– Анна Яковлевна, как здоровье? Как день прошел? – в маленьком домике на Чернышевского одна комната, у окна с расшитыми занавесками социальный работник Тамара Сафронова измеряет давление своей подопечной – 90-летней Анне Яковлевне Гусак, которая уже более 20 лет живет одна. И все это время к ней ходят такие помощники.
– Для нас ведь, Анна Яковлевна, здоровье – самое важное, так? – Тамара Леонидовна улыбается – и старушка улыбается в ответ, кивает. Видно, что общение с этим человеком доставляет ей настоящую радость.
Мама, а не мачеха
Тамаре Леонидовне в следующем году самой 55 лет, шутит, что скоро станет такой, как ее «клиенты», – «старенькой». Весь свой участок, а это дома в старой Покровке и квартиры в новостройках, она обходит пешком. По сугробам, с тяжелыми сумками, с 9 утра до 5 вечера навещает людей, которым без ее помощи не справиться. Не всегда это одинокие люди: у кого-то, как, например, у Анны Яковлевны, есть родственники, но без Тамары Леонидовны все равно не обойтись.
– Я рядом живу, в Северном, – рассказывает внучка Наташа. – Сколько ни уговаривала бабушку ко мне поехать жить – ни в какую. Сама, говорит, буду. Тут и огород маленький есть, картошку сажаем, главное – приехать окучить, иначе бабушка сама все сделает.
– У меня раньше во дворе ни одной соринки не было, – подхватывает разговор Анна Яковлевна. – Я ж всю жизнь работаю, в колхозе с 13 лет, отца не стало, когда мне 9 было. Всегда все сама делала, и за скотиной ходила, и двор убирала, а вот сейчас – не могу, помощники нужны. Спасибо, что приходят, помогают.
Работы в частном доме на самом деле много. Дрова сложить, уголь перетаскать, воды принести – и это все кроме привычных для соцработника походов по магазинам, врачам, ЖЭКам. График у сотрудников соцслужбы ненормированный – подопечные могут и вечером позвонить, попросить принести что-то, закапать глаза, да и просто – хотят поговорить.
– Только в отпуск ухожу, они мне звонят: как дела? Сижу дома с внуками, говорю, блины пеку, булочки. Они мне: молодец, отдыхай от нас. А сами все равно звонят. Привыкают, скучают. И я переживаю, – Тамара Леонидовна рассказывает, что старается даже не ходить на больничный, чтобы у старичков не было стресса, когда вместо нее приходит другой человек. – Из отпуска выхожу, а одна бабушка мне говорит: наконец-то мама пришла. Я ей: а вас что – обидели? Я же знаю, что за меня хороший человек работает. Нет, говорит, просто без тебя мачеха приходила, а ты – мама.
«Ни деньги, ни бизнес – ничего не нужно»
Тамара Леонидовна работает третий год. До этого долгое время занималась бизнесом – они с мужем держали ларек. После смерти супруга бизнес разладился.
– Я год тогда сидела с внуками, их у меня трое – в садик очередь ждали, – вспоминает она. – Все газеты читала, вот и о соцработниках статьи в том числе. Мне нравится, когда люди благодарность выражают, когда сразу понятно, хорошо ты работаешь или нет. И я поняла – вот моя работа!
Уважение к старшему возрасту, как вспоминает Тамара Леонидовна, у нее еще с детства: мама долго ухаживала за дедушкой, ветераном войны, который семь лет лежал парализованным. В душе у юной Томы тогда осталось желание помогать тем, кто не может о себе позаботиться: больным, беспомощным людям.
– Да и вообще я жалостливая, – подводит итог Тамара Леонидовна. – У меня большое сердце – на всех хватит. Любовь наши клиенты чувствуют, без любви в нашей профессии работать не получится. Я их чувствую. Они – меня. Не знаю, почему так. И мне сейчас никакой другой работы не надо – ни денег, ни бизнеса. Кажется, я нашла свое призвание.
Тамара Леонидовна рассказывает, как помогает своим подопечным бодриться, как они, в свою очередь, поддерживают ее, когда настроение не очень. Говорит: знает чуть ли не наизусть семейные альбомы, но никогда не отказывается снова и снова их разглядывать: пока листаются старые страницы с пожелтевшими фотографиями, бабушки и дедушки превращаются во вчерашних парней и девушек. И вроде как молодые опять, и нет болячек и груза прожитых лет – вот такая терапия.
– Если честно, им просто не хватает общения, – приходит к общеизвестному, но от этого не менее значимому выводу Тамара Леонидовна. – Особенно тем, кто уже не выходит из дома. Очень не хватает. Хочется, чтобы родные приходили и звонили чаще. И мы с родственниками держим тесную связь. Если чувствуем: дедушка, например, захандрил, – сразу звоним внуку и просим, чтобы пришел в гости. У нас с родственниками одна цель – чтобы их близким было комфортно, поэтому общий язык находим всегда.
Тесная связь и у самой Тамары Леонидовны с подопечными: настолько близкая, что ее непосредственная начальница, которая была закреплена за этим участком на протяжении 20 лет, даже немного «притормаживает» свою сотрудницу. Боится того, что модные психологи называют «эмоциональным выгоранием» – переживает, что все слишком близко берет Тамара Леонидовна к сердцу. А она, как кажется на первый взгляд, совсем такой проблемы не видит – для многих она на самом деле стала полноправным членом семьи. Вот и Анну Яковлевну поучает:
– Ты только никому дверь не открывай. А то шляются по Покровке всякие, – строго говорит Тамара Леонидовна.
– А я-то что, у меня разве клад какой есть? – отшучивается Анна Яковлевна.
– Да ты, ты мой клад. К кому ж я ходить-то буду?
У социальных работников свой язык: подопечных они, в соответствии со всеми нормативными актами, называют клиентами, душевный разговор, который входит, как говорится, в обязательную программу, – это услуга. Но за всеми этими казенными словами скрывается то, что нельзя измерить и описать. То, что в наше время почему-то в большом дефиците: теплота и доброе, по-настоящему человечное отношение к тем, кто когда-то был так всем нужен, а сегодня беспомощен и нуждается в чуткости и корректной помощи. И этому на самом деле не учат ни в одном университете, это может быть только призванием.
Чтобы хотелось жить дальше
Заведующая отделением социального обслуживания на дому № 5 центра социального обслуживания населения Центрального района города Красноярска Ирина Феликсовна Акишина – непосредственный начальник Тамары Леонидовны. Долгие годы она занималась социальным обслуживанием тех клиентов, которые перешли под попечительство соцработника Сафроновой. Двадцатилетний опыт позволил ей понять, что самое важное в этой работе.
– Сейчас в нашем отделении на обслуживании 110 человек и 16 соцработников. На каждого – восемь нуждающихся в помощи. Участки смешанные – часто бывает так, что живут люди и в домах с печным отоплением, и в новостройках. В частных домах услуг, конечно, больше – нужно воды принести, двор подмести, снег почистить, дрова заказать и сложить. Иногда это достаточно тяжелый физический труд.
Прежде чем человека взять на обслуживание, нужно понять, что нужно клиенту, какие услуги он от нас ждет. Кому-то соцработник ближе по возрасту нужен – поговорить хочется. А у нас есть социальные работники – молодые девочки, с ними бабушкам, может быть, не так интересно будет. Все подбираем так, чтобы было комфортно и социальному работнику, и клиенту.
Соцработниками могут быть только те люди, которые способны к сопереживанию. Могут выслушать, понять человека. Но самое главное, чтобы человек был ответственным. От ответственности в нашей работе, можно сказать, и жизнь зависит – мы же очень часто и лекарства приносим. Контролируем, как их принимают. И деньги тоже, счета люди доверяют оплачивать, решать какие-то важные вопросы.
В наши задачи входит подбадривать человека. Он получает, например, инвалидность – и расстраивается уже даже от одного этого слова. Очень переживает, не может к новому статусу привыкнуть. И часть нашей профессии – найти такие слова, чтобы человеку хотелось жить дальше.