, при этом четверых не приняли. Но мы стараемся держаться. Отмечу, что в Красноярской епархии в приходах служит много молодых священнослужителей.

– Мне кажется, это большой плюс – лучше находят общий язык с молодыми людьми.

– Это, конечно, хорошо. Но есть и пожилые священники, которые вокруг себя собирают подрастающее поколение. Это особый дар – общаться с молодыми людьми.

– А священник должен уметь разговаривать на языке молодежи?

– Священник должен разговаривать с молодежью на понятном для нее языке. А для этого духовенству следует встречаться с подрастающим поколением, использовать интернет, соцсети. Все это помогает достучаться и быть понятным новому поколению. Тогда молодежь поймет, что Церковь – это не система запретов: нельзя есть определенные продукты, нельзя одеваться слишком открыто и прочее. Нет, это свобода во Христе. Вот что должны понять молодые люди.

– А что значит – свобода во Христе? Это же не вседозволенность?

– Это значит быть с Богом постоянно и соразмерять свои действия с Евангелием, с заповедями Господними. Нам даются правила, которые позволяют нам совершенствоваться. Почему в определенные места нельзя приходить в шортах и шлепанцах? Потому что внешний вид человека очень часто говорит о его внутреннем состоянии. Ты можешь одеваться комфортно, но не должен нарушать интересы людей, которые тебя окружают. Ограничиваешь себя для того, чтобы твоя свобода не нарушала свободу других людей.

– Не зря же сказано: «Возлюби ближнего своего». А что в вашем понимании любовь?

– Есть две основополагающие заповеди, которые нам Господь оставил. И обе о любви. «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем своим» и «Возлюби ближнего своего, как самого себя». И мы должны их исполнять. Возлюбить ближнего своего значит не быть помехой в его жизни. Это жертвенное отношение к человеку, к людям, которых ты любишь всем сердцем. Любовь не приторная и не навязчивая. Господь говорит: «Нет большей любви того, кто душу свою положит за други своя». И это не только к воинам относится, а ко всем православным христианам. Если ты готов отдать жизнь за ближнего – это настоящая любовь. И нельзя любить Бога, не любя человека. Всякий, кто говорит: я люблю Бога, а ближнего своего ненавидит, – лжет.

– В чем, вы считаете, основная проблема современного мира?

– Удаление от Бога, от нравственных принципов жизни человека. Это большое омирщвление (поглощенность миром материального), когда человек утрачивает нравственные ориентиры, забывает о духовной составляющей своей жизни. Полностью погружен в вещизм, заботится исключительно о своем земном существовании и равнодушен к окружающим. Такой всепоглощающий эгоизм мы наблюдаем сейчас у большинства людей Земли. Человек полностью погружен в атмосферу греха и вседозволенности – утратил смысл своего существования. Ведь он не в достижении как можно большего числа материальных благ. Зачем мы пришли в этот мир? Как можно больше накопить денег? Устроить свою жизнь комфортно? Стремиться к богатству? Все это бессмысленно с духовной точки зрения.

– А зачем же мы пришли в этот мир?

– Для духовного совершенства. Мы в этот мир приходим, чтобы явить себя достойными вечной жизни. Необходимо помнить об этом!

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
1 февраля 2026
Красноярский край подвел итоги года в статусе столицы финансовой культуры
Неотъемлемым навыком современного человека является финансовая грамотность. Умение распоряжаться доходами, планировать расходы, противостоять мошенникам, избегать финансовых рисков влияет на благополучие
Без рубрики
31 января 2026
Жить активно и долго
Региональная программа «Сибирское активное долголетие» запущена в нашем крае в прошлом году в рамках национального проекта «Семья» по инициативе губернатора
Без рубрики
30 января 2026
Православные праздники в 2026 году: календарь с датами и пояснениями
Ищете полный и точный календарь главных православных праздников на 2026 год? Мы собрали для вас все важные даты: переходящие и
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности